Театрализованная деятельность в детском саду.
консультация на тему

Пискун Софья Александровна

Описание разных видов театра для детей и их использование в разных группах детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в детском саду.

В настоящее время в педагогике активно используется термин «художественно-речевая деятельность детей». Одной из первых этот термин стала использовать С.М. Чемортан. По ее определению, художественно-речевая деятельность – это особая «деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их переживанием и исполнением, а также с разнообразными творческими проявлениями в связи с освоением художественного слова детьми (с придумыванием загадок, рифмованных строк, сказок и творческих рассказов и их исполнением)». Отсюда следует, что художественно-речевая деятельность – это специфическая речевая активность ребенка, имеющая ярко выраженную эстетическую направленность, связанную с освоением художественной литературы.
Разновидностью художественно-речевой деятельности выступает театрализация. В силу своей игровой природы и возможности перевоплощения, театрализованная деятельность детей признается специалистами в качестве одного из самых демократичных и доступных видов детской деятельности. Этот вид деятельности дошкольников отмечен почти во всех образовательных программах для детских садов, в том числе в наиболее популярных среди ДОУ, а также в многочисленных методических пособиях и рекомендациях, адресованных педагогам дошкольных образовательных учреждений разного типа.
Исследователи и специалисты-практики указывают, что в процессе освоения театрализации ребенком создается особая атмосфера психологической комфортности, которая предусматривает: снятие всех стрессообразующих факторов у детей, достижение раскрепощенности и внутренней свободы, стимулирование духовного потенциала и творческой активности ребенка, развитие реальных (личностных) мотивов его деятельности.

Описание разных видов театра для детей:

Настольный театр игрушек: Используются самые разнообразные игрушки – фабричные (пластмассовые, резиновые, мягкие и т.д.), самоделки, игрушки из природного и любого другого материала. Главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Театр картинок – это иллюстративный театр. В нем показывают не пьесы, а обычные не инсценированные литературные произведения, в которых сохранен авторский текст. К сказке, например, создается рисунок персонажа, раскрашивается, вырезается. Изображения декораций и фигурок персонажей, которые не поворачиваются к зрителям, делают односторонними, т.е. раскрашивают с одной стороны. Если фигурка поворачивается к зрителям то одной, то другой стороной, она делается двусторонней. Для всех картинок делают подставки. Этот театр располагают на большом столе.

Фланелеграф: состоит из экрана и вырезанных изображений. Экран и оборотная сторона картинки (изображения) обтягиваются фланелью. Вместо фланели на картинки можно наклеить кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбираются из старых книг, журналов, а недостающие изображения можно нарисовать. Обычно с помощью картинок разыгрываются сюжеты сказок типа «Репка», «Теремок», «Колобок» и др. Из обычных пялец для вышивания можно изготовить минифланелеграф для каждого ребенка.


Пальчиковый театр: Атрибуты этого театра ребенок надевает на пальцы, сам действует за персонажа, изображение которого располагается на руке. Персонажи могут крепиться на пальцах с помощью резинок, колечек и пр. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. С помощью пальцев спектакль может показывать один ребенок (например, по сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.), или в нем могут участвовать двое-трое детей («Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса» и пр.). легким покачиванием

Театр ложек: Это, пожалуй, самый простой и доступный вид верховых кукол для детей младшей группы. Театр ложек предвосхищает знакомство с более сложными верховыми куклами, являясь как бы их упрощенным вариантом. Изготовить театр ложек не сложно. Для этого необходимы деревянные ложки, не расписанные красками. На выпуклой стороне ложки рисуют лицо человека или мордочку животного. Украшают ложку тканью, тесьмой, кусочками меха, лентами. Из ткани шьют юбочку и одевают на ложку, крепко завязав у шейки ложки тесьмой. Получается яркая, легко управляемая кукла.
Обучение детей младшей группы приемам кукловождения лучше всего начинать именно с театра ложек. Кукла, изготовленная из деревянной ложки, легка и удобна в управлении. Ребенок берет ложку за ручку и поднимает ее вверх. Рука ребенка спрятана под юбочкой, одетой на ложку и крепко завязанной тесьмой у шейки ложки. Выпуклая сторона ложки, на которой нарисовано лицо персонажа, повернута к зрителям. Ребенок приводит куклу-ложку в движение легким покачиванием из стороны в сторону. Такая кукла может легко двигаться по ширме, разговаривать с другой куклой, весело плясать, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону.

