Главные вкладки

    Рабочая программа (подготовительная группа) на тему:
    программа дополнительного образования

    Соседкина Наталья Юрьевна

    программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon na_poroge_shkoly.doc132 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                             

                                                                                                         

                                                                             

    ПРОГРАММА

    дополнительной образовательной услуги

    «На пороге школы»

    Попытка заменить игру учением за партой

    приведет лишь к развитию негативного отношения к учебе,

    отсутствию развития учебной мотивации.

    Л.С. Выготский

    Введение

    Радикальные изменения, осуществляемые в ходе социально-экономических реформ в современном отечественном образовании, актуализирует проблему преемственности в обучении и воспитании при переходе с одной ступени образования на другую, в частности из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу. Целостное развитие личности ребенка, поступательное обогащение его творческого потенциала могут быть обеспечены в процессе осуществления преемственности в ДОУ и начальной школе.

       В законе РФ «Об образовании» отмечено, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. В основе образовательного процесса должно лежать понимание общей стратегической для всех ступеней образования задачи – обеспечение целостного развития личности и специфических, приоритетных направлений в работе: для начальной школы – формирование у детей способности учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благоприятным, основной формой его самовыражения; для дошкольного образовательного учреждения – раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих безболезненный естественный переход ребенка в школу.

       Из множества задач, решаемых на ступени дошкольного образования, одной из важнейших является подготовка детей к школе.

      А.И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».

       На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

      1.Личностная готовность.

       Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной  (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системы мотивов. Таким образом ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

       2.Интеллектуальная готовность.

       Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

    • дифференцированное восприятие;
    • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
    • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
    • логическое запоминание;
    • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
    • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
    • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

      3.Социально-психологическая готовность.

       Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс. Где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающейся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

    Пояснительная записка

       Возраст 6-7 лет связан с наступлением переломного, критического периода жизни. Ребенок переходит от одного способа переживания среды к другому. Происходит перестройка переживаний. Она связана с завершением дошкольного цикла развития и ожиданием школьного цикла.

    Самая существенная черта кризиса 7 лет – начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка, утрата непосредственности, привнесение в поступки интеллектуального момента.

    В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. К 7 годам завершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий головного мозга, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. Слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека.

    Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.

    Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

         К шести годам необходимость в признании другими собственной значимости начинает частично конкретизироваться у ребенка в потребности ощущения и признания окружающими его компетентности в тех или иных сферах деятельности. Старший дошкольник хочет показать: смотри, что я умею! – и именно эта потребность является базовой в мотивации учебной  деятельности.

       Ощущение потребности в компетентности как особой форме сознательной человеческой активности способствует появлению направленности на преобразование самого себя. Учиться – это как раз и значит повышать свою компетентность, изменять, совершенствовать себя, а не окружающий предметный мир.

    Целью программы является создание интересной и содержательной с позиций общих представлений об окружающем мире системы знаний детей. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, развитие его интеллектуальных способностей и позитивных качеств личности.

    Решаются следующие задачи:

    • целенаправленное формирование у детей мотивации и интереса к обучению;
    • развитие вариативного мышления, творческих способностей;
    • развитие речи, умение аргументировать свои высказывания;
    • развитие сенсорных и интеллектуальных процессов, приемов умственной деятельности;
    • развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника;
    • формирование способности планировать свои действия, выполнять их в соответствии с заданными правилами, добиваться нужного результата;
    • формирование умения владеть своим поведением, устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

    Содержание программы направлено:

    • обеспечение эмоционального благополучия, комфортности ребенка;
    • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
    • создание условий для полноценного развития личности ребенка;
    • формирования коммуникативных навыков;
    • сохранение психического и физического здоровья;
    • интеллектуальное развитие ребенка;
    • взаимодействие и сотрудничество с семьей.

    Принципы организации образовательного процесса:

    Занимательности , необходим для вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирование желания выполнять предъявляемые требования и стремление к достижению конечного результата.

    Сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоционального раскрепощения.

    Интеграции знаний в единое поле деятельности способствует адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе.

      Методические средства и приемы:

    • индивидуальный подход к каждому ребенку;
    • коллективная работа;
    • беседа, рассказ;
    • физкультминутки, загадки, скороговорки;
    • игры (пальчиковые, подвижные);
    • малые театральные постановки;
    • работа в тетради (ручка, карандаш);
    • вырезание (использование ножниц, бумаги, красок и т.д.);
    • мозаика.

