Мастер-класс
учебно-методическое пособие по теме

Ляшенко Юлия Сергеевна

Мастер- класс для педагогов "23 февраля - День защитников Отечества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_lyashenkoyu.s.docx40.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«23 февраля – День защитников Отечества»

Цель: познакомить  с истоками празднования 23 февраля.

              Уважаемые педагоги! Великий психолог Выготский писал, что «игра является ведущим видом деятельности ребенка». Действительно, детям бесполезно говорить о том, что, например,  очень полезно знать о каких-либо исторических событиях. Дошкольник послушает, некоторое время будет помнить, а может, вообще не запомнит, так как ему неинтересна сухая информация. А если эта информация будет предоставляться через игру, тогда можно с утверждением констатировать: дети с удовольствием, проигрывая, воспринимают с интересом новое.

       Моими помощниками в работе с дошкольниками по гражданско-патриотическому направлению являются наглядно-дидактические пособия. Одно из них – «Календарь важных событий». Цель: через познавательно-игровую деятельность познакомить дошкольников с элементарными историческими событиями страны. Его можно использовать в разнообразных формах работы с детьми: исторические минутки, тематические дни и недели, тематические праздники, непосредственно-образовательная деятельность и др.  Данное пособие используется мной при организации работы в семейном клубе «Патриот», при организации проектной деятельности, например, мы знаем, что 17 февраля страна отмечает «День кадетов». В календаре есть рубрики по конкретной теме и игровые задания, которые ребенок проигрывает вместе с педагогами, родителями и сверстниками и знакомится с важными историческими событиями.

      Сегодня я хочу продемонстрировать технологию его использования и надеюсь, что вы будете активными участниками познавательной игры. Хочу акцентировать внимание: на данном мастер-классе мы пройдем обзорно тему «23 февраля – День Защитника Отечества».

     Приглашаю к участию в мастер-классе желающих педагогов и присутствующих гостей.

Я сегодня расскажу о главном,

Для чего мужчины рождены,

Празднуют февральский день свой славный

Родины отважные сыны.

Если враг проснется наш забытый,

Встанут в строй мужчины как один,

Дело их – быть Родине защитой,

Каждый – патриот и гражданин!

Каждый четко знает, что Держава

За плечами сильными его,

Быть защитой – это честь и слава,

Нет важней на свете ничего!

Недавно в нашей стране отмечался День защитника Отечества. Скажите, пожалуйста, кто из вас знает, как появился этот праздник? (Предположительные ответы).

Чтобы познакомиться с праздником «День защитника Отечества» ближе, я приглашаю вас отправиться в виртуальное путешествие в Центральный музей вооруженных сил России, который находится в городе Москва. Звучит музыка «Москва, звонят колокола…. и т.д.»). Красная площадь помнит самые яркие страницы военной истории. Именно она является плацдармом для ежегодной демонстрации всему миру военной славы и мощи России (видеоролик Парада на Красной площади).  Приглашаю всех пройти  к зданию  Музея. Российский Центральный музей Вооруженных сил по праву считается не только самой крупной и знаменитой сокровищницей реликвий воинской славы. Это еще и лидер в научной области – музееведении,  храм военно-патриотического воспитания нашего народа.

В залах музея представлено около 15 тысяч экспонатов, раскрывающих историю Вооруженных Сил нашей страны.

        Пройдем в первый зал  –  «Истории революции». Уважаемые коллеги, а кто из вас знает, как и когда появился Праздник 23 февраля и с чем он был связан? (ответы)

Давайте узнаем точнее. Внимание на экран.  (видеоролик об истории возникновения праздника – 1,5 минуты).

Воспитатель:

Итак, в каком же году появился этот праздник? (ответы участников мастер-класса – 1918г.). И с чем он был связан? (с созданием рабоче-крестьянской красной армии.) Совершенно верно.  

Воспитатель: Переходим в следующий зал - зал  истории Гражданской войны. В Гражданской войне  одни были за революцию в России, другие – против неё. Добавилась здесь и война с иностранными интервентами, которые  стремились захватить часть территории российского государства в сложный для неё период. Рабоче-крестьянская армия  стала колыбелью многих великих полководцев нашей страны. Но не стоит недооценивать и  офицеров  Белой армии, за плечами которых был военный опыт и образование.  Давайте  освежим в памяти знаменитых героев российской истории, которые прославились   своим полководческим талантом.

Задание:  Давайте  вспомним эти имена и распределим  полководцев по «армиям». Я прошу вас присесть за столы и попробовать выполнить задание: распределить по армиям командиров красной и белой армии.

