Организация работы по эмоциональному воспитанию детей в подготовительной группе.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Сорокина Татьяна Владимировна

В последние годы становится все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям в отношениях с окружающими. Поэтому в подготовительной группе  я стала больше внимания уделять эмоциональному развитию детей, обогащая их эмоциональный опыт, стремилась смягчить и устранить отмеченные проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty_po.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                    

           

                  Организация работы

 

по эмоциональному воспитанию детей    

            в подготовительной группе.

                                             

                                              воспитатель:

                                                               Сорокина Татьяна                     

                                              Владимировна.

В последние годы становится все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям в отношениях с окружающими. Поэтому в подготовительной группе  я стала больше внимания уделять эмоциональному развитию детей, обогащая их эмоциональный опыт, стремилась смягчить и устранить отмеченные проблемы.

В своей работе я использовала произведения детских писателей и поэтов, эмоционально-экспрессивные игры, беседы, упражнения, занятия. Учитывала интересы детей, их эмоциональное состояние. Побуждала детей к передаче настроений через мимику, жестикуляцию, стимулировала проявление индивидуального стиля игрового поведения.

Для реализации этих задач я спланировала серии эмоционально-экспрессивных игр.

1. Игры на развитие мимики и развития способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.

«Какой овощ (фрукт) едят дети?»,

«Облака», «Гномик», «Кубик» см. приложение №1,

«Мимический диктант».

2. Игры на развитие сообразительности, внимания, чувства юмора, групповой сплоченности, снятия напряжения.

«Наседка и цыплята», «доктор Айболит», «Хоровод сказочных

героев» см. приложение №2, «Цирк», «Снежинки», «Зеркало»,

«Обувь», «Волшебный карман».

3. Игры на развитие воображения, наблюдательности, выразительности движения и речи.

«Я и животное», «Джунгли», «Хоровод», «Маски», «Дожди», «На

рыбалке», «Повтори фразу» см. приложение №3.

Для развития эмоциональной сферы у детей вместе с играми организовала познавательные занятия, на которых использовала разнообразные методические приемы, знакомила детей с эмоциями.

На первом этапе занятий я поставила целью познакомить детей с эмоциями (радостью, горем, гневом, страхом, удивлением). Учила различать эмоции по схематическим изображениям, понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них, передавать заданное эмоциональное состояние, используя выразительные различные средства, а также слушать и понимать музыкальные произведения, развивать эмпатию.

Темы занятий: «Радость», «Горе», «Гнев», «Страх», «Удивление» см. приложение № 4.

Для занятий использовалось прослушивание музыкальных и художественных произведений, беседа о них, рисование на темы: «Радость», «Что такое страх», «Гнев», драматизации ситуаций «Разбилась ваза», отрывка из сказки «Волк и семеро козлят». Рассказы детей о различных ситуациях в их жизни, обсуждение с детьми поговорок «У страха глаза велики», «Слезами горю не поможешь», «Сердце веселится - и лицо цветет».

Упражнение «Зеркало»- предлагается одно эмоциональное состояние, а дети показывают любое другое.

На втором этапе занятий продолжали знакомиться с эмоциями, закрепляла полученные знания и умения; расширяла представления об эмоциях, предлагала их для сравнения, продолжала развивать эмпатию, воображение. См. приложение № 5.

Темы занятий: «Радость и горе», «Радость и гнев», «Удивление и гнев», «Удивление, радость и горе», «Горе, страх и радость», «Страх, радость и удивление», «Азбука настроений».

На этих занятиях использовались литературные загадки, чтение отрывков из стихотворений, беседы по русским народным сказкам, просмотр фильмов, игра «Медведи и пчелы» (Дети делятся на две группы. Одна группа - медведи, другая – пчелы. Медведи (радостные) воруют мед, пчелы (злятся) их догоняют), рисование «Какие бывают облака», «Нарисуй эмоции».

На третьем этапе закрепляли знания об эмоциях, углубляли способность чувствовать настроение в музыке, развивать эмпатию.

Развлечение «Путешествие в страну знакомых героев». Дети рассматривают иллюстрации из книг «Гадкий утенок», «Буратино», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «По щучьему велению». Чтение отрывков из этих произведений, рассуждение на тему «Почему так названы герои?». Показать их настроения, их характерные движения в игре «Хоровод сказочных героев».

