проект «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с природным типом голоса»
проект (старшая группа)

Метод проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_peniyu_2.docx62.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад № 9 комбинированного вида»

Отдела образования и молодежной политики г. Канаш

 

Педагогический проект

                                                     

                                                                                 Выполнила: Григорьева

                                                                            Елена Геннадьевна

                

                                                                                                           Музыкальный руководитель

                                                                                     МБДОУ  «Детский сад № 9

                                                                                  комбинированного вида»

г. Канаш – 2014г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Буду петь правильно!»

Тема проекта

«Инновационный подход к развитию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Автор проекта

Григорьева Елена Геннадьевна

Место реализации проекта

Старшая группа МДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» Отдела образования и молодежной политики г. Канаш

Проблемы проекта

Несовершенство практики вокально-хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста

Цели и основные задачи реализации проекта

Цель. Разработать модель развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

- Уделять максимальное внимание каждому участнику хора, т.е. выявлять, сохранять и развивать его певческую индивидуальность в условиях пения в коллективе.

-  Включить  в процесс обучения два взаимосвязанных направления: вокальную работу, т.е. постановку певческого голоса, и организовать певческую деятельность в различных видах коллективного исполнительства – в пении хором в унисон, хоровыми группами, тембровыми подгруппами или при включении в хор солистов.

-  Подобрать песенно-хоровой репертуар, направленный на развитие и сохранение голоса ребенка.

- Использовать новый подход к организации детского хорового коллектива: строить певческую работу с учетом природных типов голосов (высокий, средний, низкий); работать над голосом главным образом в примарном диапазоне и нижнем регистре, постепенно расширяя диапазон вверх.

- Формировать у детей перцептивный, слуховой эталон прекрасного пения.

- Расширять представление родителей о важности создания музыкальной среды дома: правильно подбирать фонотеку с песнями для слушания и  исполнения.

- Приобщить родителей к совместному проведению домашнего досуга: слушание с ребенком понравившихся ему песен, разучивание новых песен, пение любимых песен.

Срок реализации

Март 2014г. – Май 2015г.

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты

-  Умение правильно интонировать мелодию;

- Умение различать и  исполнять звуки по высоте, движение мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки;

- Умение пользоваться дыханием; брать дыхание перед началом песни, между фразами, и удерживать его до конца фразы;

- Умение петь в ансамбле, слышать себя и других в ансамбле;

-  Умение петь в пределах ДО1- РЕ2, соблюдая и передавая голосом средства музыкальной выразительности;

-  Имение четкой дикции;

-  Доброжелательное отношение к содержанию песни;

- Умение пользоваться голосовым аппаратом, петь без напряжения, легко, напевно.

1.ВВЕДЕНИЕ.  

   Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспитывает. В. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой - пение обладает большей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей действительности, о своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть.

   Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

    «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка: активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально - слуховые представления».    Ветлугина В.А.

2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.

Анализ внешней ситуации.

   Проблема постановки певческого голоса ребенка-дошкольника одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем музыкального воспитания, что определяется сензетивностью этого возраста с точки зрения становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значение вокализации для развития музыкального слуха, влияние певческой деятельности на формирование системы музыкальности в целом. О необходимости специальной работы по постановке голоса у детей старшего дошкольного возраста писали в разные годы и педагоги-практики Н.А. Метлов , Е.С. Маркова, Е.П. Иова, Е.М. Дубнянская и др. Они предлагали интересные методики, способствующие формированию певческого звука, дыхания, чистоты интонирования, дикции.

   Дошкольные педагоги провели ряд исследований по развитию слуха и голоса (Н.А. Ветлугина, А.Д. Войнова, Р.Т. Зинич-Слепова, А.И. Катинене), в которых раскрывалась их взаимосвязь и подчеркивалась существенная роль слухо-вокальной координации в развитии музыкальности.

   Несмотря на большой интерес к проблеме певческого развития ребенка и практическую значимость этой проблемы, методика формирования певческого голоса у дошкольников оставалась неразработанной.

   Педагоги-музыканты и исследователи, изучавшие проблемы младших школьников, отмечали в целом низкий уровень слухо-вокальной координации, тусклое звучание певческих голосов и низкий уровень интонирования мелодии голосом у детей, пришедших из детского сада (Е.А. Мальцева, Е.Я. Гембицкая, Г.П. Стулова, Н.Д.Орлова и др.)

