Семинар «Толерантное сознание и поведение детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему
Семинар для педагогов дошкольного образования о толерантном поведении детей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Толерантное сознание и поведение
детей дошкольного возраста»
Сегодня на семинаре мы поговорим о толерантном сознании и поведении детей дошкольного возраста.
1. Прежде всего скажите, что такое толерантность?
2. У вас есть определения понятия толерантность, сейчас вы их зачитаете и нам надо будет выбрать то определение, которое больше всего подходит нам???
Игра «Мозговой штурм»
Цель игры – дать возможность участникам сформулировать понятие толерантности и осознать его многоаспектность. Участники делятся на 3 команды, каждая из которых выбирает своё определение толерантности из предложенных вариантов:
- сотрудничество, дух партнёрства;
- готовность мириться с чужим мнением;
- уважение человеческого достоинства;
- уважение прав другого человека, принятие его таким, каков он есть;
- способность поставить себя на место других;
- уважение права быть иным;
- признание факта многообразия;
- отказ от принципов доминирования и причинения вреда и насилия.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, какое определение более удачно?
- Можно ли понятию «толерантность» дать одно определение?
Вывод: понятие «толерантность» имеет множество сторон и определений, и каждое из них выявляет лишь одну сторону данного понятия.
Послушайте какое определение толерантности дается в научной литературе. В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение других людей, признание их равенства, отказ от доминирования и насилия как признание многомерности (многообразия) человеческой культуры, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия к преобладанию какой-либо одной точки зрения.
ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — разновидность правомерного поведения, основанного на философии толерантности или веротерпимости. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, которая проявляется в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В принятой ЮНЕСКО Декларации принципов толерантности отмечается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих разные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.
Подведение итогов
- Как видим, без толерантности человеку нелегко устроить свою жизнь, поэтому уже сейчас стоит помочь нашим детям найти себя. Надо помочь ребёнку обратить внимание на самого себя, задуматься об особенностях своего характера, своего «Я».
2. Для этого мы подумаем и обсудим какие формы и методы формирования толерантного сознания и поведения существуют.
Разнообразные приёмы и методы:
- упражнения детей в элементарном анализе и сравнении предметов (дома тёплых и холодных стран; одежда для различного климата и т.д.);
- моделирование (составление карты – схемы, макета города, «деревья – характеры»);
- постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы;
- наблюдение – живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор;
- создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя), использование сюрпризных моментов (появление сказочного персонажа);
- использование цикла бесед, игр- диалогов;
- чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в общественных местах;
- прослушивание музыкальных произведений разных стран мира.
- Помимо специально организованных занятий, бесед, экскурсий, целевых прогулок большое внимание в реализации задач формирования толерантности у детей уделяла совместной деятельности взрослого с детьми. Использовала дидактические игры, как например: «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн); настольные: «Каков мастер, такова и работа», «Чей хвост, чья голова», «С какого дерева листок», «Зеленая аптека»; сюжетно-ролевые: «Башня мира», «Готовимся к празднику», «Детский сад»; театрализованные игры: «Друг всегда придет на помощь», «Как поссорились Солнце и Луна», «Как вести себя на улице», «Театр», которые помогают формировать соответствующие знания и навыки, подвижные игры народов России.
- Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывали праздники, утренники, массовые мероприятия, которые традиционно проводились в группе: День пожилого человека, День Матери;Осенняя ярмарка;Новогодний утренник; Рождественские колядки; День защитников ОтечестваМасленица;
- Конкурсы, соревнования, викторины.
- Большое воспитательное значение имеют коллективные творческие дела, так как каждый ребёнок наиболее полно раскрывался, узнавал что-то новое о ребятах, с которым он знаком уже не первый год, находил новых друзей.
- В течение учебного года интересно проходили такие коллективные дела, как «Подарок далеким друзьям», «Вечер весёлых загадок», «Город весёлых мастеров», «Наша планета нуждается в нас», «В защиту ёлочки».
3. Перед вами лежит конспект занятия направленный на формирование одной из стороны толерантности. Прочитайте его и скажите на развитие какой стороны направлено занятие (предложить стороны)
Какими методами пользуется воспитатель?
Планы – конспекты занятий по формированию толерантности у детей седьмого года жизни
Тема: «Разноцветные люди»
Программное содержание: формировать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей, развивать коммуникативные навыки, расширять представления об окружающем мире и разных странах, развивать логическое мышление.
Оборудование и материалы: глобус, фотовыставка, «Клуб любителей путешествий».
Ход занятий
Воспитатель:
-Какие страны вы знаете?
-В какой стране живем мы с вами?
-Значит мы…(россияне).
На свете много стран. В каждой стране живут люди. Люди разных национальностей, они говорят на разных языках, у них разный цвет кожи, но все равно очень похожи друг на друга.
(Воспитатель выставляет на наборное полотно иллюстрации с изображением детей разным цветом кожи: темнокожий ребенок, славянского типа, восточного).
Воспитатель: посмотрите на этих детей. Чем они отличаются? (цветом кожи, глаз, волос).
(Воспитатель читает стихотворение.)
Есть у кровати спинка,
А у чайника – носик,
А у тумбочки- ножки,
А у кастрюли- ручки,
А в этой большой кастрюле
Есть очень вкусный компот.
А у меня-
И ножки,
И ручки,
И носик,
И спинка.
И вот еще что:
Очень голодный живот! М. Яснов
Воспитатель:
-А что у детей общего? (глаза, рот, руки, ноги.)
Правильно ребята. Все они дети, у них одинаковые части тела, все они в будущем станут взрослыми людьми. Послушайте стихотворение про сходства.
На свете все на все похожи:
Змея - на ремешок из кожи;
Луна - на круглый глаз огромный;
Журавль - на тощий кран подъемный;
Кот полосатый - на пижаму;
