Музыкальный словарь в рассказах
занимательные факты по теме

Замаева Наталья Николаевна

Музыкальный словарь в рассказах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_slovar_v_rasskazah.docx21.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный словарь

в рассказах

Аккомпанемент. Приведем пример, который наверняка известен всем. На уроке пения учительница разучивает новую песню. Сначала она играет мелодию, ученики повторяют ее. Потом, когда мелодия хорошо запомнилась, класс поет ее хором, а учительница играет на рояле. Она аккомпанирует, то есть сопровождает пение своей игрой. Слово "accompagner" по-французски и означает "сопровождать".

С аккомпанементом в музыке приходится встречаться очень часто. Под аккомпанемент рояля или пианино, инструментального ансамбля или оркестра, а то и баяна или гитары, поют певцы. С аккомпанементом рояля играют скрипачи, виолончелисты и исполнители на духовых инструментах.

Ансамбль. От французского ensemble (вместе) - означает совместное исполнение. Это наиболее общее понятие. Прежде всего, оно подразумевает наличие музыки, написанной для совместного исполнения. Ансамбли могут быть вокальными и инструментальными.

Ансамблем называется не только произведение, написанное для нескольких произведений, но и состав исполнителей, которым оно предназначено. Слово ансамбль означает еще и согласованность исполнения, общность понимания произведения всеми его исполнителями.

Арфа. Много веков насчитывает история арфы - одно из древнейших музыкальных инструментов. Появилась она ещё на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов.

Было это примерно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издаёт нежный мелодичный звук. Он проверил своё впечатление, и звук понравился ещё больше. Тогда он решил натянуть рядом ещё одну тетиву, покороче, - и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент.

Шли годы, десятилетия, века. К прежним струнам прибавлялись всё новые и новые; но музыкальный инструмент продолжал иметь форму лука. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны.

Арфу богато украшали - золотом, перламутром, мозаикой. Играли на ней, как правило, женщины. "Волшебным инструментом называли арфу поэты, восхищённые её нежными звуками.

Балалайка. Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространённым народным инструментом. Под неё плясали во время праздников, пели песни. Про неё складывали сказки.

Балалайка - струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У неё деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуты три струны. На шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками или так называемыми бряцаниями - ударом указательного пальца по всем струнам сразу.

Немногим более ста лет тому назад на балалайку обратил внимание любитель музыки и театра Василий Васильевич Андреев. Он задумал


простонародному "мужицкому" инструменту дать новую жизнь: привести её в концертные залы. Прежде всего Андреев решил балалайку усовершенствовать. По его указаниям инструментальные мастера произвели изменения в её конструкции, а кроме того создали не один инструмент, а целое семейство: балалайки большие и маленькие, которые в зависимости от размера получили название пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.

Сейчас русская балалайка известна во всём мире. Многие композиторы создают для неё свои произведения. Игре на балалайке учат в музыкальных школах, училищах и консерваториях.

Барабан. Это очень древний и распространённый инструмент. Его предок - простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались ещё древние люди. Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или кокой-то обруч натягивать звериные шкуры.

Если вам случалось видеть африканские или восточные пляски, то вы, наверное, помните, что в них барабан - одно из "главных действующих лиц". Он сопровождает пляску прихотливым, капризно меняющимся ритмом. В некоторых африканских станах барабан и сейчас используют в качестве "телефона": барабанная дробь далеко разносится в воздухе, передавая условным языком важные сведения, предупреждая об опасности.

Бубен. Один из ударных инструментов. Бубен был известен ещё в странах Древнего Востока, Потом он стал народным инструментом в Италии и Испании, Ни один танец не обходился без его сопровождения. И в симфоническом оркестре он аккомпанирует восточным, цыганским, испанским и итальянским пляскам.

Бубен - инструмент с неопределённой высотой звука. Это обруч с погремушками - маленькими металлическими тарелочками, вставленными в отверстия обруча. С одной стороны на обруч натянута кожа, с другой иногда прикреплены струны с бубенчиками. Играют на бубне, потряхивая или ударяя по коже и обручу.