   Предположив, что причиной этого является отсутствие специальной работы по постановке певческого голоса, К. Тарасова в совместном исследовании с аспиранткой И.Г. Владимировой начали изучать его специфику и развитие в дошкольном детстве. Главный вывод исследования – голоса уже в дошкольном детстве делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие. Каждый из них характеризуется присущей ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазоном звучания.

   Этот вывод имеет особое значение для практики, поскольку до сих пор в большинстве детских садов дети в хоре поют так, как будто не существует ни каких природных различий в их голосах. В результате тональность, тесситура, диапазон той или иной песни оказываются подходящими, удобными для одних детей и неудобными, не соответствующими голосу, а значит вредными для других.

   Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организованно, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко с удовольствием.

   Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса.

Анализ внутренней ситуации.

   Реализация проекта происходила на базе МДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г. Канаш  во втором полугодии средней группы и в первом полугодии старшей группы.

   Музыкальный руководитель Григорьева Елена Геннадьевна – образование высшее, стаж педагогической работы - 20 лет.

   Списочный состав детей - 20 человек.

Коллектив МДОУ  «Детский сад № 9 комбинированного вида» реализует «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

   Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного образования, воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование разнообразных способностей, подготовка ребенка к жизни в школе и современном обществе.

   Музыкальное воспитание осуществляется по программе М.Б.Зацепиной «Музыкальное воспитание в детском саду».

Цель

программы

по

развитию

певческих

навыков

Научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных ему несложных песен.

Воспитывать у детей певческую культуру.

Приобщать к музыке

Задачи

программы

по

развитию

 певческих

навыков

Формировать у детей певческие умения и навыки, способствующие выразительному исполнению.

Учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне их.

Развивать музыкальный слух, приучать слышать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки.

Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, монотонное «гудение» у детей, которые поют низко и неточно.

Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх.

 Виды певческой деятельности

Пение для развития музыкального восприятия

Исполнение

песен

Пение в музыкально-образовательной деятельности

Песенное творчество

1.Слушание песен, не предназначенных для слушания.

2.Слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения.

3.Пение мелодий и упражнений для развития представле- ний о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).

1.Пение песен с сопровождением и без него.

2.Пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах.

3.Пение для сопровождения движений хоровода.

1.Пение упражнений для приобретений певческих навыков и музыкальных знаний.

2.Педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер и т.д.)

1.Импровизации.

2.Сочинение мелодий к заданным текстам.

3.Сочинение хороводов.

   В процессе музыкальной певческой деятельности ведется работа по освоению и развитию основных певческих навыков.

Основные

певческие

навыки

Певческая установка

Звукообразование

Дыхание

Дикция

Чистота вокальной интонации

 

Ансамбль

7

 и формированию музыкального слуха.

   Придерживаясь в своей работе над развитием певческих навыков детей представленных выше целей и задач программы я обнаружила следующие недостатки:  дети поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно; не показывают необходимых навыков слухо–  вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены и т.д.

   Проведя диагностическое исследование, я выяснила, что:

  1. 4 ребенка из 20 показали высокий уровень слухо - вокальной координации.
  2. 6 детей из 20 показали средний уровень слухо - вокальной координации.
  3. 10 детей из 20 показали низкий уровень слухо - вокальной координации.

   

Результаты диагностики развития певческих навыков.

Март 2014г.

     Предварительное изучение понимания родителями важности создания музыкальной песенной среды дома показало: родители мало или совсем не слушают с детьми хорошую музыку, не понимают необходимости иметь небольшую фонотеку со специальным песенным репертуаром, мало кто из родителей организовывают семейные праздники с пением любимых песен ребенка или слушания новых детских песен.

Проблема проекта. 

Диагностическое обследование уровня развития слухо-вокальной координации детей выявило проблему: несовершенство практики вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста.

Необходимо:

1) понять и принять индивидуальные особенности певческого голоса ребенка в качестве важнейшего компонента процессе обучения пению;

2) разделить детей по голосам и всю работу по пению, как коллективную, так и индивидуальную, проводить в соответствии с природным типом голоса каждого ребенка.

3.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Для успешного решения обозначенной проблемы наиболее целесообразно использовать метод проекта: определить цель, задачи, пути реализации и этапы работы; наметить ожидаемый результат.

