Проект для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Русская матрёшка"
проект на тему

Лагутина Елена Витальевна

 

ПРОЕКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«РУССКАЯ МАТРЁШКА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «РЫБНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ПРОЕКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«РУССКАЯ МАТРЁШКА»

                                                               

Руководитель проекта:

Воспитатель

первой категории

Лагутина Е.В.

Игрушек больше миллиона в мире есть,

И всех игрушек нам сейчас не перечесть.

Но изо всех, быть может, только лишь одна

Для дружбы всех людей на свете рождена.

                                           Л. Печникова

Информационная характеристика проекта

  • Тип проекта – информационно-творческий
  • Вид проекта – групповой, краткосрочный
  • Вид детской деятельности – познавательно-творческая
  • Исполнители проекта и основные участники – дети дошкольного и младшего школьного возраста, воспитатели старшей группы.

Цель:

 Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной игрушки-матрёшки.

Задачи:

  • познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла;
  • формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;
  • систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;
  • приобщать к истокам духовной культуры русского народа;
  • поддерживать интерес любознательных детей;
  • содействовать развитию творческих способностей детей.

Актуальность проекта:

В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие взрослые имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

Я  решила помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях на примере народной игрушки, проявлять интерес к её разнообразию, изготовлению и использованию в детской деятельности, воспитывая бережное отношение к культуре своего народа.

Предполагаемые результаты:

Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы детей;

Развитие эстетического восприятия, воображения, памяти, мелкой моторики рук дошкольников;

Формирование патриотических чувств и развитие духовности;

Создание эстетической среды в повседневной жизни детей.

Этапы осуществления проекта:

I. Подготовительный

Разработка проекта (1-я  неделя апреля).

  • Отображение целей и задач проекта.
  • Создание комфортной предметно-развивающей среды.
  • Подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических  

игр.

II. Основной

Внедрение проекта (2-я - 3-я недели апреля).

  • Проведение бесед, наблюдений, поисково-исследовательской    

деятельности с детьми.

  • Чтение произведений о матрёшке.
  • Слушание музыкальных произведений о матрёшке.
  • Экскурсия в столярную мастерскую.
  • Творческая деятельность детей.

III.   Заключительный

Защита проекта (4-я неделя декабря)

  • Презентация проекта.
  • Выставка детских работ «Ах, Матрёшечка -матрёшка».
  • Создание в группе музея «Русская матрёшка»

Реализация проекта

Образовательная область

Непосредственно-образовательная деятельность

Цель

познание

Беседа «История возникновения и развития матрёшечного дела»

Ознакомление с окружающим «Народные умельцы»

Беседа «Матрёшка – как символ семьи»

  • обобщить и систематизировать знание детей о России
  • закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных промыслах
  • воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров.
  • воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.

чтение художественной литературы

Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки»

Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки».

  • закреплять умения детей читать наизусть стихотворения,
  • совершенствовать речетворческие способности детей.
    развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы.
    воспитывать интерес к литературе.

художественное творчество

Изобразительная деятельность (рисование)

«Сергиево- Посадская матрешка»

«Матрешка из Полхов-Майдана»

«Семеновские матрешки»

 «Авторская матрешка»

Изобразительная деятельность (аппликация)

«Матрешка-открытка»

  • продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;
  • учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;
  • знакомить с региональным декоративным искусством;
  • учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;
  • продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;
  • развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;
  • формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.
  • знакомить с спецификой создания декоративных цветов (оттенков).

музыка

  • песня Ю. Вережникова «Русская матрёшка»,  
  • песня «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой,
  • русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой,
  • русская народная песня «Русская матрёшка»
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
  • Развивать интерес детей к народному творчеству.
  • Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
  • Воспитывать любовь к народному искусству.



Предварительный просмотр:

ЗАЩИТА ПРОЕКТА «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

Праздник «АХ, МАТРЁШЕЧКА-МАТРЁШКА»

(Слайд 1 презентации «Русская матрёшка»)

Представляю вашему вниманию информационно-творческий групповой краткосрочный проект для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Русская матрёшка», целью которого является формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной игрушки-матрёшки.