В результате проведенной работы дети стали добрее, отзывчивее, уступают друг другу игрушки, с удовольствием играют вместе в игры. Всегда готовы помочь воспитателю и своим родителям. Успокаивают детей, если их кто-то обидел, помогают детям младших групп. Дети приходят в детский сад с хорошим настроением, всегда готовы к новым играм и занятиям.

Приложение № 1

Кубик.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.

2-й вариант. Ребенок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имитировать эмоциональное состояние, изображенное на его грани. Далее кубик бросает тот, кто выполнял задание.

Приложение № 2

Доктор Айболит.

Описание игры.

Воспитатель или ребенок выполняет роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке лечит ее, жалеет. После того, как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них ничего больше не болит.

Зеркало.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель, стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.

2-й вариант. «Кривые зеркала»

Воспитатель изображает одно эмоциональное состояние, а дети – любое другое.

3-й вариант. Дети показывают и отражают эмоциональное состояния, предварительно разбившись на пары.

Приложение №3

Я и животные.

Описание игры.

Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное, и эмоционально реагируют на него. Это могу быть кошка, собака, змея, медведь, еж, крыса, хомяк и т.п.

Маски.

Описание игры.

На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми, надевает маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, ребенок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал.

Приложение № 4

Занятие. Горе.

1.Прослушивание двух музыкальных пьес С. Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье».

Вопросы к детям:

- Каков характер этих пьес ?

-Похожи ли они между собой ?

Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем – второе.

2. Беседа по сказкам : «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят».

Предлагается вспомнить:

- Когда герои этих сказок переживали горе ?

- Как они справлялись с горем ?

3. Чтение отрывков из сказки К.И. Чукотского «Федорино горе».

Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем – заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры.

4. Драматизация ситуации «Пропала собака».

Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему.

После драматизации спросить у ребенка, исполняющего роль хозяина:

- Что ты чувствовал, когда тебя успокаивали ?

- Кто лучше всех тебя успокоил ?

Приложение № 5

Занятие. Радость и гнев.

1.Беседа с детьми по русским народным сказкам «Лиса и журавль», «Мужик и медведь» (предварительно прочитать детям эти сказки).

Вопросы:

- Чем вызвано чувство гнева у героев сказки «Лиса и журавль» ?

- Чем вызвано чувство радости ?

- Что разозлило героев сказки «Мужик и медведь» ?

- Что их обрадовало ?

- Как выражали герои обеих сказок гнев и радость ?

2. Рассматривание картины «Медвежья семья».

Вопросы к детям :

- Что изображено на картине ?

- Как вы думаете , какое настроение у медведей ?

- Чему они рады ?

- А какое чувство испытывают пчелы ?

- Почему ?

Детям предлагается показать, как сердятся пчелы.

3. Игра «Медведи и пчелы».

Дети делятся на две группы. Одна группа – пчелы, другая – медведи.

Медведи воруют мед у пчел и убегают, а пчелы догоняют их.

Напомнить детям, что медведи, воруя мед, должны радоваться, а пчелы – выражать гнев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Данный материал может помочь в организации планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младших возрастных групп. В работе представлен: теоретический материал по данному вопросу, практическая час...

Рекомендации воспитателям в организации работы по музыкальному воспитанию детей.

Об участии воспитателя в музыкальном воспитании ребенка-дошкольника....

Программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе"С чего начинается Родина?"

Данная разработка поможет организовать воспитателям работу по формированию социально-активной личности....

«Патриотическое воспитание детей в подготовительной группе. Опыт работы»

Патриотические чувства к Родине, начинаются у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке.. Чтобы расширить знания детей о своей семье, я проводила с детьми б...

Опыт работы по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе. ТЕМА : " Охрана воды "

Опыт работы по экологическому воспитанию детей  подготовительной группы.Тема: «ОХРАНА ВОДЫ»....

Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными с...

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Подснежник» с учетом ФГОС ДО на 2020 – 2021 учебный год

Задачи нравственно-патриотического воспитания:*Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, малой родине.*Формировать элементарные знания о правах человека, воспиты...