Цель проекта. Разработать модель развития певческих навыков у детей старшего

дошкольного возраста.

Задачи проекта.

- Уделять максимальное внимание каждому участнику хора, т.е. выявлять, сохранять и развивать его певческую индивидуальность в условиях пения в коллективе.

-  Включить  в процесс обучения два взаимосвязанных направления: вокальную работу, т.е. постановку певческого голоса, и организовать певческую деятельность в различных видах коллективного исполнительства – в пении хором в унисон, хоровыми группами, тембровыми подгруппами или при включении в хор солистов.

-  Подобрать песенно-хоровой репертуар, направленный на развитие и сохранение голоса ребенка.

- Использовать новый подход к организации детского хорового коллектива: строить певческую работу с учетом природных типов голосов (высокий, средний, низкий); работать над голосом главным образом в примарном диапазоне и нижнем регистре, постепенно расширяя диапазон вверх.

- Формировать у детей перцептивный, слуховой эталон прекрасного пения.

- Расширять представление родителей о важности создания музыкальной среды дома: правильно подбирать фонотеку с песнями для слушания и  исполнения.

- Приобщить родителей к совместному проведению домашнего досуга: слушание с ребенком понравившихся ему песен, разучивание новых песен, пение любимых песен.

Ожидаемые результаты.

Дети.

Реализация проектных мероприятий по разработке модели развития певческих навыков детей дошкольного возраста позволит решить поставленные программой задачи:

-  Умение правильно интонировать мелодию;

- Умение различать и  исполнять звуки по высоте, движение мелодии вверх и вниз,    долгие и короткие звуки;

- Умение пользоваться дыханием; брать дыхание перед началом песни, между фразами, и удерживать его до конца фразы;

-  Умение петь в ансамбле, слышать себя и других в ансамбле;

- Умение петь в пределах ДО1- РЕ2, соблюдая и передавая голосом средства музыкальной выразительности;

-  Имение четкой дикции;

-  Доброжелательное отношение к содержанию песни;

- Умение пользоваться голосовым аппаратом, петь без напряжения, легко, напевно.

Воспитатели.

- Ознакомление с основными теоретическими и методическими вопросами в обучении детей певческим навыкам;

- Умение применять разнообразные методические приемы для развития у детей исполнительских умений;

-  Овладение исполнительскими навыками и умениями;

- Оказание помощи музыкальному руководителю в подготовке и проведению различных видов занятий;

-  Закрепление музыкальных впечатлений детей;

-  Оказание помощи в выполнении заданий, интересных и доступных детям;

-  Обогащение музыкальных впечатлений детей с использованием игр, инсценировок разучиваемых песен;

-  Повышение музыкальной культуры путем совершенствования исполнительских умений и ознакомлением с новинками методической литературы.

Родители.

- Повышение культурного уровня родителей;

- Ознакомление с приемами и методами, формами организации музыкального воспитания;

- Умение сформировать положительное отношение к певческой деятельности у ребенка;

- Оказание помощи в овладении определенными навыками исполнительства и творчества;

- Умение использовать дома опыт музыкального воспитания в детском саду.

4.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

Концептуализация.

   Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно и природосообразно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеванию певческого аппарата.

   Очень важно сформировать у детей перцептивный, слуховой эталон  прекрасного пения – негромкий серебристый звук голоса.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

Срок: с 10 марта  2014г. по 10апреля  2014г.

Задачи этапа.

  1. Изучить  и подобрать  музыкальную методическую литературу по данной проблеме.
  2. Сформировать пакет диагностического инструментария для проведения диагностики с детьми.

а) диагностика типов певческого голоса;

б) диагностика уровня развития певческих навыков в соответствии с природным типом голоса

  1. Провести первичную диагностику с детьми.
  2. Выявить уровень отношения родителей к значимости занятий певческой деятельностью.
  3. Выявить уровень понимания воспитателями необходимости нового подхода к созданию развивающей среды для самостоятельной певческой деятельности ребенка.
  4. Составить перспективный план по развитию певческих навыков.
  5. Определить формы и методы работы с детьми.
  6. Составить план мероприятий с воспитателями.
  7. Составить план мероприятий с родителями.
  8. Создать условия, необходимые для реализации проекта (пополнение методического и дидактического материала, создать структуру развивающей среды).

