Мастер-класс "Эстетическая игра как метод занятий искусством"
методическая разработка на тему

Шадрина Лариса Николаевна

Как ввести ребёнка наиболее естественным способом в таинственный мир искусства? Конечно через игру. Интеграция разных видов искусств возможна на занятиях и в кружковой работе. Проводить такие занятия могут либо музыкальный руководитель, либо воспитатель.  Музыка видима – невидима.  И этот её парадокс  провоцирует фантазию ребёнка. Тут – то и понадобятся краски, кисточки, и фантазия  маленького  художника. Всё начинается со Звука … и с Пятна. Цвет можно чувствовать, цветом можно мыслить, изображать, конструировать, цвет можно изучать, понимать и наслаждаться им. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс:

«Эстетическая  игра  как метод  занятий  искусством»

Подготовила музыкальный руководитель: Шадрина Л. Н., 2016 год.

МАОУ  «Прогимназия №119»  г. о. Саранск

 

             "Через  сознание  мы  проникаем  в  бессознательное:
Всякий  акт  искусства  непременно  включает в себя
как  своё  обязательное  условие  предшествующие
ему  акты  рационального  познания, понимания,
узнавания, ассоциации" (Л.С. Выготский).

Мир  полон разных запахов, красок, звуков. Ребёнок познаёт  этот большой мир  руками, глазами, слухом, может  даже  попробовать  на  вкус. И  если  ребёнок чувствует  и  понимает - значит  знает. Творчество - это  тот  мостик, по  которому  может  пройти  детская  душа  и  реализоваться  в  любом  материале, и даже  найти себя. Ведь  дети  очень  любознательны. Они,  экспериментируют с самым разнообразным  материалом: песок, камни, ракушки, щепки, бумага, глина, шишки. Любой  предмет  в  руках  ребёнка может  быть  игрушкой. А игра с  неоформленным  материалом  развивают фантазию. И  самое  время, при  помощи  такого материала  начинать  работать  с  детьми дошкольного возраста Ведь  в  этом  возрасте,  дети  пока  не  могут выразить  словами  свои  мысли. И  если  в  этот самый момент  наряду со знакомыми предметами появятся  картины, краски, музыка - то и ребёнок, и  его  новая  игрушка  "войдут" в  мир  прекрасного.

          Чем  интереснее, разнообразнее, богаче жизненные  впечатления  ребёнка, тем  ярче  его  воображение, интереснее  ассоциации. Полноценное  эстетическое  восприятие  предполагает  способность  мыслить, чувствовать. В  процессе  эстетической  игры ребёнок  учится  анализировать  всё, что  происходит  с  ним и вокруг него, учится осмысливать свои  чувства.

На начальном этапе занятий искусством с маленьким ребёнком наша задача заключается в том, чтобы у ребёнка возник интерес к материалу и потребность действовать (играть) с ним. Музыка может играть важную и своеобразную роль: она создает атмосферу происходящих событий. Музыка видима – невидима.  И этот её парадокс  провоцирует фантазию ребёнка. Тут – то и понадобятся краски, кисточки, и фантазия  маленького  художника. Всё начинается со Звука … и с Пятна. Цвет можно чувствовать, цветом можно мыслить, изображать, конструировать, цвет можно изучать, понимать и наслаждаться им.

Но сначала надо почувствовать цвет в себе: какого я цвета, какое оно, моё цветовое пространство.

 Сейчас мы попробуем с вами раскрасить самих себя. Затем разложим цветные листы и посмотрим, какие мы разные. И цвет расскажет нам друг о друге и о себе самом.

Гости рисуют свой портрет

         В искусстве и  детской игре есть общее -  это игровой процесс, в результате которого может возникнуть некая модель реальности, созданная воображением ребенка художника и преломленная их индивидуальностью.  Здесь существуют действительность и вымысел, условность и безусловность, и волшебство перевоплощения. Но есть ещё один немаловажный эмоциональный фактор,  который роднит   детскую игру и искусство: и то и другое доставляет удовольствие. 

        Как ввести ребёнка наиболее естественным способом в таинственный мир искусства? Конечно через игру. Интеграция разных видов искусств возможна на занятиях и в кружковой работе. Проводить такие занятия могут либо музыкальный руководитель, либо воспитатель.