Театр стенд-книжка: Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для сюжетов (игр) типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Укрепите ее на нижней части доски. На верхней части поместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу спектакля воспитатель, переворачивая листы стенд-книжки, демонстрирует различные эпизоды, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Таким же образом можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на каждой странице изображена отдельная ситуация, например, режимный процесс.

Вращающиеся кубики (кубы): Для этого вида театра используются полые кубы со стороной не менее 30 х 30 см. Кубы крепятся на стержнях-основаниях. Для показа кубы стоят на одной линии, почти соприкасаясь гранями и расходясь при вращении. Стороны кубов оформляются картинками в определенной последовательности, отражая содержание сюжета.
Например, в спектакле по сказке «Коза и козлята» используется два куба. На первом кубе помещаются изображения, связанные с козой и козлятами. На первой стороне куба крепится изображение леса; на второй стороне изображены избушка и коза с корзинкой в руках; на третьей – река, коза поит козлят; на четвертой – на лугу пасутся козлята, а коза прислушивается. На втором кубе размещаются изображения лесных зверей: на одной стороне – лес; на второй стороне – волк, на третьей – медведь, на четвертой – лиса. При разыгрывании эпизодов вращением нужные изображения совмещаются. Эти же кубы можно использовать по принципу фланелеграфа. С помощью этого вида театра можно инсценировать потешки, песенки и сказки (например, «Сидит белка на тележке», «Вот и люди спят», «Колобок», «Козлята и волк» и др.)

Театр «говорящая голова»: Простой и доступный для детей средней группы вид театра был придуман педагогами одного из дошкольных учреждений ЗАТО Северск Томской области.
Для изготовления кукол потребуются кусочки ткани, меха, нитки, вата или поролон, а также деревянная палочка или карандаш. Из ткани шьется головка будущей куклы, набивается ватой или поролоном. На готовую форму наклеивают или пришивают глаза (пуговицы), волосы (мех или нитки), кукле придается задуманный образ. К затылочной части головы перпендикулярно прикрепляется палочка, при помощи которой голова приводится в движение. За палочку «говорящую голову» можно перемещать вдоль ширмы или стола, на котором установлены декорации. С помощью этих кукол дети разыгрывают сценки, короткие произведения, шуточные диалоги.

Театр на гапите: Детям доступно управление верховыми куклами, основу которых составляет гапит – деревянный стержень диаметром 10 мм. Головки для таких кукол могут быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока, их можно сшить из ткани, изготовить из старых перчаток, связать крючком из пряжи, сделать из папье-маше. Оформляют головку мочалкой, веревкой, нитками, тесьмой, искусственным мехом, фетром. Головка куклы закрепляется на гапите, к которому крепится деревянный плечевой каркас. На плечевом каркасе закрепляется поролоновая основа с пришитыми к ней ручками и ножками. Сверху одевается костюм куклы.
Руки куклы шьют в форме варежек и набивают ватой. Ноги куклы шьют из ткани в виде мешочков и также набивают ватой. Чтобы придать ноге выразительность, каждый мешочек посередине простегивают поперечным швом, чтобы получился сгиб – колено. Обувь куклам шьют из ткани, искусственной кожи, выклеивают из папье-маше.
Костюм куклы имеет важную роль в создании образа. Он шьется из двух половинок (спинки и грудки). Для того, чтобы костюм хорошо сидел на кукле, он одевается на поролоновую основу, сшитую в виде чехла прямоугольной формы, к которой пришиваются руки и ноги куклы.