Я - на тебя, а ты – на маму. Р. Сеф
Все дети очень похожи друг на друга. Главное сходство между детьми разных стран в том, что они любят играть, веселиться, любят своих родителей, друзей.
А теперь давайте поиграем игру «Найди отличие». Для этого надо разделиться на команды.
Воспитатель делит детей на четыре команды. В группе на четырех столах разложены иллюстрации (по 10 шт. на каждом) можно использовать цветные вырезки из журналов.
Воспитатель: Вот задание, посмотрите на свои картинки. Разложите их на две стопки, определив главное отличие. (Картинки надо заранее подобрать таким образом, чтобы на них были представлены люди с разным цветом кожи, но отличительным признаком было что-то другое, например, настроение, и т. д.Дети должны догадаться, по какому признаку надо разложить картинки. Таким образом, в одной стопке окажутся: русский, японец, африканец. )
Варианты классификации:
Возраст: взрослый, ребенок;
Признаки пола: девочки, мальчики;
Настроение: радостные, грустные;
Хобби: рисование, спорт.
Дети выполняют задание, потом объясняют, почему разложили картинки именно так.
Проводится игра «Четвертый лишний».
У каждой команды карточка с четырьмя картинками.
Дети должны посмотреть на карточки и сказать, кто здесь лишний и почему?
Например:
Три ребенка разных национальностей одеты в спортивную форму, а один в зимней шубке.
Три ребенка разных национальностей с длинными волосами, а один с короткой стрижкой.
Три ребенка разных национальностей спят, а один бодрствует.
Три ребенка разных национальностей едят мороженое, а один пьет сок.
Дети объясняют, по какому признаку выбрали лишнего.
Воспитатель помогает детям сделать вывод, что при выполнении этого задания они обращали внимание не на цвет кожи, а на занятия, интересы, вкусы детей. Значит, дети могут быть в чем-то похожи и чем-то отличатся, национальность здесь ни при чем.
Итог занятия
Воспитатель предлагает детям подойти к мольбертам и нарисовать портреты друг друга. В конце занятия все любуются работами.
4. Послушайте какие педагогические условия необходимы для формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста:
педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста:
1. ^ Создание толерантного пространства дошкольного учреждения, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя комфортно, защищено и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром. Педагогический коллектив представляет собой модель, по которой ребенок может сформировать свое представление о коллективе взрослых, о способах, приемах общения и взаимодействия. Поэтому цели и задачи самосовершенствования, саморазвития коллектива в плане формирования толерантного пространства, в котором укрепляется атмосфера уважения, доброжелательности и внимательного отношения друг к другу, являются первостепенными в жизни образовательного учреждения.
2. ^ Подготовка воспитателя дошкольного учреждения соответствующая целям и задачам толерантного воспитания. От его личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов, мировоззрения зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности. Трудно представить, что нетерпимый к другим педагог сможет воспитать у ребенка толерантное отношение к другим людям, к другим культурам. Таким образом, выделим те качества, которыми должен обладать педагог в интересующей нас воспитательной ситуации:
– общая национальная культура педагога, культура сотрудничества и взаимодействия;
– глубокое знание национальной культуры, проявление ее в поведении;
– профессиональное мастерство, освоение новых приемов работы;
– психологическая установка на толерантность, этнокультурное общение;
– отношение к детскому коллективу как свободной общности единомышленников;
– стремление к самоанализу и саморазвитию.
3. ^ Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности. К такого рода технологиям относятся личностно-ориентированые технологии, такие как: диалог, дискуссия, сотрудничество. Диалог является одним из ведущих компонентов современной гуманистической парадигмы. Диалог – способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения. В рамках этой технологии передается разнообразная информация, как по существу разговора, так и о собеседниках, об их внутреннем мире и уровне сформированности коммуникативной и диалоговой культуры. В сфере диалогового общения специфическое место занимает дискуссия. Главная цель дискуссии – развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности. Следующей педагогической технологией является сотрудничество, которое подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого.
4. ^ Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
5. ^ Разработка и внедрение в педагогическую практику дошкольных учреждений специальных программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Давайте подведем итог. Надо ли в детях формировать такое качество как толерантность? Толерантность сознания и поведения???
6. И закончим сегодня семинар не просто, а покажем, какие мы добрые, отзывчивые люди – мы все друг другу скажем комплименты. Будем говорить по очереди соседу, который сидит слева от вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».
Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности». Формирование основ толерантной культуры – одна...

Родительское собрание с элементами практического семинара "Роль семьи в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста"
Данная работа может быть интересна педагогам-психологам, воспитателям ДОО при организации работы с детьми....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОКРУЖЕНИЯ
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Поэтому, проблема толерантнос...

Семинар Тема: «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города»
Семинар «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города»...

Семинар-практикум для педагогов «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста»Нарушение поведения детей является одной из психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, п...

Семинар-практикум для воспитателей «Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
Большой проблемой для воспитателей, родителей и самих детей является детская агрессивность, которая сегодня встречается все чаще и чаще. Наличие агрессивных форм поведения у детей является показателем...

Деструктивное поведение детей дошкольного возраста: профилактика и коррекция Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Деструктивное поведениедетей дошкольного возраста: профилактика и коррекцияСеминар-практикум для педагогов ДОУПсихология современного детства в начале XXI века существенно меняется под влиянием эконом...