Мероприятия первого этапа

Срок выполнения

Ответственные

Изучение  и подбор  музыкальной методической литературы

март

Музыкальный руководитель

Комплектование пакета диагностик по определению уровня развития певческих навыков в соответствии с природным типом голоса

март

Музыкальный руководитель

Старший воспитатель

Разработка анкет для родителей и воспитателей

март

Музыкальный руководитель

Первичное анкетирование родителей и воспитателей

март

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Первичная диагностика детей

март

Музыкальный руководитель

Составить перспективный план по развитию певческих навыков

апрель

Музыкальный руководитель

Определить формы и методы работы с детьми

апрель

Музыкальный руководитель

Составить план мероприятий с воспитателями

апрель

Музыкальный руководитель

Составить план мероприятий с родителями

апрель

Музыкальный руководитель

Создать условия, необходимые для реализации проекта (пополнение методического и дидактического материала, создать структуру развивающей среды).

апрель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Изучение  и подбор  музыкальной методической литературы.

   Изучение методической литературы и освоение новых образовательных программ способствует получению необходимых знаний по обучению детей пению на основе новых подходов, повышению уровня профессиональной компетентности, возможности разработать перспективный план работы по развитию певческих навыков детей дошкольного возраста.

Анализ программ

Название программы

Задачи

«Истоки»

   Авторы: раздел «Музыка»

  К.В. Тарасова, В.А.Петрова

   Разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

   Выявлять, сохранять и развивать певческую индивидуальность ребенка в условиях пения в коллективе.

 «Гармония»

Авторы: К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко,

Т.Г. Рубан

   Общее развитие детей, формирование у них музыкальных способностей;

   Формирование музыкального творчества у детей к импровизационному характеру занятий.

   Развитие певческих навыков на основе новой методики (в соответствии с природным типом голоса).

 «Камертон»

Автор: Э.П.Костина

   Освоение азбуки семи ступеней детской певческой культуры:

  • Формирование музыкально-слуховых певческих представлений;
  • Закрепление представления детей об

образной природе песен;

  • Развитие музыкально-эстетического сознания средствами певческой деятельности;
  • Закрепление представления о самых различных видах песни;
  • Развитие целостного музыкально-эстетического восприятия песен;
  • Развитие музыкально-сенсорного восприятия (воспроизведение голосом) основных выразительных отношений музыкальных звуков.

   В основе всех этих программ закономерности развития музыкальных певческих способностей в дошкольном детстве с одной стороны и логика становления певческой деятельности. Они взаимосвязаны и не существуют одна без другой, кроме общей теоретической базы  программы объединяет подход к музыкальному репертуару.

Комплектование пакета диагностик по определению уровня развития певческих навыков в соответствии с природным типом голоса.

   Для успешного осуществления проектных мероприятий, необходимо систему диагностической работы

а) диагностика типов певческого голоса;

   Индивидуальное диагностирование позволит выявить особенности звучании певческого голоса каждого ребенка, чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную группу хора. Владение этой методикой - важнейший аспект каждого музыкального руководителя. В чем суть ее положений?

   1.Перед тем как ребенок начнет петь, нужно отметить особенности звучания голоса в речи, динамику, приблизительную высоту основного тона.

   2.Ребенок самостоятельно выбирает песню, и поет один, без музыкального сопровождения. Вслушиваясь в голос ребенка определить тембр певческого голоса ребенка.

   3.Предложить ребенку спеть короткую попевку, постепенно повышая и понижая исходную тональность  по полутонам определить верхнюю и нижнюю границу общего диапазона голоса.

   4.Одновременно определить звуковысотное расположение примарной зоны рабочего диапазона.

   По данным специальных исследований (Тарасова К.В. «Онтогенез музыкальных способностей» Педагогика,1988г.)  диапазоны певческого голоса составляют:

Тип голоса

Общий диапазон

Рабочий диапазон

Низкий

ля м - соль1 (ля1)

до1 – фа1 (соль1)

Средний

сим - си1

до1 – соль1

Высокий

до1 –до2

ре1 –ля1

б) диагностика уровня развития певческих навыков в соответствии с природным типом голоса

Таблица уровня развития вокально - хоровых навыков детей

№ п\п

Ф.И. ребенка

Певческий диапазон

Качество звукообра-

зования

Качество певческого дыхания

Качество дикции

Строй (чистота интони-

рования)

Умение петь в ансамбле

Вырази-

тельность

пения

Критерии уровня развития вокально – хоровых навыков

Уровень

Основные показатели музыкального развития

Высокий

Пение естественным звуком, чистота интонирования в удобном диапазоне; пение без музыкального сопровождения, ярко выраженная эмоциональность.