(Слайд 2 презентации «Русская матрёшка»)

В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие взрослые имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

Мы решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях на примере народной игрушки, проявлять интерес к её разнообразию, изготовлению и использованию в детской деятельности, воспитывая бережное отношение к культуре своего народа.

В течение месяца мы читали, играли, исследовали, творили

 (Слайд 3 презентации «Русская матрёшка»)

Ребёнок:

Громче хлопайте в ладошки-

В гости к нам идет матрешка!

В зал входит матрешка (переодетая девочка)

Воспитатель:

Вся румяная,

Очень ладная,

Щечки красные,

Глазки ясные,

Бойко топают сапожки.

Здравствуй, милая матрешка!

(Слайд 4  презентации «Русская матрёшка»)

Матрёшка:

Здравствуйте ребята, я весёлая матрёшка. Посмотрите на меня:

Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая.

Я к вам очень торопилась,

Постаралась нарядилась!

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

(Слайд 5  презентации «Русская матрёшка»)

 Воспитатель: 

Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и носили длинные сарафаны. В старину любили играть и петь песни, водить хороводы, а вечерами сидеть за чашкой чая у самовара.

А вы знаете, что матрёшка – это игрушка с секретом:

(Слайд 6  презентации «Русская матрёшка»)

Ребёнок:

Знают все её загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки…

Её младшие сестрёнки.

(Слайд 7  презентации «Русская матрёшка»)

Ребёнок

Мы секрет тот тоже знаем –

Разбираем, собираем,

Достаем их друг за другом,

Расставляем полукругом;

Одна матрёшка, две… и вот…

Матрёшек целый хоровод.

(Слайд 8  презентации «Русская матрёшка»)

Матрёшка:

Вот такие вот дела!

И я пришла к вам не одна,

В ярких платочках

Пришли со мною дочки.

В ярких одежках,

Куколки матрешки!

Мои дочки растерялись, растерялись, разбежались.

Ведущий:

Да где же они, дочки твои?

Нужно матрёшку раскрыть и дочек её достать.

Пусть музыка веселая разливается и мои дочки матрешки появляются!

(Слайд 9 презентации «Русская матрёшка»)

(Дети раскрывают матрёшку и расставляют всех матрёшек на стол).

Матрёшка:

Ах вы мои умницы, ах мои красавицы,

На Руси матрешки очень славятся.

Мы игрушки знатные!

Складные да ладные!

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

История создания матрёшки

Ведущий:
Теперь давайте сядем, отдохнём,
Поговорим о том, о сём.

А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд 10 презентации «Русская матрёшка»)

Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца Фукуруму. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

(Слайд 11  презентации  «Русская матрёшка»)Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

 (Слайд 12 презентации «Русская матрёшка»)Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. Перед вами первая игрушка– девочка с петухом и её младшие сестрёнки и братишки, а самый маленький – младенец, завёрнутый в пелёнки.

(Слайд 13 презентации «Русская матрёшка»)

И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

(Слайд 14 презентации «Русская матрёшка») И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами.

Игра «Музыкальная матрёшка»

Кукла славная – матрешка,

Где-же ручки,

Где-же ножки?

Её можно разбирать,

Мы будем с ней сейчас играть!

   

Воспитатель: А сейчас игра знакомая, интересная, всем давным-давно известная!

Проводится игра «Музыкальная матрёшка» (Все участники праздника встают в круг.

Под музыку они передают большую матрёшку. По окончании музыки, тот у кого в руках

осталась матрёшка, выполняет движения, соответственно приведённым ниже

строчкам)

У кого в руках матрешка,

Тот попляшет с ней немножко!

У кого в руках матрешка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто матрешку в руки взял,

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрешку в руки взял,

Тот красиво приседал!

Кто матрешку в руки взял,

Тот стишок нам рассказал

У кого в руках матрёшка,

Помяукай нам как кошка!

У кого в руках матрёшка,

Тот попрыгает немножко.

Виды матрёшек

(Слайд 15  презентации «Русская матрёшка»)  После появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать этих удивительных кукол! Каждый мастер привносил в облик матрешки что-то свое, особенное, поэтому матрешки отличаются друг от друга формой, узором, цветом и характером.

(Слайд 16  презентации «Русская матрёшка») Эта матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок с расписной каймой, а поверх сарафана – фартук. 

