Педагогический проект по техническому моделированию из бросового материала на тему «Транспорт нашего города»
проект (старшая группа) на тему

Кочанова Ольга Васильевна

   Моделирование и конструирование имеют огромные возможности для развития и воспитания детей. С помощью этих видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста развиваются конструкторские способности, техническое мышление, происходит процесс познания окружающей действительности.

   В практике нашего детского сада используется многообразие видов детского конструирования: из строительных материалов, из деталей конструкторов, из природного материала и дерева, из объемных бумажных форм, конструирование по типу оригами и «Танграм» и т. д. Значительно реже используется в практике современного детского сада конструирование из «бросового» материала. 

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 96»

Педагогический проект по техническому моделированию из бросового материала на тему «Транспорт нашего города»

для детей старшей группы №4.

Автор: Кочанова Ольга Васильевна

Сыктывкар 2015г.

   Актуальность проекта:

   Моделирование и конструирование имеют огромные возможности для развития и воспитания детей. С помощью этих видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста развиваются конструкторские способности, техническое мышление, происходит процесс познания окружающей действительности.

   В практике нашего детского сада используется многообразие видов детского конструирования: из строительных материалов, из деталей конструкторов, из природного материала и дерева, из объемных бумажных форм, конструирование по типу оригами и «Танграм» и т. д. Значительно реже используется в практике современного детского сада конструирование из «бросового» материала.  Следует заметить, что проблемы загрязнения окружающей среды, разумного потребления и использования материальных ресурсов, утилизация отходов становится все более актуальными для современной цивилизации. Необходимость их решения осознается как одна из глобальных задач образования, что связывается с воспитанием экологической культуры.

   Педагогическая ценность «бросового» материала в его разнообразии и доступности. Этот материал пригоден для создания детьми своих собственных игрушек, удовлетворяет главные потребности детей в создании и творчестве. «Бросовый» материал воспитывает практичность, приучает беречь и ценить каждую вещь и применять все к делу.

   В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.).

   Очень интересно мастерить игрушки из не нужных предметов и материалов. Благодаря умелым рукам и фантазии можно создать удивительный мир, так простая коробка может превратиться в робота, в домик, в машину, или во что-то иное. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Таким образом, занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей.

   Дети старшего дошкольного возраста проявляют активный познавательный интерес к различной технике. И часто задают вопросы: «А из чего сделаны машины? », «Как летают самолеты?»  и другие.  Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструирование, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои конструкции, модели, проявляя интерес.

   Таким образом, поделки из бросового материала помогут детям ценить каждую мелочь. К игрушкам, сделанными  своими руками дети относятся намного бережней, чем к покупным. И главное – дети научатся включать свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать ту или иную безделушку.

Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о видах транспорта.

Задачи:

   Обучающие:

-Создать необходимые условия для знакомства с видами транспорта;

- Знакомить детей с бросовым материалом.

- Формировать умения следовать устным инструкциям.

- Обучать различным приемам работы с бросовым материалом.

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

  Развивающие:

- Развивать мелкую моторику, координацию рук, глазомер.

- Развивать внимание, память, мышление и воображение.

- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

- Развивать пространственное воображение.

  Воспитательные:

- Воспитывать интерес к конструированию из бросового материала.

- Расширять коммуникативные способностей детей.

- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

- Способствовать созданию игровых ситуаций;

- Побуждать детей к совместной поисковой деятельности;

- Формировать представление о правилах безопасности при работе с ножницами, клеем и т. д.

 Тип проекта: по целевой установке – познавательно-творческий, по составу участников – групповой, по срокам реализации – краткосрочный (2 недели);

 Участники проекта: воспитатель старшей группы №4 Кочанова О.В., дети и их родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Получение дополнительных знаний о видах транспорта;
  • Создание в группе необходимой развивающей среды по теме проекта;
  • Презентация проекта: выставка поделок из бросового материала «Транспорт нашего города»;

Формы реализации проекта:

  1. Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением видов транспорта,  беседы, наблюдение за транспортом на дороге;
  2. Упражнения для развития речевого дыхания «Двери открываются», «Прокололась шина у машины», «Насос», «Сигналит машина»;
  3. Пальчиковые гимнастики по теме «Транспорт», физ.минутка «Мы шоферы»;
  4. Ребусы по теме «Транспорт»;
  5. Д.И. «Профессии на транспорте», «Поездка на турбазу» ,«На земле, на воде, в воздухе», «Собери картинку», «Дорожные знаки»,«Автомагазин», «Сколько машин нарисовано на картинке.», «Найди отличия»;
  6.  Чтение художественной литературы В. Бредихин «Автомобильная азбука для мальчиков», И. Меньшихина «Гараж»;
  7. Загадки о транспорте, скороговорки и короткие стихи: Е. Тараховская «Метро», Э. Успенский «Троллейбус», В. Орлов «Электричка», Н. Носов «Автомобиль»;
  8.  Сюжетно-ролевые игры: «Мы водители» (строительство из крупного строительного материала улицы), «Путешествие на автобусе» (пассажиры, водитель, экскурсовод)
  9.  Раскраски по теме «Транспорт»;
  10.  Подвижные игры «Лихие шоферы», «Веселый поезд»;
  11.  Работа с родителями:
  • Оформление папки-передвижки в уголок для родителей «Тема недели- «Транспорт» ;
  • - Понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта;
  • - Закрепить название видов транспорта;
  • - Провести беседу о правилах поведения на дороге;
  • - Выучить стихи о транспорте: «Умные машины», «На заправке»;
  • Оформление папки-передвижки «Конструирование из природного и  бросового материала»;

Этапы работы:

Первый этап – подготовительный (16-18 ноября):

Этот этап посвящен определению темы (проблемы) проекта; первоначальному выявлению знаний детей; определению видов деятельности, как совместной (детско-взрослой), так и самостоятельной (детской), в рамках проекта; беседе с родителями по теме проекта; сбору информации и литературы; подбору и разработке необходимого дидактического материала.

Второй этап – основной (18-24 ноября):

Реализация проекта с детьми, родителями;( Второй этап (8 ноября – 20 ноября) продуктивный – организация работы над проектом с включением родителей воспитанников и специалистов детского сада в соответствии с планом реализации.

     

Третий этап – заключительный (26-30 ноября):

 Предполагает подведение итогов, анализ результатов, выработку будущих планов.

Этапы

Действия педагога

Действия детей

Действия родителей

Первый этап – подготовительный (16-18 ноября):

  • Ознакомление с методическими пособиями и художественной литературой по теме «Конструирование и экспериментирование с детьми старшего возраста», «Городской  наземный транспорт»; сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме «Транспорт»; беседа с родителями по теме проекта.

  • Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Транспорт”, «Автомобили».

  • Подготовка печатной информации, раздаточного материала на занятия, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Второй этап – основной (18-24 ноября)

  • Реализация плана проекта
  • Составление описательных рассказов с опорой на мнемотаблицу и заучивание стихотворений о транспорте.
  •  Придумывание загадок – описаний о городском транспорте.

  • Оформление выставки рисунков, нарисованных совместно с родителями, «Транспорт нашего города»;
  • Сбор бросового материала: пустые стержни от ручек, коробки из под чая и зубной пасты, пластиковые крышки от коробок сока и т. д.

Третий этап – заключительный (26-30 ноября):   

  • Подведение итогов, анализ результатов проекта
  • Экспериментирование с бросовым материалом; конструирование модели грузовой машины.
  • Изготовление макета города для игр машинами из бросового материала

Краткое содержание проекта:

Дата

Форма организации

Тема

Цель

Пособия

Ответственные

18.11.15

9-00-9-25

9-30-9-55

1.НОД «Развитие речи» ;

«Виды транспорта»

-Формировать у детей обобщённое понятие «транспорт»;

• Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками.

• Аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом.

• Три круга символизирующие три сигнала светофора, мячи.

• Салфетки-паруса для дыхательной гимнастики.

Воспитатель 4 гр. -Кочанова О.В.