Гитара. Сейчас гитара - один из самых распространённых инструментов. Любой вокально-инструментальный ансамбль начинается с гитары. Туристы, отправляясь в поход, не забывают захватить гитару: под неё так хорошо поётся вечером у костра! Гитара звучит дома и на эстраде, в лесу и в концертном зале. Из других стран приезжают к нам гитаристы показать своё искусство, познакомить с мелодиями родного края.

Гитара - струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струнные смычковые, но отличается от них количеством струн и способом игры. Гитары бывают шести и семиструнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. В Испании была распространена шестиструнная гитара. Многие крупные композиторы превосходно владели гитарой и с удовольствием писали для неё.


Голос. Вы, наверное, думаете: "Что такое голос, объяснять не надо - это знает всякий". Но слово это имеет не одно значение, Äà и голоса бывают разные.

Звук голоса возникает так же, как любой музыкальный звук, извлекаемый на духовом инструменте. Воздух, которым мы дышим, выходит из лёгких через дыхательное горло в гортань. Под давлением выдыхаемого воздуха они начинают колебаться и слышится звук.

В каждом музыкальном инструменте есть резонатор. У человека роль резонатора играют полость рта и носа (это называется - головной резонатор), но кроме того и грудь (грудной резонатор).Вы слышали, наверное, выражение -грудной голос.

Высота человеческого голоса зависит от величины голосовых связок - их длины и толщины. От особенностей их строения зависит и тембр -индивидуальная окраска звука, по которой мы различаем голоса знакомых нам людей.

Певческие голоса, вы, конечно, это знаете, бывают разные - высокие, низкие и средние. Мужские голоса разделяются на тенор, баритон и бас, женские - это сопрано, меццо-сопрано и контральто. А у детских певческих голосов только две группы - сопрано и альт (в хоре мальчиков высокие голоса называются дискантами).

Гусли. Давным-давно появился на свет этот инструмент. Родился, подобно арфе, из натянутой струны лука. Только изменялся он по-другому: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску, а потом, для получения лучшего резонанса, на плоский ящик со сторонами разной длины, соответствующими постепенно увеличивающейся длине струн.

Исполнитель-гусляр клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины.

Это были гусли звончатые. Ещё их называли гусли яровчатые. Вам, наверное, приходилось встречать эти названия в былинах и старинных русских сказках. Никто не помнит , когда они появились на Руси.

Дирижёр. Вы пришли в оперный театр. Спектакль ещё не начался, но в оркестровой яме - так называется помещение, расположенное внизу перед сценой, - уже собрались музыканты. Они настраивают свои инструменты, и шум стоит невообразимый. Кажется, что из этого хаоса звуков не может получиться стройное, согласное и красивое звучание. А ведь ещё будут певцы-солисты и хор.

Для того, чтобы управлять этим большим музыкальным коллективом, и существует дирижёр.

Дирижёр не просто следит, чтобы все играли согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора - характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен тот играть.

Дирижёр нужен в опере и симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле песни и пляски - везде, где музыку исполняет большой коллектив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный словарь для родителей

Консультация для родителей...

Краткий музыкальный словарь

Краткий словарь музыкальных терминов для ознакомления детей подготовительной группы....

Музыкальный словарь для родителей и воспитателей

Музыкальный словарь предназначен для повышения культурного уровня и  расширения музыкального кругозора...

Музыкальный словарь воспитателя

Основные музыкальные термины для облегчения работы воспитателя...

Музыкальный словарь

Музыкальные термины для обогащения словарного запаса детей старшего возраста....

Информация для родителей «Обогащаем музыкальный словарь ребенка. Гармония, импровизация, музыкальный ключ»

Ознакомить родителей с понятиями: гармония, импровизация, музыкальный ключ; для обогащения музыкального словаря ребенка...