Красная армия: (Чапаев, Буденный, Конев, Фрунзе, Котовский)

Белая армия (Н.Н. Юденич, А.В. Колчак, П.Н. Врангель, А.И. Деникин, Л.Г.Корнилов)

Я предлагаю поместить в наш календарь  первую историческую личность – легендарного  полководца – Василия Ивановича Чапаева.

(в календарь помещается фото Чапаева)

Воспитатель: Россия никогда не вела захватнических войн. Её войны всегда были освободительные, за  свободу своей страны и территории. Мы переходим в следующий зал – зал Великой Отечественной войны. В этой войне наша красная армия показала весь свой героизм и силу. В 1945 году была написана самая популярная песня об Армии – «Несокрушимая и легендарная». Давайте послушаем отрывок  и попробуем  выделить из слов песни описание, которое дает ей автор.

Текст песни «Несокрушимая и легендарная»

Припев:
Несокрушимая и легендарная, 
В боях познавшая радость побед - 
Тебе любимая, родная армия 
Шлет наша Родина песню - привет. 

Родилась ты под знаменем алым 
В восемнадцатом грозном году. 
Всех врагов ты всегда сокрушала, 
Победишь и фашистов орду. 

Припев:
Победим, наша сила несметна, 
Гений Сталина в бой нас ведет. 
Наша армия в битвах бессмертна, 
Как бессмертен Советский Народ. 

Воспитатель: Молодцы! А что от себя вы можете добавить о нашей армии? (ответы педагогов), на слайде – фото армии и вылетают прилагательные об армии.

Воспитатель: Основным символом чести, доблести и славы является Боевое Знамя - знак, объединяющий воинскую часть и указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам государства. Сегодня у каждого рода войск существует свой знак. На слайдах  приведен список флагов Вооружённых Сил России. Я предлагаю разместить в нашем календаре  - Флаг верховного главнокомандующего вооруженными силами России. 

Значение цветов флага

Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная расшифровка заключается в следующем[185]:

  •      Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
  •      Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
  •      Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.

Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов. Кроме того, в дореволюционные времена существовали разнообразные трактовки значений этих цветов, например:

  •      белый — цвет свободы;
  •      синий — цвет Богородицы;
  •      красный цвет — символ державности.

С точки зрения геральдистов, все подобные расшифровки носят необязательный, поэтико-лирический характер.

(на Календарь размещается  символ армии – российский флаг)

Воспитатель: Россия никогда не вела захватнических войн. Её войны всегда были освободительные, за  свободу своей страны и территории. Мы переходим в следующий зал – зал истории Великой Отечественной войны. В этой войне наша Красная армия показала весь свой героизм и силу. Великая Отечественная война была добыта  огромным трудом, большими потерями и конечно огромным талантом великих полководцев советской армии (на слайдах мелькают фотографии  маршалов и генералов войны). Каждый из них прошел путь от простого солдата до генерала и маршала. Давайте  вспомним, какая служебная военная лестница была ими пройдена?

Задание: Уважаемые педагоги, прошу присесть вас за столы и разложить в правильной последовательности военные звания.

После некоторого времени воспитатель проверяет правильность  их работ,, на слайде – представлена правильная последовательность, проанализировали)

Воспитатель: Этот материал мы  размешаем в нашем Календаре в разделе «Военная форма»

Воспитатель: Переходим в следующий зал – кинозал Центрального музея вооруженных сил. «Война и искусство» -  вроде бы несовместимые понятия. Однако в годы войны наблюдался  огромный духовный подъем у нашего народа, было создано большое количество  литературных, художественных, кинематографических произведений, написано много патриотических песен об армии и о простом солдате.

Задание: давайте вспомним         песни из кинофильмов о Великой Отечественной войне.

(Звучат отрывки из песен, после того как педагоги их отгадывают – на слайде появляется картинка с фильмом. Диск с этими песнями мы отправляем в наш «Календарь важных событий»)

Воспитатель: Защитники Отечества – это не только солдаты. В минуты опасности, на защиту Родины  встали  миллионы простых граждан страны. Среди них были и известные и любимые нами  представители творческих профессий. (слайды с актерами)

Воспитатель: Победа была добыта не только  отвагой и самоотверженностью  воинов советской армии, но и благодаря  людям, работающим на обороноспособность страны. В годы войны  было разработано  оружие, которое помогло  нашей армии одолеть врага: знаменитая ракетно-зенитная установка «Катюша»,  танк Е-34, автомат Калашникова, советские самолёты –бомбардировщики.