    Технология работы:

    Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

      Результаты работы:

    • умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
    • развитие творческих способностей;
    • сформирование у детей устойчивого положительного отношения к самому себе, уверенность в своих силах, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
    • всестороннее развитие познавательных способностей;
    • легкая адаптация к школе.

    Содержание занятий по развитию речи и обучению грамоте.

      Развитие словаря: Правильное использование слов, обозначающих названия предметов и явлений природы. Освоение слов, обозначающих оттенки цветов, разновидности размера. Развитие умения сравнивать предметы, находить признаки сходства и отличия и на этой основе объединять предметы в группы. Обогащение словаря синонимами, антонимами, родственными словами.

    Связная речь: развитие умения составлять связные описательные рассказы. Обучение детей точному и правильному подбору слов, характеризующих способности предметов.

    Формирование грамматического строя речи: упражнять детей в изменении слов по числам, родам, падежам, знакомить с предлогами. Обучение способам связи слов в словосочетания и предложения.

    Словообразование: образование слов на основе однокоренного слова с помощью суффиксов, приставок.

    Развитие звуковой культуре речи. Обучение грамоте, чтению: умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуки родного языка, находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове, звуковой состав слов, место ударения.

    Знакомство с гласными буквами и звуками, правилами их написания после согласных звуков.

    Знакомство с согласными звуками и буквами. Мягкость – твердость звуков, звонкость-глухость.

    Обучение чтению путем слияния двух гласных букв, гласной и согласной в открытых слогах. Чтение коротких текстов и составление из букв слогов.

    В конце года дети должны:

          1.Хорошо владеть понятиями: слово, звук, буква, предложение; знать порядок букв и их названия (алфавит).

     2.Различать гласные и согласные звуки.

     3.Правильно ставить ударение в знакомых словах.

          4.Свободно и осознанно читать трехбуквенные слова, читать по слогам с           постепенным переходом к чтению целыми словами.

         5.Уметь составлять из букв разрезной азбуки слоги.

         6.Уметь составлять простые предложения и интонационно проговаривать их в соответствии со знаком на конце.

         7.Проявлять интерес к чтению, родному языку.

    Учебный план

    6-7 лет

    Количество занятий в год

    Время 1 занятия

    58

    25-30 мин

    Календарный план

    Месяцы

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    Часы

    6

    8

    8

    6

    8

    8

    8

    6

                                           

    Календарно-тематический план

    № занятия

    Тема

    Цель

    Сентябрь

    1

    День знаний

    Создание условий для практической реализации интереса ребенка к школе.

    2

    В городе простых слов

    Учить употреблять слова, обозначающие живые и неживые предметы и явления природы.

    3

    Цифры

    Закрепление знаний о цифрах.

    4

    Улица слова - действия

    Формирование понятия о слове, обозначающем действие.

    5

    Цвет

    Учить называть цвета и его оттенки.

    6

    Улица слова – признаки

    Формирование понятия о словах, обозначающих признаки предмета.

    Октябрь

    1

    Рынок

    Учить составлять описательные рассказы об овощах и фруктах по схеме.

    2

    Форма

    Учить определять предметы по форме.

    3

    Магазин погоды

    Учить составлять описательные рассказы с помощью опорных сведений о временах года.

    4

    Величина

    Учить определять и отличать предметы по величине.

    5

    Магазин игрушек

    составлять описательные рассказы об игрушках.

    6

    Обратный счет

    Учить правильно, считать в обратном порядке.

    7

    Фотоателье

    Составлять рассказы о своей семье.

    8

    Длиннее. Короче.

    Учить определять и употреблять термины длиннее и короче.

    Ноябрь

    1

    Улица слов – приятелей

    Познакомить детей с синонимами.

    2

    Измерение длины

    Учить измерять длину.

    3

    Улица слов – спорщиков

    Познакомить детей с антонимами.

    4

    Складывание

    Учить складывать предметы и примеры.

    5

    Улица родственных слов

    Учить подбирать родственные слова.

    6

    Вычитание

    Учить вычитать предметы и примеры.

    7

    «В стране дидактических игр»

    Закреплять знания детей.

    8

    Решаем примеры

    Закрепление решения примеров на сложение и вычитание.

    Декабрь

    1

    Город – парк

    Различать слова и предложения.

    2

    Страна «Задачка»

    Учить составлять и решать задачи.

