перспективный план кружка ИЗО "Капельки"
материал (средняя группа) по теме

Гудкова Ольга Викторовна

пояснительная записка,цели и задачи,учебно-тематический план,методическое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_kruzhka_kapelki.docx48.56 КБ

Предварительный просмотр:

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

1.1.Направленность программы…………………………………………………3

1.2.Актуальность программы…………………………………………………….3

1.3.Практическая значимость программы  ……………………………………4

1.4.Новизна и отличительная особенность программы………………………..5

1.5. Цели и задачи программы……………………………………………………6

1.6. Виды и техники нетрадиционного рисования……………………………...7

1.7.Срок реализации, возраст обучающихся…………………………………….8

1.8.Форма занятий, режим занятий……………………………………........…...8

1.9.Ожидаемый результат………………………………………………………..8

2.Учебно-тематический план кружка « капельки»……………………………..9

2.1.Тема, содержание, программное содержание  Октябрь—Ноябрь……….10

2.2. Тема, содержание, программное содержание  Декабрь—Январь……….11

2.3. Тема, содержание, программное содержание  Февраль—Март…………12

2.4. Тема, содержание, программное содержание  Апрель—Май……………13

3.Методическое  обеспечение программы……………………………………..14

4.Список используемой литературы……………………………………………16

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Направленность программы.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок » направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

 Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :

Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы «Капельки » по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель:

Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  -Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

    -Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 

- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели. 

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста:

 тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография
  • Срок реализации, возраст обучающихся
  • Программа рассчитана на 1 год. Общая продолжительность реализации дополнительной общеразвивающей программы составляет 128 часов
  • (4 часа в месяц).  
  • Возраст обучающихся: от 4 до 5 лет.
  • Состав группы средний возраст по 11-15 человек.

Режим занятий:

Средняя группа - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия .В год проводится 36занятий. Длительность занятия в средней группе  -20 мин

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

   Формы подведения итогов в конце года  реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса среди педагогов

Ожидаемый результат

посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

 - развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

 -  концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

 -Расширение и обогащение художественного опыта.

    -Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

     -Сформируются навыки трудовой деятельности

     -активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

    -умение находить новые способы для художественного изображения;

   -Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства

Учебно-тематический план занятий кружка «Капельки»

в средней группе

ОКТЯБРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Улитка

 

Рисование восковыми мелками, солью

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Грибы в лукошке

Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Цыпленок

Рисование кистью. Гуашь ватные диски.

Учить детей рисовать кистью и ватными дисками.. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4

собака

Рисование пальчиками

Учить детей техникой рисования пальчиками. Воспитывать у ребенка художественный вкус.

НОЯБРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Ежик

Работа с засушенными листьями

 Учить приклеивать засушенные листья на лист бумаги. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Портрет мамы

Рисование

Дорисовывать портрет до определенного образа. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Первый снег

Рисование свечой

изображать снежок с помощью свечи . Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

ежик

Рисование тычком. гуашь.

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

ДЕКАБРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Зимний лес

 

 рисование пальчиками

Учить рисовать деревья большие и маленькие. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Новогодняя гирлянда

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

 Дед Мороз

Аппликация ватные диски.

Учить наклеивать готовые детали из цветной бумаги. Воспитать у ребенка художественный вкус.

ЯНВАРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Ёлочка пушистая, нарядная

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Заснеженная рябинка

 

Рисование гуашью и ватными палочками.

Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Веселые снеговики

 

Комкание бумаги (скатывание)

 

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

ФЕВРАЛЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

снежинка 

Рисование солью

Упражнять в технике рисования солью. Развивать чувство композиции.  Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Цветочек для папы

Ватные диски

Упражнять в рисовании с помощью ватных дисков Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус

3

Зимний пейзаж

 

Рисование гушью

Учить рисовать простейшие зарисовки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4

незабудки

Ватные палочки, тонкая кисть, гуашь

Помочь детям освоить новый способ изображения ватными палочками, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Март

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

тюльпаны

Рисование карандашами ,восковыми мелками

Упражнять в рисовании восковыми мелками.. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Цыплята

 

Рисование гуашью

Учить рисовать простым карандашом, наносит краску и делать  рисунок веселым. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

птички

Рисование восковыми мелками

Учить рисовать простейшие фигурки птиц с помощью простого карандаша, пользоваться всей разноцветной гаммой мелков.

Воспитать у ребенка художественный вкус

.

4

медведь

 

Рисование тычком

Упражнять в рисовании тычком . Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

АПРЕЛЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

подснежники

 

Кисточка, гуашь, рисование пальчиком

Упражнять в рисовать пальчиками.. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Космическая луна

Рисование гуашь. наклеивание готовой формы

Учить тонировать лист бумаги.. Учить рисовать луну и звезды. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Цветы в вазе

Рисование гуашью

Упражнять рисовать простейшие цветы и вазу. воспитывать аккуратность при работе красками, желание помочь другу.

4

Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)

Рисование цветными мелками

Учить рисовать простейшие фигурки, , пользоваться всей разноцветной гаммой восковых мелков. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

МАЙ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

салют

 

Акварель или гуашь, восковые мелки

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют  с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Восковые рисунки.

Акварель. восковые мелки

Учить рисовать простейшие фигурки морских животных Пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей работать индивидуально.

3

 Как я люблю одуванчики

Рисование вилкой и ватными дисками

Учить детей рисовать вилками. развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитывать у ребенка художественный вкус.

4

Пчелки

рисование акварелью и пальчиками

Продолжать знакомить детей рисование пальчиками. Формировать чувство композиции  и вкуса.

Методическое обеспечение  занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Список принадлежностей для кружка ИЗО

  1. Бумага для акварели  А4 ( 2 набора по 20 листов)
  2. Акварельные краски  12цв.
  3. Гуашь 12 цв.
  4. Кисть плоская ( щетина)
  5. Кисть средняя
  6. Цветные карандаши (трехгранные 12 цв.)
  7. Клей карандаш ( большой)
  8. Клей пва
  9. Баночка для воды
  10. Восковые мелки 12 цв.
  11. Салфетки влажные 2 уп.
  12. Молярный скотч. 2 рулона

Информационное  обеспечение программы:

  • учебно-методические пособия;
  • демонстрационный и раздаточный материал;
  •  инструкции по технике безопасности

Список использованной литературы

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.

  1. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  3. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003
  5. С.В Погодина «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста» Москва 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план кружка

Перспективный план кружка по ручному труду...

перспективный план кружка

программа дополнительного образования детей кружок "Мой мир"...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Перспективный план кружка "Маленький художник"

Технология работы по ознакомлению детей старшего возраста с живописью....

Перспективный план кружка "Математическая игротека"

Предлагаю вашему вниманию перспективный план кружка по математике, где мы закрепляем изученный материал и спользуя развивающие игры, задания повышенной трудности, занимательный материал по математике....

перспективный план кружка "Юный скульптор"

Цель кружка: Учить детей пользоваться стекой, доской, соленым тестом, формочкой. Учить детей нетрадиционным методам в своих работах. Учить делить большой кусок на несколько маленьких кусочков. Развива...

Перспективный план кружка "Солнышко"

Пользуясь этим планом воспитываем в детях грацию,пластичность,умение красиво двигаться....