РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ УСЛОВНО ДИВЕРГЕНТНЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Влазнева Ирина Викторовна

Современные методические и дидактические пособия по когнитивному развитию детей дошкольного возраста научно обоснованы и дают возможность педагогам выбирать наиболее удобные в применении к конкретным условиям дошкольного образовательного учреждения. Однако, несмотря на научную обоснованность и системность не всегда удобно использовать разработанные комплексы в том виде, в котором они представлены в печатных изданиях. Прежде всего, это связано с тем, что педагог обучает и развивает детей не только в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД). Обыденность жизни в детском саду создает ситуации, когда детям приходится чего-то ждать или часть группы детей отсутствует. В такие моменты НОД проводить не приходится, а условий для свободной игры нет. В этом случае на помощь приходят короткие игровые образовательные ситуации (ИОС): это игры по развитию мыслительных операций, креативности, логического мышления, которые мы называем «Школа мышления».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_myshleniya_detey.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ УСЛОВНО ДИВЕРГЕНТНЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Современные методические и дидактические пособия по когнитивному развитию детей дошкольного возраста научно обоснованы и дают возможность педагогам выбирать наиболее удобные в применении к конкретным условиям дошкольного образовательного учреждения. Однако, несмотря на научную обоснованность и системность не всегда удобно использовать разработанные комплексы в том виде, в котором они представлены в печатных изданиях. Прежде всего, это связано с тем, что педагог обучает и развивает детей не только в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД). Обыденность жизни в детском саду создает ситуации, когда детям приходится чего-то ждать или часть группы детей отсутствует. В такие моменты НОД проводить не приходится, а условий для свободной игры нет. В этом случае на помощь приходят короткие игровые образовательные ситуации (ИОС): это игры по развитию мыслительных операций, креативности, логического мышления, которые мы называем «Школа мышления».

Подбор и разработка ИОС продолжается на протяжении всей нашей педагогической деятельности. Мы, прежде всего, учитываем то, что задания для детей должны соответствовать:

  • возрастным особенностям развития;
  • находиться в зоне ближайшего развития (по Л.С. Выготскому);
  • дивергентным типам задач;
  • одновременно доступные для детей с разным уровнем развития мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, анализа, синтеза, логикой и пр.;
  • вызывать интерес, способствовать успеху, повышать самооценку детей (мотивировать);
  • сопровождаться весельем, активностью, снятием напряжения;
  • не требовать специального оборудования и подготовки;
  • возможность транслировать родителями по образцу;
  • возможность в простейшем виде репродуцироваться детьми в условиях игры между собой.

В возрасте 4-7 лет, согласно Ж. Пиаже, происходит переход от дооперационального мышления к мышлению конкретных операций, который продолжается до 12 лет. Другими словами в этом возрасте происходит переход от особенностей мышления связанного со: статичностью и ригидностью; необратимостью; центрированностью на одном измерении; сосредоточенностью на «здесь и сейчас»; эгоцентричностью; сосредоточенности на бросающихся в глаза признаках; интуитивности; к другому типу мышления. Мышлению, где появляются: гибкость; обратимость; выход за пределы «здесь и сейчас»; многомерность, меньшая эгоцентричность; способность делать логические выводы; поиск причинно-следственных связей. Таким образом, учитывая особенности изменения детского мышления, мы строим  занятия для детей 4-7 лет.

Ниже приводится серия ИОС по типу дивергентных заданий с постепенным нарастанием сложности для детей 4-7 лет. В  данной разработке используются в первых трёх сериях условно дивергентные задачи. Под ними мы понимаем задачи, в которых все заданные вопросы являются правильными и приближают к конечному ответу.

Приведенные ниже ИОС - лишь часть наших разработок, используемых в практике дошкольного учреждения, которые носят специфический характер. Специфика заключается в том, что данные задания дивергентного типа, которые предусматривают множество правильных ответов на поставленную задачу. Каждый ответ сопровождается педагогической оценкой: улыбка, положительный жест или мимика, интонация различных оттенков и силы, тактильные прикосновения, восторг, восхищение, удивление, аплодисменты, положительное внимание, похвала и пр.

В качестве дополнительного замечания необходимо отметить, что нет строгого регламента по времени и количеству детей, участвующих в развивающих играх (заданиях). Конкретное задание может быть использовано несколько раз в различных вариациях. Усложнение каждого из них происходит по необходимости.

