Упражнения на формирование вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему

Мокшонкова Светлана Александровна

В основе обучения детей дошкольного возраста пению всегда лежит игровой метод, ведь игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Данные упражнения могут использоваться для решения следующих задач:
- формирование у детей вокальных навыков правильного и естественного звукоизвлечения, певческого дыхания, верной артикуляции, четкой дикции 
- развитие у детей фальцетного, детского звучания голоса, чистой интонации; 
- формирование навыка выразительного исполнения;
- работа по охране и гигиене детского голоса (за счет навыков щадящего, фальцетного воспроизведения звуков)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения на формирование вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста.

В основе обучения детей дошкольного возраста пению всегда лежит игровой метод, ведь игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Данные упражнения могут использоваться для решения следующих задач:
- формирование у детей вокальных навыков правильного и естественного звукоизвлечения, певческого дыхания, верной артикуляции, четкой дикции 
- развитие у детей фальцетного, детского звучания голоса, чистой интонации; 
- формирование навыка выразительного исполнения;
- работа по охране и гигиене детского голоса (за счет навыков щадящего, фальцетного воспроизведения звуков).

Игры на формирование правильного певческого дыхания

(активный, быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом)
1. «Цветок»
Берем в руки цветок и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат (вдох – носом, выдох – ртом).
2. «Ветерок»
Ручку с салфеткой вытягиваем вперед и дуем, чтобы салфетка улетела. У кого салфетка дальше всех улетит – тот победил!

3. «Шарик»
Ставим руки возле губ – это (шарик). Делаем быстрый вдох и медленно выдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, тот надул большой шарик! 

4. «На море». (Для лучшего восприятия и ощущений можно включить звуки «Шум моря»).

Мы купаемся в море. «Нырнули под воду» (вдох носом и носик зажали пальцами, присели на корточки), потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась, тот «всплывает» (встает на ноги).
               

               Игры для формирования протяжного, напевного звучания голоса
 1. «Веревочка»

 Песенка – это веревочка, которая длинная, не должна рваться. Берем вдох и поем звуки: 

Иииииииииии

Ээээээээээээ

Ааааааааааа

Ооооооооооо

Уууууууууууу

У кого длиннее и ровнее получится веревочка.

 2. «Мячик»
Катим по столу мячик и одновременно поем так же ровно и протяжно, как катится мячик. Кто дольше всех и ровнее всех пропел – тот победил! Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.

                     

Игровые приемы для отработки фальцетного пения

Фальцетное пение – самое естественное, фонопедически правильное для детского голоса. 
1. «Машина»

 Взяли в руки «руль» и «едем» губами (вибрация с разной звуковысотностью), скатываемся и поднимаемся в горку.
2. «Здравствуйте»

Здороваемся как птичка (высоко и тоненько, руку поднимаем вверх), как медведь (низко, руку опускаем вниз). Дальше педагог показывает рукой, дети повторяют. Игра на внимательность и отработка фальцетного пения. Участвуют два голосовых регистра – высокий и низкий.

3. «На луне»

 Поем знакомые распевки («Андрей-воробей», «Тук-тук»), сидя на луне (высоко) и под землей (низко).

Для развития дикции и артикуляции

  1. «Ворона»

Ворона сидит на дереве и как каркнет во все воронье горло: «Карррррррррррррррррррррррр!» (можно показать руками большой клюв).

  1.  «Машинка заезжает в гараж»                                                                   

Рот – «гараж», должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из четырех пальчиков, не оцарапав «кузов» о стенки гаража.
               

Упражнение для смачивания и размягчения голосовых связок

  1. «Шпага»

Уколы языком поочерёдно в щёчки.

  1. «Голодный лев»

Голодный лев лежит и «жует» свой язык («покусывание» всего язычка, начиная от кончика).

  1. «Лошадка»

Лошадка скачет по лугу и разговаривает с жеребенком (цоканье языком).

Упражнения для ощущения мягкого нёба и маленького язычка

  1. «Больной щенок»

Скулить как больной щенок.

  1. «Котенок»

Мяукать как маленький котёнок.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

  1. «Поросенок»

Показываем губами «пятачок-улыбка» (чередовать).

  1. «Поросенок играет»

Вращение «пятачком» «по часовой стрелке», надувание щёк до предела.

  1.  «Удивлённый бегемот»

 Бегемотик удивляется и при этом широко открывает рот на звук «А».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в формировании культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста..

Использование метода проектов для формирования культурно - гигиенических навыков делает процесс увлекательным и интересным....

«УРОКИ МОЙДОДЫРА» ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

laquo;УРОКИ МОЙДОДЫРА» ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮКУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА...

Педагогическая технология "Развитие вокально-хоровых умений у детей дошкольного возраста"

Давно замечено, что в  детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, муз...

Статья «Использование метода проектов в формировании культурно — гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры....

Беседа для родителей: «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраст»

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по со...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В современном обществе человек, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь коммуникативные навыки – эт...

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Статья о важности формирования навыков самообслуживания с использованием метода проектов....