Физическое развитие детей дошкольного возраста
статья по теме

Субаева Маргарита Игоревна

    Дошкольный возраст один их наиболее значимых периодов в жизни каждого человека. Именно с детства закладывается фундамент психического, нравственного,  и, конечно же, физического воспитания.

    Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку закалку, развивает ловкость, быстроту реакции, повышает активность, коммуникативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Реалии современной жизни таковы, что вопрос о физическом воспитании подрастающего поколения в настоящее время очень актуален. На сегодняшний день много пропагандируют занятия спортом, говорят о правильном питании и т.д. Но статистика неугомонно говорит о том, что наши дети подвержены многим факторам и всего лишь 4% абсолютно здоровых детей поступает в школу. Многие ошибочно полагают, что к физическому воспитанию относятся только развитие физических качеств ребенка. Это далеко не так. К физическому воспитанию ребенка, в первую очередь, относится сохранение и укрепление здоровья малыша. Поэтому нужно создать для детей необходимую благоприятную среду, которая обеспечит детям полное физическое развитие (безопасность жизнедеятельности, правильное питание, режим дня, организация двигательной активности и т.д.).

    Дошкольный возраст один их наиболее значимых периодов в жизни каждого человека. Именно с детства закладывается фундамент психического, нравственного,  и, конечно же, физического воспитания.

    Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку закалку, развивает ловкость, быстроту реакции, повышает активность, коммуникативность.

   В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.

   Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстроту, силу, гибкость, выносливость, глазомер, ловкость); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координацию движений).

   В процессе физического воспитания ребенок приобретает определенную систему знаний  о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм; осознает свои двигательные действия; усваивает физкультурную и спортивную терминологию, познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия. Физическое образование способствует приобщению ребенка к спорту. Таким образом, реализуя в дошкольном физическом воспитании образовательную задачу, педагог одновременно готовит ребенка к школе.

   Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, привычки к самообслуживанию, помощи взрослому в проведении и организации разнообразных спортивных игр.

   Оздоровительные задачи направлены на:

  • Формирование правильной осанки;
  • Своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
  • Формирование изгибов позвоночника;
  • Развитие гармоничного телосложения;
  • Регулирование роста и массы костей;

Оздоровление  ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.

   Все перечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.

   Для решения задач улучшения здоровья детей дошкольного возраста используют различные средства физического воспитания. Это и гигиенические факторы, включающие режим дня, сна, бодрствования, питания. И естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности организма.

Для физического образования необходимо создавать такие условия, в которых физические  и духовные возможности раскроются во всей полноте. И только при постоянном и последовательном физическом совершенствовании детей, регламентируемом соответствующей направленностью форм, средств, методов, при квалифицированном преподавании, можно добиться того, чтобы дети обладали хорошим здоровьем, не имели отклонения от норм возраста, уровня физического развития.

На первых и последующих этапах физического развития ребенка необходимо подобрать средства и методы физического воспитания, которые в свою очередь определяются возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими, моторными) особенностями детей. Для того, чтобы решить поставленные задачи необходимо использовать различные физические упражнения, сюжетные занятия, на основе ритмической гимнастики, тематические игры-занятия, элементы психогимнастики.

Говоря о физических упражнениях, нельзя не отметить роль утренней гимнастики. С нее начинается каждое утро ребенка дошкольного возраста. Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые благотворно влияют на физическое развитие и совершенствование ребенка, помогают укрепить здоровье, создают бодрое настроение, дают зарядку на целый день. Очень важно подойти творчески  к организации утренней гимнастики. Уместно включить поговорки, пословицы, речевые считалки, музыку в различных темпах, подвижные игры, разнообразный спортивный инвентарь.

Для повышения интереса к выполняемым упражнениям и активации познавательной деятельности, занятия по физическому воспитанию целесообразно дополнять тематическими играми. С профессиональной заинтересованностью, выдумкой и фантазией следует подходить к определению тематики и отбору содержания для различных форм физических занятий, спортивных мероприятий.

Особое внимание уделять возможностям ощущения детьми радости от активного участия в различных формах занятий физической культурой и спортом. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, костной системы. Сформированные двигательные навыки позволяют экономить физические силы ребенка. Чем старше дети, тем важнее необходимость развивать интерес не только к процессу занятий по физической культуре, но и к результатам деятельности.

Физическое воспитание дошкольников - сложный процесс. Несмотря на то, что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально происходит на специально организованных занятиях, в дальнейшем ребенок самостоятельно использует эти движения в повседневной жизни, в своей деятельности. Привычка действовать определенным образом успешно формируется только при тесном взаимодействии инструктора по физкультуре, воспитателя.

Литература

  1. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования, - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  2. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.
  3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, -М.: Академа, 2006
  4. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет, - М., 2003.
  5. Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Физическое воспитание и развитие дошкольников, -М.: Академия, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность детей – необходимое условие физического развития детей дошкольного возраста.

Двигательная активность– это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  всестороннего развития и воспитание ребенка. Благоприятное воздействие ...

"Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста "(выступление на семинаре)

quot;Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста"...

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2018– 2019 учебный год.

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2018– 2019 учебны...

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2019– 2020 учебный год.

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2019– 2020 учебны...

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)

Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...