Данная серия ИОС предусматривает обучению мыслительным операциям, таким как: сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез, индукция и дедукция. Кроме перечисленного данная серия предусматривает расширение знаний о живой и неживой природе, а именно, понимание отличий живого от неживого. Выделение части предмета из целого. Понимание различий предметного мира людей и объектов природы. Нахождение отличительных особенностей физических явлений и объектов природы. Простейшие понимание абстрактных понятий, различение реальных и вымышленных объектов. Отличия предметов от их свойств и действий.

Серия 1. ИОС начинаются с  развития умения задавать различные вопросы. Цель: усвоение детьми на различных примерах умения понимать закрытые и открытые вопросы. Дети должны попрактиковаться в специально предложенных играх. Время игры зависит от конкретных условий, но главное не утомить детей и проводить весело. Сколько игр проводить не регламентировано. Главное подойти к процессу творчески.

Игра 1.1. Воспитатель задает каждому ребенку индивидуальный вопрос. Ответ выслушивают все. Каждый ответ сопровождается положительной реакцией взрослого, поощрительными аплодисментами, одобрением, поддержкой и пр. Вопросы должны быть простыми. Используются как закрытые так открытые вопросы:

  • Какого цвета снег?
  • Кто сильней слон или мышь?
  • Ты любишь мороженое?
  • Какие животные живут в зоопарке?
  • Гвоздь железный? И т.д.

Игра 1.2. Дети задают вопросы воспитателю. Особенно поощряются оригинальные и не повторяющие вопросы. Важно, что бы дети слышали друг друга и помнили, чтобы второй раз об этом не спрашивать.

Игра 1.3. Дети по кругу задают вопросы друг другу. Дожидаются ответа.

Серия заданий должна завершиться умением детей отличать открытые вопросы от закрытых. Закрытые вопросы требуют односложного ответа «да или нет», открытые вопросы носят развернутый характер иногда с пояснениями.

Серия 2. Все игры проводятся с опорой на наглядные предметы. Цель ИОС этой серии научиться задавать вопросы, закрепить умения классифицировать предметы по различным признакам, сравнивать, анализировать, расширять знания детей о живой и неживой природе. Не менее важным моментом является развитие саморегуляции, т.к. игры требуют произвольного внимания. Повторять одни и те же вопросы нельзя и, следовательно, необходимо слушать вопросы задаваемые другими детьми.

Игра 2.1. Воспитатель раскладывает на столе несколько предметов (10 и более). Предлагает детям угадать, какой предмет она загадала. Желающие отгадать по очереди спрашивают. После нескольких неудачных попыток воспитатель просит наиболее взрослого ребенка загадать в уме предмет, который она должна угадать, предварительно сообщив детям, что будут задаваться вопросы, на которые ведущий должен отвечать «да» или «нет». Например:

- Этот предмет деревянный?

- Задуманный предмет больше стакана?

- Он черный с желтым рисунком?  и т.д.

После демонстрации ведущими становятся сами дети. Ведущие меняются. Воспитатель должен контролировать, что задумывает тот или другой ведущий игру. Можно просить ребенка говорить воспитателю на ушко, что задумал ведущий.

Предметы можно менять. В качестве объектов могут выступать буквы, геометрические фигуры, цифры, картинки животных или предметов.

 Игра 2.2. В коробке спрятан предмет. Необходимо угадать, что там с помощью закрытых вопросов.

Игра 2.3. Воспитатель говорит: «Я задумала предмет в этой комнате. Отгадайте».

Игра 2.4. Кто первый отгадал предмет тот и загадывает. Необходимо помнить, что вопросы могут быть любыми, но закрытыми. Например: «Мы сейчас видим это предмет?»

Игры могут многократно повторяться. Важно поощрять вопросы детей: хвалить и выделять наиболее продуктивные. Поддерживать застенчивых детей. Внимательно наблюдать за нерешительными детьми и давать им возможность участвовать.

По мере использования подобных игр необходимо снижения количество вопросов. Другими словами поощрять детей как можно быстрее угадать предмет. Чем меньше вопросов задали, тем более эффективны, т.к. использование вопросов отсекающих большое количество предметов на основе использования классификации позволяют приблизить правильный ответ много быстрее. Педагог постепенно научает детей определенной схеме, по которой задаются вопросы, т.е. алгоритму. Особенно это важным является в третьей серии заданий. В конечном итоге начало алгоритма строится по следующей схеме:

Подобные игры можно проводить и на прогулке. С детьми, которые сильно расшумелись или им необходимо отдохнуть. Такие игры могут быть полезны в группе, когда необходимо снять напряжение.