        У маленького ребёнка ведущими являются речевая и изобразительная деятельность. Именно рисование представляет ребёнку наиболее легко выразить то, что им владеет. Эту психологическую особенность деятельности ребенка, возможно, использовать как одно из важнейших средств постижения эмоционально – образной сути музыки. Поэтому мы музыку… рисуем. Ткань музыкального произведения предельно абстрактна. Мы анализируем музыку, подключая все органы чувств ребенка: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Какая музыка – тяжелая, или легкая, страшная или веселая, колючая или мягкая, зовущая или отстраненная. Затем ребёнок вместе с музыкальным руководителем выбирает материал для создания сложившегося у него образа, это может быть плоскостные или объемные композиции в разных техниках.  Так рождается живописный или графический образ музыки. Этот образ естественно закрепляется в памяти ребенка, обогащая его чувственно – эмоциональный опыт.

Демонстрируем и рассматриваем работы гостей (портреты вывешиваем на магнитную доску)

Дети, рисуют свой портрет,  раскрашивая белый лист как им нравится. У застенчивого мальчика – лист прозрачный бледно – зеленый, у ворчливого – яркий и пестрый, у подвижной девочки – цвет бежит, торопится, сейчас выскочит из листа.

Вам нравится ваш портрет. Смотрите, что получилось? (краткая характеристика по цветам)

         Во  время  эстетической  игры  перед  ребёнком ставятся творческие задачи, выполнение которых помогает  формированию  у  него художественного образа. В  процессе  эстетической  игры  необходимо  побуждать  ребёнка  к  творческой  деятельности, к  поиску  художественных  средств, и  только тогда, когда  возникнет  мотивация  к  деятельности  такого  рода, можно  дать  ребёнку  умения и  навыки  для  осуществления  задуманного

          Наша задача - поддержать  в  ребёнке  это чувство, импульс  на  протяжении  всей  работы, пока  выполняется  творческое  задание. Поэтому во  время  работы  нужно  постоянно  возвращать ребёнка  в  игровую  ситуацию.          

           Иногда  ребёнку  трудно проанализировать свои чувства, тогда  можно наводящими  вопросами  помочь  ребёнку переступить черту между его  чувствами, ощущениями, образами,  возникшими  в  воображении, и  чистым  листом бумаги. Например, я спрашиваю ребёнка, какое чувство возникло у него  и какого оно может быть цвета. Смешав несколько оттенков на палитре, предлагаю ребенку выбрать цвет, наиболее подходящий по ощущениям.

           Проводимая  эстетическая  игра  всегда  заканчивается  выполнением  творческого  задания. Таким  образом, ребёнок  свои  переживания  по поводу  пережитой  ситуации  реализует  в  рисунках  и  творческих  работах, осмыслив, закрепив полученные  во  время  игры  опыт, чувства  и знания в эстетическом оформлении.

Музыка и живопись

С. Прокофьев « Ромео и Джульетта»

Для путешествия у нас есть всё: лист с вопросами, на которые предстоит ответить; комната, которая может превратиться во что угодно. Наконец, лист бумаги и гуашь. Но это потом, а сейчас  - музыка С. Прокофьев « Ромео и Джульетта» фрагмент « Монтекки и Капулетти»

Вы прослушали танец рыцарей – это стальная сила, энергия, ритм…что вы представили?

  • Это марш…
  • Это движение каменных глыб…
  • Это маршируют каменные люди…
  • Это сама земля вздымается и движется, то приближаясь, то отдаляясь от нас…
  • Как бы вы себя почувствовали там?
  • Неуютно…
  • Мне там страшно…
  • Есть ли в музыке равновесие?
  • Нет!
  • Я точно не могу сказать. И да, и нет.
  • Да, ритм жесткий, и всё время одинаковый. Как машина.
  • Пространство большое или маленькое?
  • Огромное.
  • Большое.
  • Закрытое или открытое?
  • Открытое. Но одинаковое везде.
  • А какой бы я был по отношению к нему?
  • Маленький. Мне хотелось бы спрятаться.
  • Такое ощущение, что на меня со всех сторон наступают.
  • Там весело?
  • Темно и мрачно.
  • Из чего же пространство создано?
  • Из камня.
  • Это голая земля.
  • Лес.
  • Из железа.

