Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе
план-конспект занятия на тему

Перова Ольга Владимировна

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создают деревянные игрушки, которые также, как и глиняные относятся к народной пластике и могут с успехом использоваться в работе с детьми на занятиях декоративной лепкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogorodskaya_igrushka.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе

Тема: «Богородская игрушка»

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создают деревянные игрушки, которые также, как и глиняные относятся к народной пластике и могут с успехом использоваться в работе с детьми на занятиях декоративной лепкой.

Село Богородское окружено лесами и находиться вблизи города Загорска. Вот уже более 300 лет здесь живут резчики по дереву. Деревень кругом много, но только в Богородском привелось это ремесло. Работают тут семьями сейчас в деревне около сотни резчиков, и большинство из них работает на Богородской фабрике художественной резьбы. В умелых руках резчиков бруски дерева превращаются в забавные фигурки. Игрушки режут из липы. Перед тем как стать игрушкой она должна сохнуть два года. Отходы липы - щепка тоже идет на игрушку, но более мелкие, а также на подставки к ним.

Богородские игрушки чаще бывают некрашеные и редко расписные. Основные виды расписных игрушек — куры, птицы на подставке с подвижным устройством и другие мелкие игрушки. Все они имеют вполне определенные стилевые особенности, которые хотя и меняются со временем, но в основном сохраняют традиционный стиль. Режут фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки разной формы. Если собираются вырезать медведя, сидящего на подставке, то заготовка треугольной формы, а если фигурка располагается по отношению к подставке, то заготовкой служит кругляк древесины, распиленный вдоль, или крайняя часть кругляка. Поверхность готовых изделий из старых мастеров защищалась наждачной бумагой. Обычно обрабатывалась вся поверхность игрушки, в результате чего фигурка получалась гладкой. А так как эту часть работы выполняли женщины и дети, то очень часто замысел (автора) мастера пропадал.

Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие.

По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Достигается это различными способами. Одни игрушки крепятся на подставках — тумбочках, а внутрь вставляется пружина, она и приводит фигурку в действие. Другие игрушки выполняют на планках - разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой нитку, она приводит в действие части фигурок. Содержание фигурок разнообразно - это сюжеты сказок, басен. Спорт и космос, и все они - игрушки - шутки. Традиционным образом является медведь, он выступает в роли спокойного, доброго, забавного и смешного зверя, то с корзиной грибов или малина, то с гармонью, а то и обманутый хитрым мужиком.

Все игрушки сделаны с тонким юмором. Традиции Богородской игрушки, передавались из поколения в поколение, сохранились и до нашего времени. Известным мастером Богородской резьбы является потомственный резчик Н.И.Максимов. Отец его, - как и многие в деревне, был «кузнечик» - из щепы делал игрушку «Кузнецы». Николай Иванович помогал ему, а потом и сам начал резать. Он прошел творческий путь от «щепкой» игрушки до создания сложных скульптурных групп: «Конек — горбунок», «Весна», «Тройка» и другие. Его мастерство было высоко оценено правительством, и в 1943г. вместе с другими мастерами И.Ступовым и В.Зиминым, он был отозван с фронта, из самого пекла Курской дуги в родное село для возрождения художественного промысла. Многие годы И.И. Максимов обучал резчиков в профессионально - техническом училище. Своим ученикам И.Максимов стремился привить не только навыки и приемы резьбы, но и любовь к природе, ко всему живому.

Мастера Богородской игрушки удивительно чувствуют пластику формы и очень лаконично передают ее. В игрушках - шутках нет ничего лишнего, кроме того, в них точно передана динамика. Так, фигура, «Медведь-дискобол» передает типичное движение для дискобола, игрушка «Медведь под душем» изображает медведя с поднятой вверх головой, а передние лапы двигаются при помощи ниток и груза. Интересен по своей форме и устройству медведь с гармонью, где с тонким юмором переданы характерная посадка медведя и положение его лап. Каждая скульптура, законченное произведение искусства, где народный мастер нашел меру в решении формы, композиции и динамики. Знакомство детей с этой игрушкой проходит в два приема. Сначала организуется небольшая выставка, где воспитатель в роли экскурсовода рассказывает о том, что такие забавные игрушки делают мастера - 0 резчики по дереву в деревне Богородское, недалеко от Москвы.

Самое интересное для детей - получить эту игрушку в руки и поиграть с ней, привести ее в действие. После того как дети удовлетворят свое любопытство, с ними можно поговорить и об особенностях игрушки. В беседе могут участвовать все дети или подгруппа. Небольшой группе детей легче объяснить и показать особенности игрушки: форму, мелкие детали головы и рельефную фактуру. Богородская игрушка своей выразительностью производит на детей сильное впечатление, в результате чего ребята лепят не только фигурки медведей, но и других животных.

В начале занятий воспитатель лишь напоминает о тех игрушках, которые они видели, или демонстрирует две из них. Способы лепки показывать не следует, так как определенный опыт у детей есть, и они должны сами найти способ изображения.

Богородские игрушки широко известны в нашей стране и славятся далеко за ее пределами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему "Деревья и кустарники"

Данное занятие знакомит детей с природой (деревьями и кустарниками), позволяет научить детей правильно рисовать деревья и кустарники. В занятии использованы методы:игровой, словесный, практическ...

конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ, РАСПИСАНЫ  ЦЕЛИ,ПРЕДВАРИТЕЛЬНЯ РАБОТА...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Зайка на полянке»

Программное содержание: познакомить с техникой изотерапии «рисование на ткани», закреплять технику отпечатка листьев; учить создавать оранжевый цвет путем смешения красного и желтого цвета; закрепить ...