(Карточки с  оружием  размещаются на Календаре.)

Воспитатель: Переходим в следующий зал -  Здесь представлена современная история Российской армии. Ежегодно Россия укрепляет  обороноспособность страны введением нового современно оборудования, создавая крепкую основу безопасности наших рубежей. На слайдах – видеоролик «фрагмент парада на Красной площади», а воспитатель рассказывает о современной армии России: «Вооружённые Силы Российской Федерации - государственная военная организация Российской Федерации, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооружённой защиты территориальной целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России. Вооружённые Силы Российской Федерации располагают крупнейшими в мире[8] запасами оружия массового поражения, в том числе ядерного, и хорошо развитой системой средств его доставки.

Вооруженные Силы состоят из трёх видов Вооруженных Сил, двух отдельных родов войск и спецвойск, не входящих в виды Вооруженных Сил и рода войск.

Сухопутные войска включают:  Мотострелковые войска, Танковые войска,  - Ракетные войска и артиллерия,  Войска ПВО Сухопутных войск , Специальные войска и службы 

Воздушно-космические силы включают Дальнюю авиацию (Фронтовая авиация , Армейская авиация , Военно-транспортная авиация , Специальная авиация , Зенитные ракетные войска,  Радиотехнические войска),  войска противовоздушной и противоракетной обороны, Космические войска

Военно-морской флот Подводные силы, Надводные силы, Морская авиация, Береговые войска, Морская пехота; Береговые ракетно-артиллерийские войска, Спецназ ВМФ 

В Отдельные рода войска входят: Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска

Общая установленная численность – около 1 млн. Мобилизационный ресурс России оценивается в 69 миллионов человек.

Наша армия – ярость и мощь,
И народная вера великая!
Пусть не сможет ее превозмочь
Сила злая, свирепая, дикая!

Наша армия – голос веков,
Что от предков мы слышим естественно,
И «Ура» троекратное вновь
Пусть разносится звонко, торжественно!

Нашей армии крепкой служить –
Это честь и награда Отечества,
Не пройти ее значит не жить,
Значит подвиг забыть человечества!

Главнокомандующим российской армии Является Президент РФ, а министром обороны – Шойгу С.К. Я предлагаю их портреты разместить на нашем календаре.

Воспитатель: Несмотря на то, что сегодня жизнь в нашей стране считается мирной, люди в военных формах, охраняя наш покой, ежедневно  рискуют своей жизнью и совершают подвиги. В качестве поощрения за заслуги, отличия, в знак благодарности защитники Отечества и мирные граждане, проявляющие отвагу и мужество  в сложных ситуациях, отмечаются наградами: орденами и медалями. Я отправляю  в  наш календарь важных событий – дидактический материал «Российские ордена и медали» для проведения педагогом беседы с детьми в группе.

Воспитатель: Советская, а теперь уже российская армия, оставила свой  неизгладимый след в истории всего человечества. В разных странах мира сегодня установлены памятники советским и российских героям-защитникам обиженных и угнетенных. (на слайдах фото памятников). Эти фото отправляются в Патриотический календарь.

Воспитатель: Одной из интересных и активных  форм работы с детьми – является организация патриотических акций, и в нашем календаре есть такой раздел «патриотическая акция». Давайте посмотрим, какое мероприятие нам предложено? Это открытка-листовка. (воспитатель читает ее содержание). Давайте её раздадим всем присутствующим как напоминание о хрупкости  нашего мира.

Воспитатель: Защитники Отечества, их готовность всегда стоять на защите рубежей Родины, проявление мужества и отваги в трудные для родной страны времена,  воспевались писателями и поэтами во все эпохи. Для ознакомления детей с литературными произведениями мы размещаем на  нашем Календаре важных событий  «Сборник стихотворений о защитниках Отечества» и  список литературы для чтения дома.

Воспитатель: Уважаемые участники мастер-класса! Давайте посмотрим, что же в полевой сумке? В полевой сумке задание – сделать стенгазету «Защитники Отечества». Воспитанники нашей кадетской группы создали вот такую стенгазету и  решили подарить  ее будущим  защитникам Отечества в детском саду «Метелица». (Стенгазета дарится детскому саду)

Воспитатель:

Уважаемые педагоги, наша экскурсия подошла к концу. Мы возвращаемся в детский сад.

Рефлексия: Мы с вами Что нового вы сегодня узнали? Какие чувства вы смогли сегодня испытать? Каким для вас является праздник «23 февраля?»

Спасибо за ваше участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...