        Страшно. Пространство тяжелое, угнетающее, огромное. Это может быть большой каменный зал. Это каменная пустыня. Это лес, в котором темно и страшно. Это тяжелая земля, на которой ничего не растет. Я там маленький, беззащитный. Люди – камни.

        У каждого из нас возник свой образ прокофьевской музыки. Но сущностное зерно у всех одно – страх, незащищенность, жесткость, тяжесть, мрачность.

         Мы представляем, как наша комната превращается в огромный каменный зал, как раздвигаются её стены и потолок. Кто – то из  нас прячется. Кто – то, наоборот, стоит посредине зала. Мы трогаем стены. Они холодные. Этот мир и люди, живущие здесь, уверены в себе, но у нас они вызывают чувство опасности.

           Теперь мы будем пробовать рисовать этот мир. Мы будем раздвигать пространство листа так же. Как мы раздвигали пространство стен, преодолевать мягкость кисти,  искать жесткость в цвете. И все это оденем в железные латы ритма.

Звучит музыка  С. Прокофьев « Ромео и Джульетта» фрагмент

« Монтекки и Капулетти»

Гости рисуют.

          Группа ученых разработала методику «Цветные дети», с помощью которой по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, можно определить его характер, реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье, а главное – спрогнозировать, каким он вырастет. В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках Ваш ребенок и какой является для него самым любимым, можно определить особенности его характера. Например,

     «Зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность (консервативную, боящуюся перемен, которые у него ассоциируются с потерями), требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.

Раздаю буклеты гостям.

Я вас познакомила с курсом «Введение в мир искусства». В книге музыковеда Басиной Н. Э. и архитектора Сусловой О. А. представлены программа и методические материалы по курсу, основанному на интеграции разных видов искусств: музыки, архитектуры, изобразительного искусства, литературы. В центре внимания авторов – проблемы восприятия искусства, психологии детского творчества.

 Демонстрируем и рассматриваем работы гостей.

Эстетическая игра доставляет ребёнку удовольствие, попробовать свои силы в различных ситуациях, применять на себя разнообразные роли, поступки. Так, через удовольствия эстетическая игра создает условия для развития способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие при осуществлении творческой работы. Такой тип мышления позволяет ребёнку познать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальные игры, обучающие детей танцевальному искусству"

В данном материале  основные виды движений, используемые в музыкально-ритмической деятельности,   условно разделены  на  группы. Эти  же группы  движений объеди...

Дидактическая игра по декоротивно-прикладному искусству для детей старшей группы «Угадай узор»

Дидактическая игра по декоротивно-прикладному искусству "Угадай узор"  для детей старшей группы....

Игра, как метод образования. Методика обучения игре.

В воспитании дошкольников широко используются разнообразные игры....

Тема: «Не играй с огнём» (занятие – развлечение для детей старшего дошкольного возраста и использованием соревновательно – игрового метода)

Цель.Закрепить элементарные знания и умения в поведении детей при возникновении пожара.Задачи.Продолжать формировать у детей понятие «пожарная безопасность».Закреплять знания о:- причинах возникновени...

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми дошкольного возраста. Игры по методу фокальных объектов.

Инструкция для педагогов и родителей "Что такое МФО?"  Игры  предназначены для взаимодействия педагогов и родителей с детьми с целью развития детского креативного нестандартного ги...

Игра как метод знакомства с народным искусством в работе с детьми с ОВЗ

Материал с участия в форуме специалстов коррекционной перагогики ДОУ в г. Вихоревка...

КАКОВА РОЛЬ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ? КАКИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЯЕТ ИГРОСИСТЕМА? КАКИМ КРИТЕРИЯМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ИГРЫ КАК МЕТОД. ОБУЧЕНИЕ?

Одним из средств воспитания и обучения современных дошкольников являются различные виды игровых технологий. Основными задачами подавляющего большинства, как игр, так и специально применяемых игровых т...