    3

    Аттракцион «Прятки»

    Формировать у детей понятие о предметах.

    4

    Высокое - низкое

    Учить определять высоту предметов.

    5

    «Карусель настроений»

    Познакомить со средствами интонационной выразительности.

    6

    Состав числа

    Учить из каких чисел состоит однозначное и многозначное число.

    7

    Знакомство

    Знакомство с гласными звуками и буквами.

    8

    Счет до 20

    Закрепление счета от 10 до 20.

    Январь

    1

    Буквенок

    Познакомить с йотированными гласными.

    2

    Ориентировка в пространстве

    Учить детей ориентироваться на листе бумаги и в пространстве (право, лево, вверх, вниз).

    3

    На репетиции

    Закрепить дифференциацию: буква – звук.

    4

    Найди по схеме

    Знакомство с минутами и часами.

    5

    В гости к гласным буквам

    Знакомство с буквами.

    6

    Время

    Знакомство с понятием время (временной отрезок)

    Февраль

    1

    Гласные буквы

    Учить выделять указанный звук в слове.

    2

    Часы  

    Знакомство с понятием минута, часы, секунда.

    3

    Дружные буквы

    Закреплять знания о согласных звуках и буквах.

    4

    Противоположности

    Учить находить и видеть противоположности в вещах, предметах.

    5

    Сонорные буквы

    Различать буквы и звуки.

    6

    Решаем задачки

    Закрепление составления и решения задач.

    7

    Прятки

    Формировать понятие «парные согласные»

    8

    Больше. Меньше.

    Учить определять большинство и меньшинство в примерах.

    Март

    1

    «Занимательные игры»

    Расширять словарный запас детей за счет использования в речи предлогов и наречий.

    2

    Узкое. Широкое.

    Знакомство с понятием и измерением узкого и широкого.

    3

    «Как зовут нас,  подскажи»

    Знакомство с парными согласными.

    4

    Тяжелое. Легкое.

    Учить определять на ощупь и визуально массу предметов.

    5

    Свистящие буквы

    Знакомство с парными свистящими,

    6

    Послушный карандаш

    Учить правильно владеть карандашом и умение дорисовывать в зеркальным отражении.

    7

    Замок Змея – Горыныча

    Знакомство с шипящими согласными.

    8

    Веселые клеточки

    Умение правильно видеть и воспринимать клетку.

    Апрель

    1

    Хохотунчики

    Знакомство с согласными Х и Ц.

    2

    Разгадай ребусы.

    Закрепление знаний и математических понятий.

    3

    Парад букв в городе Буквинске

    Закрепить знания детей о буквах, звуках и их особенностях в речи и на письме.

    4

    Страна «Таблица»

    Учить детей заполнять и ориентироваться в таблице.

    5

    Буквенное лото

    Формировать понятие ударных и безударных гласных.

    6

    Математические цепочки

    Учить самостоятельно составлять и заполнять математические цепочки.

    7

    Цепочка слов

    Уметь различать на слух все звуки речи.

    8

    Составь задачку

    Закреплять умение составлять и записывать задачку.

    Май

    1

    Пари слов

    Учить образованию существительных единственного и множественного числа.

    2

    Объемные фигуры

    Учить понятия и различия с фигурами куб, шар, конус, параллепипед.

    3

    Улица мужского и женского рода

    Различать род существительных.

    4

    Умные клеточки

    Закреплять умения видеть и рисовать схемы и рисунки.

    5

    Волшебная страна

    Закрепление пройденного материала.

    6

    Развлечение «АБВГДейка»

    Развитие коммуникативных умений, связной речи.

    Диагностика детей дополнительного образования

    Фамилия, Имя ребенка

    Соотносит цифру и кол-во предметов

    Составляет и решает задачи

    Употребляет синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов

    Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»

    Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах

    Измеряет длину предметов

    Делит предметы на части

    Итог

    В – высокий уровень

    С – средний уровень

    Н – низкий уровень


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

          Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

    ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования

    дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Шахматы»

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Шахматы»...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

    При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

    Приложение №1 к программе дополнительного образования по обучению детей 6-7 лет вокально-хоровым умениям "Домисолька" Педагогический мониторинг осовения программы дополнительного образования за 2017-2018 г.

    Приложение №1  к программе дополнительного образования по обучению детей 6-7 лет вокально-хоровым умениям "Домисолька" Педагогический мониторинг осовения программы дополнительного образ...