Мастер класс для педагогов "Песочная терапия"
материал на тему

Алла Валерьевна Извекова

В настоящее время большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада. Это регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Так в каждой группе детского сада может быть созданы различные развивающие центры детской активности. Такие как: центр сенсорики, художественного творчества, экспериментирования, мини библиотека, спортивный уголок и другие. И наряду с этими центрами, в группе можно создать центр песка.

Данный мастер-класс позволит познакомить педагогов со способами применения песка в повседневной жизни детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический семинар

«Рисуем на песке»

Подготовила: педагог-психолог Скопина А.В.

Санкт-Петербург

2015

Цель: Познакомить участников с методами использования песочной терапии. Обучение практическим навыкам работы с песком.

Конспект мероприятия:

В настоящее время большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада. Это регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Так в каждой группе детского сада может быть созданы различные развивающие центры детской активности. Такие как: центр сенсорики, художественного творчества, экспериментирования, мини библиотека, спортивный уголок и другие. И наряду с этими центрами, в группе можно создать центр песка.

Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. (Слайд №1)

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит, но они могут это выразить в символической форме. В ситуации сложного, наполненного эмоциями случая (длительная разлука или утрата родителя, развод, получение физической или психической травмы, конфликт со сверстниками), песочная терапия помогает придать травматичному опыту ребенка видимую форму.

     Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

В древнем Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещали около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств.

Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом в начале 20 века, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.

Песочной терапией занимали многие ведущие психологи. В основном это последователи юнгианской школы. Один из основателей песочной терапией Маргарет Ловенфельд. Она еще в начале прошлого века основала технику построения мира на подносе используя мокрый или сухой песок.

В 50-е годы Маргарет Ловенфельд встречается с  Дора Калфф, которая дает «Технике Мира» юнгианскую теоретико-методологическую базу и называет это «Песочной терапией». Песочная терапия базируется на убеждении Юнга, что душа может быть активизирована для достижения цельности.

В России очень много уделяет внимание песочной терапии наша коллега из Санкт-Петербурга Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она разработала несколько методик направленных как на коррекцию эмоционально-волевой сферы, так и развитие познавательной сферы.

Таким образом, методика песочной терапии прошла путь трансформации от детской игры до психотерапевтической методики. Пропагандисты теории песочной терапии,

каждый со своей стороны внесли определенный вклад в развитие этой методики, дошедшей до нас как одной из актуальных, популярных и прогрессивных методик.

Основные задачи решаемые в работе с данным оборудованием.

• Снизить импульсивность, тревожность, агрессивность, уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение.

• Совершенствовать коммуникативные навыки, и развивать межличностное доверие между детьми и взрослыми.

• Развивать познавательные процессы и обогащать эмоциональный опыт детей.

• Развивать творческие способности, воображение, познавательный интерес.

Что нужно для игры в песок? (Слайд №2)

  1. Поднос или ящик. В наших группах есть базовые комплекты «Рисуем га песке». В комплект входит поддон из буковой древесины размером 67*50 см с дном из небьющегося стекла, ограничительной рамкой и ручками для переноса, белый кварцевый песок, два скребка для рисования на песке., линейка для выравнивания песка, крышка к поддону. К базовому комплекту имеется дополнительный набор: песочный карандаш, резиновый мячик с острыми шипами, два магнитных жука, четыре подставки под поддон, зеркало из акрилового стекла и два деревянных держателя.
  2. Просеянный песок для рисования
  3. Коллекция миниатюрных фигурок (Человечки, животные, здания, транспорт, камни, стекляшки, нитки, ленточки, коробочки)

А теперь давайте рассмотрим варианты использования песка в работе с детьми  (Слайд №3,4,5)

С помощью песка мы можем реализовать обучающие, познавательные и проективные игры.

В базовый комплект входят

Резиновый мячик. Этот мячик является отличным средством для тренировки пальцев и подготовки руки к письму.  (С помощью мячика можно нарисовать букву, формы, предмет)

Два скребка для рисования на песке. Пояснить важность развития движений и правой и левой рукой, их синхронной работы, важность развития обоих полушарий мозга.  