Кукольный театр (верховые куклы): Кукла для театрализации отличается от обычных кукол, которыми играют дети, тем, что у нее нет туловища: его заменяет рубашка – перчатка и рука кукловода на которую она надевается. Рубашка-перчатка приклеивается вокруг шеи куклы. К рукавам рубашки пришиваются ручки с отверстиями для пальцев кукловода. Сверху кукле надевается костюм. Ноги у кукол бывают не всегда. Кукла должна все время двигаться и своими движениями подтверждать текст.
Спектакли кукольного театра показывают на ширме. Ширма – это сцена театра кукол. На ширму ставятся декорации, на ней происходит действие. За ширмой находятся кукловоды, которые управляют куклами и говорят за них. К верховым куклам некоторые авторы относят куклы бибабо, театр петрушек, тростевые куклы и др.

Теневой театр: Для этого вида театра изготавливается экран – рама, на которой натянута белая ткань или полупрозрачная бумага. Инсценировки могут проводиться с помощью силуэтов, вырезанных из картона и окрашенных в черный цвет. Изображения изготавливаются в профиль. Некоторые части фигурок делают подвижными (голову, руки, ноги и т.д.). Внизу у силуэта крепятся подставки в виде широкой полоски, за которую его держат. Для этого театра необходим яркий источник света: это может быть электрическая лампа (фильмоскоп) или дневной свет из окна.

Театр теней (театр руки): Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно изобразить гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров и т.д. Для наибольшей выразительности следует сопровождать показ соответствующим звучанием.

Штоковый театр (напольный): Штоковые куклы отличаются большим размером и способом управления. Они снабжены жесткими тростями, приспособленными для вождения их по полу или подиуму. Штоки-трости прикрепляются к подвижным частям куклы (голова, туловище). Управление куклой происходит с помощью штоков. Одновременно поворачивая штоком ребенок управляет движением головы и туловища куклы.

Театр на ладони: Неизменной популярностью у детей пользуется театр «на ладошке», в котором роль куклы выполняет рука (ладонь) исполнителя. При этом ребенок самостоятельно или с помощью взрослого рисует на ладони веселую рожицу и озвучивает свой персонаж. Кроме того, разрисованная ладонь может служить декорацией для пальчикового театра.

Нетрадиционные виды театра (куклы из природного и бросового материала): Очень интересны и необычны куклы так называемых нетрадиционных видов театра. В нем куклы могут быть изготовлены из природных и бросовых материалов: ткани, бумаги, пластиковых бутылок, киндер-сюрпризов, предметов одноразовой посуды, поролона, соломы, лыка, бересты, отходов льна, целлофановых пакетов, шишек, семян, воздушных шаров, старых перчаток, носков, игрушек и многого другого.
Из листьев, шишек, желудей, соломы, бересты, веточек и т.д. – одним словом, из природного материала можно сделать очень необычные, интересные, забавные игрушки. Пофантазировав, возможно изготовить известный персонаж или новый, необычный и придумать свою сказку с эти героем.


Игра-драматизация: Участвуя в играх-драматизациях, ребенок входит в образ, перевоплощается, живет его жизнью. Это наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образец. В играх-драматизациях могут быть использованы отдельные атрибуты. Атрибут – это признак персонажа, который символизирует его типичные свойства (маска, шапочка, фартучек, кокошник, венок, пояс и т.п.). Создать же полный образ ребенок должен сам – с помощью интонации, мимики, жестов, движений. Если нет полного костюма, не стоит заниматься его изготовлением. Следует выбрать наиболее типичный признак персонажа, по которому все сразу узнают изображаемого героя.

Игра-импровизация – это разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Это самая сложная и наиболее интересная для детей игра. К ней готовят детей все предыдущие виды театра. Воспитатель может подготовить детей к импровизации: вместе придумать тему, обсудить, как ее изобразить, какие будут роли и характерные эпизоды. В дальнейшем каждый участник игры может изобразить тему по-своему. Более сложное задание: ребенок самостоятельно выбирает тему, и сам ее разыгрывает. Дети могут задавать друг другу темы. С помощью мимики, интонации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая тоже разыгрывается. Игры-импровизации, в конечном счете, лежат в основе многих видов народного театра (укажем театр Петрушки, скоморохов, балаган, медвежья потеха) и подготавливают детей к их пониманию, принятию и исполнению.