2. НОД «Художественное творчество» (рисование)

«Пожарная машина»

родолжать знакомить детей с работой пожарных;

- Учить рисовать пожарную машину;

Плакаты по противопожарной безопасности, рисунок с изображением горящего здания, пожарной машины, гуашь, кисти для рисования, стаканчики с водой, листы бумаги А-4, салфетки, игрушка - пожарная машина

19.11.15

9-00-9-25

9-25-9-55

1.НОД «Окружающий мир»

2. НОД «Художественное творчество»(конструирование)

«Путешествие в прошлое автомобиля»

«Грузовые машины»

-Познакомить детей с историей автомобиля;

Картинки, изображающие историю эволюции автомобиля, картинки с изображением современных машин, «черный ящик» с детской игрушечной машиной.

Воспитатель 4 гр.- Кочанова О.В.

20.11.15

9-00-9-25

1.НОД «Обучение грамоте»

2.НОД «Художественное творчество» (аппликация)

«Транспорт. Профессии на транспорте»

«Веселый поезд»

Активизация словарного запаса по лексической теме и закрепление в речи звуков – Л -  и – ЛЬ-.

Закрепить умение вырезывать и

наклеивать изображения знакомых предметов, соразмерять изображения с величиной вагончика, красиво располагать их. 

Картинный материал по теме транспорт и профессии, панно с карманами, мячи разных размеров и изготовленные из разных материалов.

Цветная бумага, простой карандаш, ватман, ножницы, клей, образец -  игрушка-поезд.

Воспитатель- Кочанова О. В.

23.11.15

9-00-9-25

9-25-9-55

1. НОД «Окружающий мир»

2.НОД «Художественное творчество» (Лепка)

«Специальный транспорт»

«Лепим автомобили»

-Совершенствовать знания о безопасности жизнедеятельности;

Создавать условия для физического и эмоционального развития детей посредством леки машин из пластилина.

Изображение Незнайки или игрушка, образец педагогического рисунка, иллюстрации с изображением пожара, пожарной машины, скорой помощи, деревья, дома 

пластилин на выбор детей, клеёнки для лепки, макет «Улица» без машин, стэки. Салфетки, игрушки щенок, машинки легковые и грузовые.

Воспитатель 4 гр.- Кочанова О.В.

24.11.15

9-00-9-25

9-30-9-55

1.НОД «Окружающий мир» (экология)

2.НОД»Художественное творчество»(конструирование из бросового материала)

«Враг природе — мусор»

«Транспорт нашего города»

-Закрепить и расширить знания воспитанников о правилах поведения на природе;

- Закрепить знания о том, сколько времени разлагается каждый вид мусора;

-Развитие творческого воображения, умения «увидеть» в «бросовом» материале детали, необходимые для создания конструкции автомобиля;

-Закреплять представления об основных частях автомобиля и их функциях.

Плакаты, иллюстрации на тему «Охрана природы»

Различные виды мусора;

2 банки: с чистой водой и с грязной, в которой плавает мусор;

3 контейнера с обозначением вида мусора: пластик, алюминий, бумага;

«Бросовый» материал для экспериментирования: пробки пластиковые из под коробки сока, пластмассовые или деревянные палочки, пустые стержни от ручек, коробочки от чая, зубной пасты и т.д., клей ПВА, пластилин, клей «Момент», цветная бумага, кисточки для клея, салфетки, ножницы.

Воспитатель – Кочанова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по работе с проблемными ситуациями в предметном мире с использованием методов ТРИЗ – РТВ на тему: «Транспорт нашего города» в средней группе

Конспект НОД по работе с проблемными ситуациями в предметном мире с использованием методов ТРИЗ – РТВ на тему: «Транспорт нашего города» в средней группе...

Познание на тему: «ТРАНСПОРТ НАШЕГО ГОРОДА» в подготовительной группе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12405958","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 300px; height: 227px;"}}]]...

НОД с играми В.В. Воскобовича на тему «Транспорт нашего города"

Конспект непрерывной образовательной деятельностиПримерная основная общеобразовательная программа: «Мир открытий» под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. ЛыковойВозрастная группа: старшаяТема: Трансп...

Конспект занятия на тему "Транспорт нашего города"

Цели: Закрепить знания о правилах дорожного движения, светофоре.Закрепить знания о городском транспорте и его видах;Дать определение «специальный транспорт» и рассказать о том, кто на...

НОД по окружающему миру для детей средней группы на тему "Транспорт нашего города"

НОД по окружающему миру для детей средней группы на тему "Транспорт нашего города"...