Песочный карандаш – трубка для рисования. При помощи этой трубки можно не только рисовать, но еще и писать.

Магнитные жуки: могут перемещать по прямой линий или по заданной траектории, что требует от детей разнообразных и точных движений руками.

 А теперь мы рассмотрим несколько способов работы с песком которые можно использовать в работе с детьми.

Знакомство с буквами:

Есть прекрасная страна — Где принцессу зовут А,

(взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеена буква А)

В море плещутся А-кулы,

(в песочнице создается море и помещаются акулята из коллекции «Киндер-сюрприза», на них тоже наклеена буква А)

А-исты в садах живут,

(в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы, на них также наклеена буква А)

А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут,

(в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)

Чтобы здесь нам поиграть, Надо много слов назвать.

 Привести сюда друзей, В чьих названьях — А. — Смелей!

Закрепление букв. Найди в песке буквы. Назвать. Можно спрятать предметы и нужно найти предметы начинающие на буквы

«Ночь. Уснула детвора,

Вдруг в кладовке из угла

Вылез сам Король Мышей,

Выкрал буквы у детей.

Спрятал тут же их в песок,

 Чтоб никто найти не смог,

Чтобы дети не читали,

 Чтобы букв они не знали,

 Чтобы не было веселья,

Чтоб их дом стал подземельем...

 Побыстрей детей спасайте,

Буквы мигом раскопайте,

 Назовите все, кто знает,

Пусть Король в норе рыдает!»

Детей можно познакомить со свойствами песка и провести опыты.

- Свойства мокрого и сухого (легче - тяжелее, сыпать-лепить, впитывает воду) ;

- Песочные часы;

Сюжетное рисование. Развивает творческие способности, коммуникативные навыки, нормализует психоэмоциональное состояние.  (Рисование сюжета к стихотворению) Практическое задание для педагогов.

Совместная  практическая работа с педагогами:  

Совместная работа с педагогами:  

Игра «Нарисуем бабочку»   Цель: Познакомить с различными способами рисования на песке. Предложить нарисовать бабочку используя различные техники рисования (С помощью пальца, ребра руки, несколькими пальцами, с использованием зеркала, с помощью трубки - насыпать)

• Игра «Угадай и нарисуй»  Цель: развитие тактильного восприятия. Игра с использованием тактильных дощечек. Водящему завязываются глаза. На ощупь руками определяет рисунок на дощечки и повторяется на песке

• Игра «Обведи картинку» Цель: Развитие координации движения.  Игры с использованием книги «Первые шаги».

Нарисуйте то, что вы представили услышав стихотворение. Использовать можно и дополнительный материал: камушки, ленты, стекляшки, фигурки и т.п.

А. Алферова

Уленька-улитка
умненькой была,
Умная улитка
в домике жила.
Домик был уютный ,
с виду не простой –
С маленьким оконцем
домик завитой,
Как у всех подружек -
милых завитушек. 

Список используемой литературы

1. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. — СПб.: «Златоуст», 1999.

2.  О. Б. Сапожникова Е. В. Гарнова «Песочная терапия в развитии дошкольников» М. :ТЦ Сфера 2014г.

3 Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии / авт-сост.  М.А. Федосеева – Волгоград:  Учитель, 2015

4. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации». М. :ИНТ., 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию"

Цель мастер-класса - познакомить педагогов с методикой песочной терапии и её использование в речевом развитии дошкольников...

Мастер - класс "Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста"

Цель данного мастер-класса познакомить педагогов с элементами использования песочной терапии в работе с детьми....

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологиий для формирования эмоциональной...

Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"

Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно любому воспитателю или штатному психологу, а у...

Мастер-класс по песочной терапии с детьми подготовительной группы «Песочная планета»

Мастер-класс подготавливался в связи с предстоящей конференцией «Использование ИКТ и основа начального технического творчества в рамках образовательной деятельности ДОУ». Материа...

Мастер-класс "Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ"

Эбру — это способ творческого самовыражения, заключающийся в особой графической технике, когда посредством оттиска красочное изображение переносится на бумагу с поверхности воды....

Мастер-класс «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Мастер-класс для педагогов «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»....