(Слайд 17 презентации «Русская матрёшка») Единственное украшение на ней - это нитка  бус. В руки ей могут дать самовар, корзинку, чайник.

(Слайд 18 презентации «Русская матрёшка») В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. (Слайд 19  презентации «Русская матрёшка»)  Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

(Слайд 20 презентации «Русская матрёшка») Третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами,  сарафана и фартука. Вместо этого – множество ярких цветов. 

(Слайд 21 презентации «Русская матрёшка») Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.  На голове полушалок с цветами. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая.

 (Слайд 22 презентации «Русская матрёшка») А вот перед вами вятская матрёшка. Она изображает голубоглазую девочку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает, настолько оно мило и приветливо.                  (Слайд 23 презентации «Русская матрёшка»)  Она отличается от своих подружек тем, что узор её сарафана расписывают не только красками, а применяют соломку.

 Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

(Слайд 24 презентации «Русская матрёшка») Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Так появились авторские матрёшки.

(Слайд 25 презентации «Русская матрёшка») Есть даже матрёшки – герои сказок. Давайте посмотрим, из каких сказок эти матрёшки. (дети отгадывают, из какой сказки матрёшки)

Игра «Наряди матрёшку»

Ведущий:

Кукла славная - матрешка,

 Где-же ручки,

 Где-же ножки?

 Интересно с ней играть,

Мы их будем наряжать!

 - Давайте и мы с вами попробуем создать свою авторскую матрёшку.

(В зал выходят два воспитателя, на них надеваются вырезанные из плотной бумаги матрёшки с прорезями для лица

Мастера, скорей за дело.        
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор

(Дети украшают «матрёшек»)

Вот они Матрёшеньки,

Все они милёшеньки,

Все с аленькими щёчками

Под пёстрыми платочками.

Нарядные, пригожие,

Чуть на вас похожие.

Изготовление матрёшки

(Слайд 27  презентации «Русская матрёшка») А вы знаете, из чего делают матрёшек.

(Слайд  28 презентации «Русская матрёшка»)Чтобы выяснить, как делают матрёшек, мы отправились  в мастерскую к деревянных дел мастеру  Устинову Валерию Сергеевичу.

Дети рассказывают:

 (Слайд 29 презентации «Русская матрёшка») Матрёшку изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски.

(Слайд  30,31,32 презентации «Русская матрёшка») Из них и вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую, которая не разбирается, потом

следующую – побольше, затем – еще больше, в последнюю очередь – самую большую.

(Слайд 33, 34 презентации «Русская матрёшка») Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют.

(Слайд 35, 36 презентации «Русская матрёшка») А затем начинается процесс, который придаёт каждой кукле свою индивидуальность - роспись карандашом.

(Слайд 37 презентации «Русская матрёшка») Потом игрушки расписываются яркими красками, «одевают» их в пестрые сарафаны и

платки, прорисовывают лицо, чтобы на нем блестели глазки, розовели щечки.

(Слайд 38 презентации «Русская матрёшка») Затем матрёшку покрывают лаком.

Частушки

(Слайд 39 презентации «Русская матрёшка»)

Ведущий:

А теперь, ребята,

Навострите ушки!

Ведь сейчас для вас матрёшки

Будут петь частушки!

(Слайд 40 презентации «Русская матрёшка»)


Мы матрёшки, мы подружки, 
Утром рано мы встаём, 
Вчетвером поём частушки 
И танцуем вчетвером. 

(Слайд 41 презентации «Русская матрёшка»)


И кроваток нам не нужно, 
Потому что в час ночной 
Спим мы вместе, спим мы дружно, 
Спим мы все одна в другой. 

(Слайд 42 презентации «Русская матрёшка»)

Ты играй моя гармошка

Ты подруга подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

(Слайд 43 презентации «Русская матрёшка»)


Шли подружки по дорожке, 
Было их немножечко: 
Две Матрёны, три Матрёшки, 
И одна Матрёшечка. 

(Слайд 44 презентации «Русская матрёшка»)

Пыль клубится по дорожке-

Едут с ярмарки матрешки.

На баранах, на быках,

И с баранками в руках.

(Слайд 45 презентации «Русская матрёшка»)

Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

Итог праздника

(Слайд 46,47 презентации «Русская матрёшка»)

Воспитатель:

Матрёшка-дивная игрушка!