Как и в предыдущие серии ИОС с данными играми не регламентированы. Могут проводиться в любое время. Педагог может изобретать различные варианты.

Серия 3. Наиболее продолжительная серия заданий без опоры на наглядность, с всё более усложняющимися объектами. Цель: во-первых, развитие представлений об объектах материального мира (живые объекты и неодушевленные предметы), явлениях природы, составных частях предметов, технические объекты, абстрактные понятия, действия, признаки предметов, фантастические и сказочные объекты. Во-вторых, развитие операций мышления описанных выше. В-третьих, развитие дивергентного мышления, которое лежит в основе креативности. В-четвертых, развитие произвольного внимания и навыкам саморегуляции. Очень важно, чтобы во время игр педагог поощрял детей слушать вопросы и ответы, сдерживать свои порывы перебивать других детей и т.п.

Все игры этой серии проводятся без спешки и с медленным нарастанием сложности задуваемых объектов. Периодически воспитатель демонстрирует примеры игры, особенно когда вводятся новые объекты.

Важно научить детей различать объекты живой и неживой природы. Порой во время игры требуется отступления. Например, бывает необходимо объяснить то, что растения являются частью живой природы. Они дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают. Естественно это происходит не простым перечислением признаков, а в стиле развивающего занятия.

Дети должны в процессе этой серии усвоить, есть объекты, сделанные человеком, и есть объекты природы и физические явления (например: ветер, радуга, тень и пр.). В качестве примера воспитатель может задумать явление природы.

Ближе в 6 годам дети способны отгадывать абстрактные понятия. Педагог способен им объяснить, что абстрактные понятия в отличие от предметов нельзя увидеть или потрогать, другими словами ощутить (почувствовать). Например: чувства (нежность, обида, злость, радость и др.), какой-то знак (число, буква, обозначающие знаки и пр.), время, слова обозначающие ощущения  и т.п.

Все игры данной серии построены просто. Ведущий задумывает что-либо, а игроки задают вопросы.

Можно образовывать команды по несколько человек. Кто меньше задал вопросов и угадал, тот и выиграл. При таком виде использования игры необходимо помнить, что состав команд в конкретный день должны быть разными, чтобы все дети побывали в роли победителей. Педагог может присоединяться к какой-либо команде при необходимой педагогической поддержке.

Серия 4. Данная серия состоит из задач с неполными условиями. Цель заданий этой серии развитие логического мышления, способностей к анализу и синтезу, элементов индукции и дедукции. Весь процесс решения ниже приведенных задач носит дивергентный характер, т.к. любой заданный вопрос в той или иной степени и является верным, потому что приближает к правильному ответу.

Задачи решаются путем расширения информации за счет закрытых вопросов.

Задача 4.1. Человек вышел из комнаты, хлопнув дверь. Когда он вернулся, Клементина уже умерла. Что произошло?

Задача 4.2. На поляне в парке лежат 5 угольков, морковка и шарф. Эти предметы ни кто специально туда не клал. Как они там оказались?

Задача 4.3. Гном жил на девятом этаже. Когда он садился в лифт, то доезжал лишь до шестого этажа, потом шел пешком. Почему?

Использование условно дивергентных задач в образовательной работе с детьми дошкольного возраста развивает у дошкольников мыслительные операции, такие как: сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез, индукция и дедукция. Способствует расширению знаний о социальном и природном мире.

В результате работы с детьми в данном направлении мы ожидаем развитие креативного мышления, как компонента готовности детей к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Игровой Стретчинг – Как средство физического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации."

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого. Что же является основой здорового образа жизн...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации на тему: «Моя мама лучше всех!» в подготовительной группе.

Этот материал разработан в помощь педагогу в воспитании у детей старшего дошкольного возраста чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, формирование бережно...

СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...

Презентация учителя-логопеда Полозовой Е.А. по теме «Специфика организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации»

При организации занятий с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, в первую очередь необходимо обратить внимание на создание соответствующей возрастным и сензитивным периодам, потребност...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье раскрываются содержание и особенности современных тенденций физического развития и воспитания дошкольников. В этом ключе рассмотрены инновационные подходы, продемонстрированы примеры нестанда...