Фольклорный (народный) театр:

Балаган: В зарождении и распространении всех видов народного театра важную роль играли города. В городах излюбленным временем и местом народных зрелищных представлений были ярмарки, на которые собиралось множество людей: и горожан и селян. Они не только торговали, но и развлекались.
Во время ярмарок строились балаганы. Балаганы – временные сооружения для театральных, эстрадных или цирковых представлений. В России они известны с середины XVIII в. Балаганы обычно располагали на больших рыночных площадях, вблизи мест городских гуляний. В них выступали фокусники, силачи, танцоры, кукольники, народные хоры, здесь же ставились небольшие пьесы. Перед балаганом сооружался балкон (раус), с которого артисты (обычно два) или дед-раешник зазывали публику на представление. Деды-зазывалы, часто неистощимые весельчаки и балагуры, выработали свою манеру одеваться и обращаться к зрителям. Это мог быть громоподобный, грубый, хриплый голос, лихой жест, веселая развязность насмешек и шуток над публикой.

Раек (театр передвижных картинок): Раёк – вид представления на ярмарках, распространенный главным образом в России в XVIII- XIX вв. Свое название он получил от содержания картинок на библейские и евангельские темы, в том числе о рае.
По описаниям раек – это небольшой ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри него перематывалась с одного катка на другой длинная полоса с разного рода изображениями: городов, великих людей и событий. Зрители глядели в стекла, а раешник передвигал картинки, сопровождая своими присказками, часто очень замысловатыми, каждое изображение. Принцип действия райка можно сравнить с фильмоскопом.
Во время народных гуляний раешник со своим ящиком обычно располагался рядом с балаганами, каруселями. Сам «дед-раешник» - человек бывалый, ловкий и сметливый. На нем обычно серый, обшитый красной или желтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах у него лапти, а к подбородку привязана льняная борода. Объяснения и прибаутки-балагурки раешников делились на строки, как правило, с рифмой в конце строк. Этот народный стих был назван "раешным". Он широко использовался и в прибаутках балаганных дедов.

Театр Петрушки: это русская народная кукольная комедия. Главным его персонажем является Петрушка, именем которого и назван театр. Первые упоминания об этом театре относятся к 30-м гг. XVII в. В XIX веке театр Петрушки был самым популярным и распространенным видом кукольного театра в России. Он состоял из складной ширмы, ящика с несколькими куклами (обычно от 7 до 20 по количеству персонажей), из шарманки и мелкой бутафории (палки или трещотки, скалочки и пр.). Декорации театр Петрушки не использовал. Кукольник в сопровождении музыканта, обычно шарманщика, ходил от двора ко двору и давал традиционные представления о Петрушке. Его всегда можно было видеть и во время народных гуляний, и на ярмарках.
Вот как описывали куклу очевидцы. У куклы корпуса нет, только изготовлена простая юбчонка, к которой сверху подшита пустая картонная голова, а с боков – руки, тоже пустые. Кукольник втыкал в голову куклы указательный палец, а в руки – первый и третий пальцы. Обычно он надевал по кукле на каждую руку и действовал одновременно двумя куклами.
Характерные черты внешнего вида Петрушки – большой нос «крючком», смеющийся рот, выступающий подбородок, горб или два горба (на спине и на груди). Одежда состояла из красной рубахи, колпака с кисточкой, на ногах щегольские сапожки; или из шутовского двухцветного клоунского наряда, воротника и колпака с бубенчиками. Кукольник говорил за Петрушку с помощью пищика, т.е. приспособления, благодаря которому голос становился резким, визгливым, дребезжащим. Пищик изготавливался из двух костяных или серебряных выгнутых пластиночек, между которыми укреплялась полоска полотняной ленточки. За остальных действующих лиц комедии кукольник говорил своим естественным голосом, отодвигая пищик за щеку.
Представление театра Петрушки состояло из набора сатирических сценок. Злободневными были и традиционные сюжеты и импровизации кукольника. При этом Петрушка всегда оказывался непобедимым героем кукольной комедии. Образ Петрушки – это олицетворение праздничной свободы, раскрепощенности, радостного ощущения жизни, что, очевидно, и сделало его самым любимым народным персонажем. Представление нередко сопровождалось музыкальными, иногда пародийными вставками, использовались плясовые мелодии.