Красивый, чудный сувенир!

Забавная и милая девчушка

Прославила Россию на весь мир!

Матрёшка-символ нашей Родины-России,

Как белоствольные берёзки, хохлома!

Вы не найдёте куколки красивей,

Своею нежностью пленяет нас она!

Вглядитесь в нашу русскую матрёшку!

Какие добрые, лучистые глаза!

Такую дивную, весёлую подружку

Увидев раз, уже забыть нельзя!

Шагает куколка-матрёшка по планете,

Живёт и не стареет сотни лет!

Её так любят взрослые и дети,

В матрёшке кроется души родной секрет!

Матрёшки пёстрым, ярким хороводом

С улыбкой милой по земле плывут!

Игрушки эти созданы народом,

Нам душу греют и в сердцах у нас живут!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКАЯ МАТРЁШКА

Слайд 2

Игрушек больше миллиона в мире есть, И всех игрушек нам сейчас не перечесть. Но изо всех, быть может, только лишь одна Для дружбы всех людей на свете рождена.

Слайд 3

Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к вам пришли матрешки! Куклы деревянные, Матрешечки румяные.

Слайд 4

Детская игрушка эта, Обошла уже пол света! Так, немного и немало Символом России стала .

Слайд 6

Знают все её загадку…В ней хранятся по порядку Краснощёкие девчонки…Её младшие сестрёнки . .

Слайд 7

Мы секрет тот тоже знаем – Разбираем, собираем, достаем их друг за другом, Расставляем полукругом; Одна матрёшка, две… и вот…Матрёшек целый хоровод .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наша русская матрешка не стареет сотню лет. В красоте, в таланте русском весь находится секрет. Этот русский сувенир покорил уже весь мир.

Слайд 2

КАК ПОЯВИЛАСЬ МАТРЁШКА? Если вы считаете матрешку исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.

Слайд 4

Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Слайд 5

Как же назвали красавицу? Назвали ее Матрешей, старинным русским именем. И стали новые игрушки матрешками.

Слайд 6

И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами.

Слайд 7

Много видов у матрёшки, ведь она из разных мест. Есть вятская, загорская , семёновская есть Давайте их сейчас сравним. наряды их определим .

Слайд 8

Загорская матрёшка Я из Сергиева Посада Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан Яркий русский сарафан. Я имею с давних пор На переднике узор. Знаменит платочек мой Разноцветною каймой .

Слайд 10

Семёновская матрёшка А я из тихого зеленого Городка Семёново. Я в гости к вам пришла Букет цветов садовых Розовых, бардовых В подарок принесла .

Слайд 12

Полхов-майданская матрёшка А я, подружки, из Майдана. Могу я стать звездой экрана. Украшен мой наряд цветами С сияющими лепестками И ягодами разными, Спелыми и красными.

Слайд 14

Вятская матрёшка Мы матрешки вятские всех на свете краше. Расписные, яркие сарафаны наши. Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки, С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Слайд 16

Авторская матрёшка

Слайд 17

Матрёшки – герои сказок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАТРЁШКИ

Слайд 3

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАТРЁШКИ Сначала надо выбрать дерево, ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина.

Слайд 5

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАТРЁШКИ Следующим этапом изготовления матрёшек является вытачивание фигурок

Слайд 7

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАТРЁШКИ Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют.

Слайд 9

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАТРЁШКИ А затем начинается процесс, который придаёт каждой кукле свою индивидуальность - роспись карандашом

Слайд 11

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАТРЁШКИ Затем матрёшку расписывают красками.

Слайд 12

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАТРЁШКИ После раскраски матрёшек лакируют.

Слайд 19

Презентацию подготовила Воспитатель первой категории Лагутина Елена Витальевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нару

Тема   самообразования: «Новые образовательные технологии в коррекционной  работе с детьми с ОВЗ»Срок выполнения: межаттестационный период с 30 декабря 2011 года  по  30 декаб...

Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста "Россинка"

Цель проекта: создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, через совместную деятельность детей дошкольни...

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста Россинка 2019-2022

Проект «Россинка» разработан для реализации его в процессе воспитательно-образовательной деятельности дошкольников и младших школьников с учётом преемственности школы и детского сада...