Средний

Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в певческую деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий

Малооэмоционален, «ровно», спокойно относится к музыке, к певческой деятельности, нет активного интереса, несамостоятелен.

Результаты проведенной диагностики помогут определить степень реализации разработанной модели развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.

Формы и методы работы с детьми.

                                                        Формы  работы с детьми

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная музыкальная деятельность

Доминантные занятия:

  1. Фронтальные
  2. По подгруппам
  3. Индивидуальные

Музыка в повседневной жизни детского сада:

  1. Праздники
  2. Концерты
  3. Развлечения, досуги

Игры-драматизации.

Сюжетно-ролевые игры.

Музыкально-дидактические игры

Условия, необходимые для реализации проекта:

  1. Пополнение методического и дидактического материала;

б) Создание структуры развивающей среды.

Структура предметно-развивающей среды

Помещение

Процессы

Участники

Групповая комната

Занятия, игровая деятельность, самостоятельная музыкальная деятельность

Воспитатели

Дети

Музыкальный руководитель

Музыкальный зал

Музыкальные занятия, индивидуальные занятия, праздники, развлечения, досуги

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Дети

Музыкальная гостиная

Студия индивидуального и хорового пения

Музыкальный руководитель

Дети

2 этап. Практический.

Срок  с 1 октября 2014г. по 30 апреля 2015г.

Задачи этапа.

  1. Реализация проектной идеи.
  2. Учить детей воспринимать певческие умения и навыки.
  3. Расширять объем музыкально-слуховых представлений.
  4. Учить использовать средства музыкальной выразительности для передачи эмоционально-образного содержания песни.
  5. Создать условия для проявления творческих возможностей в выразительном исполнении песни.
  6. Повысить педагогическую грамотность родителей.

3 этап. Заключительный.

Срок с 1 мая 2015 г. по 30 мая 2015г.

Задачи этапа.

  1. Обработка и оформление материалов проекта.
  2. Анализ результативности.

6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

   Учет в вокальной работе  типов певческих голосов поможет добиться более высоких результатов в слуховом и общем музыкальном развитии детей.

 « Голосовой аппарат является на только исполнителем, но и в такой же мере участником формирования слуха и памяти».     В.В.Каменский.

Правильное пение с детства развивает и музыкальный слух и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

Литература.

1.О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.А.Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников». М.2000г.

2.А.Н.Зимина «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста». М. 2000г.

3. Н.А.Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н.Комиссарова, М.Л. Палавандишвили, Л.С. Фурмана. М.Просвещение. 1989г. «Методика музыкального воспитания в детском саду».

4. М.А.Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей». Ярославль.1988г.

5. Т.М. Орлова, С.И.Бекина «Учите детей петь» М.Просвещение.1988г.

6. М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации.М.Мозаика-Синтез.2005г.

7. Т.И. Алеева, Л.А. Парамоновой «Истоки». Программа.

8. К.В. Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Р. Рубан, Программа «Гармония».

9. Э.П. Костина. Программа «Камертон».

10. К.В. Тарасова. «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста». М.Педагогика, 1988г.

11. К.В. Тарасова. «Онтогенез музыкальных способностей». М.Педагогика, 1988.

12. Г.Г. Билибиченко «Создание ДОУ с приоритетным направлением развития». Приложение к журналу  «Управление ДОУ. М.»005г.

13. О.П..Радынова, И.В Груздова Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников». М.!999г.

14. К.Ю. Белая «300 ответов на вопросы заведующей детским садом».М. 2001г.

15. Журнал «Дошкольное воспитание» №2. 1998г.

16. Журнал «Музыкальный руководитель». №1,№2. 2004г., №3, №5-2005г., №1-2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Музыкальное занятие по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"В гостях у гномов"

Музыкальное доминантное занятие по  развитию певческих навыков у детей старшего дошколного возраста...

Методическая разработка «Использование фонопедического метода для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

      Фонопедический метод развития голоса - это подготовленный, вспомогательный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигател...

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...