Вертеп: Кукольный театр вертеп получил название от своего назначения – представлять драму, в которой воспроизводился евангельский сюжет о рождении Иисуса Христа в пещере, где нашли пристанище Мария и Иосиф (по-старославянски и древнерусски словом вертеп называлась пещера). Первоначально представления вертепа проходили только во время Святок. В Россию вертеп проник с Украины и Белоруссии в конце XVII – начале XVIIIв.
По описаниям вертеп представлял собой переносной прямоугольный ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который мог состоять из одного или двух этажей. Чаще встречались двухэтажные вертепы. В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней – обычные интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа.
Верхняя часть (небо) обычно оклеивалось изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры или хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии и Иосифа, младенца Христа и домашних животных. Нижняя часть (земля или дворец) оклеивалась яркой цветной бумагой, фольгой и т.п., посредине на небольшом возвышении устраивался трон, на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода.
В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны двери: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.
Кукол вырезали из дерева (изредка лепили из глины), красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях. Текст драмы произносил один кукловод, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию представления несколькими актерами.
Постепенно первая часть представления сокращалась, а вторая, наоборот, расширялась. Героями сценок с бытовым содержанием все чаще становились простолюдины. В результате «обмирщения» вертепа кукольники заимствовали из театра живых актеров не только персонажей, но и сценки и небольшие пьесы.

Использование различных видов театра в разных группах ДОУ

Презентация новых видов театра

Виды театра, используемые в совместной театрально-игровой деятельности детей с воспитателями

Виды театра, используемые в самостоятельной театрально-игровой деятельности детей

Первая младшая группа

1.Настольный театр игрушек

2.Настольный театр картинок

3.Театр-фланелеграф

4.Пальчиковый театр

5.Элементы драматизации с атрибутами костюма

1. Настольный театр игрушек (мягких, резиновых) со II полугодия

2.Пальчиковый театр со II полугодия

Вторая младшая группа

1.Театр ложек

2.Театр стенд-книжка

3.Вращающиеся кубики

1.Настольный театр картинок 2.Настольный театр игрушек (по народной игрушке - Дымково, Филимоново)

3.Театр-фланелеграф

4.Игра-драматизация (с элементами костюма)

1.Настольный театр игрушек (мягких, резиновых)

2.Пальчиковый театр (с III квартала)

Средняя группа

1.Театр «говорящая голова»

2.Театр на гапите

3.Кукольный театр (верховые куклы)

4.Теневой театр (III – IV квартал)

1.Театр-фланелеграф

2.Театр ложек

3. Игра-драматизация

1.Настольный театр игрушек

2.Настольный театр картинок

3.Пальчиковый театр

Старшая группа

1.Театр руки (теней)

2.Штоковый театр

3.Игра-импровизация

1.Кукольный театр (верховые куклы)

2.Теневой театр

3.Игра-драматизация

4.Театр «говорящая голова»

1.Пальчиковый театр

2.Настольный театр игрушек

3.Настольный театр картинок

4.Театр на гапите

5.Театр ложек

6.Игра-драматизация

Подготовительная к школе группа

1.Театр на ладони

2.Нетрадиционные виды театра (куклы из природного и бросового материала)

3.Народный театр: театр Петрушки, театр скоморохов, медвежья потеха, балаган, раек, театр тантаморесок и др.

1.Театр руки (теней)

2.Штоковый театр

3.Игра-импровизация

1.Пальчиковый театр

2.Настольный театр игрушек

3.Настольный театр картинок

4.Театр на гапите

5.Театр ложек

6.Театр-фланелеграф

7.Кукольный театр

8.Теневой театр

9.Игра-драматизация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "

Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...