Самоанализ педагогической деятельности
статья на тему

Нечипорович Валентина Евгеньевна

краткая характеристика педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx49.18 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности

Я, Валентина Евгеньевна Нечипорович, воспитатель МКДОУ «Шварцевский д/с», имею среднее специальное образование. Работаю в ДОУ с 1978 года. Общий стаж педагогической работы 38 лет. В 2001   году была присвоена первая квалификационная категория, которая успешно подтверждалась в последующие годы.

 В апреле 2014 года успешно прошла курсы повышения квалификации по ДПП «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации приоритетных направлений Российского образования».

09.06. 2007 года была награждена почётной грамотой Комитета по образованию администрации муниципального образования Киреевский район за творческий подход в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

25. 07. 2014 года была награждена почётной грамотой правительства Тульской области министерства образования за значительные успехи в воспитании и развитии, укреплении нравственного и физического здоровья детей и личный вклад в процесс модернизации региональной системы дошкольного образования.

16. 12. 2015 года была награждена грамотой Комитета по образованию администрации муниципального образования Киреевский район за многолетний добросовестный труд, эффективную и успешную педагогическую деятельность, высокое профессиональное мастерство.

«Воспитатель - что это за слово, почему так названо оно?

На слух кажется такое простое, но, сколько смысла вложено в него!

Для начала Воспитатель - это, прежде всего, просто человек,

Любовь к детям – вот его дорога и не свернёт он с неё вовек!

Воспитатель - человек от Бога, всё уже заложено в нём:

Доброта, чистота, вера в каждого и ещё забота обо всём!

Воспитатель - человек-профессионал, ему знакомы и теория, и практика,

Своё сердце он детям отдал – для него это и реальность, и романтика!

Воспитатель… всего не перечесть, говорить об этом можно много:

Здесь и личные, и профессиональные качества есть,

Но главное из них – о детях забота!»

Иногда в одном стихотворении удаётся рассказать о многом…

Проблемы с выбором будущей профессии передо мной никогда не стояло, потому что с детских лет я точно знала, что буду педагогом. Но получилось так, что мне пришлось поступить и окончить Болоховский химико – механический техникум. За годы учёбы я неоднократно проходила практику на заводе и окончив техникум, работать по специальности не пошла, я поняла, что это не моё. И нашла себя, поступив работать в детский сад воспитателем.  Наверно, потому, что дети самые благодарные и отзывчивые, восторженные и непосредственные, преданные и любящие существа на свете.

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть педагогом – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

«Я воспитатель и этим я  горжусь,

Что вместе с детьми жить на свете учусь,

Да, я актриса несчётных ролей,

Но главная роль заменять - МАТЕРЕЙ!»

Несомненно, воспитание детей в детском саду непростое и хлопотное дело, не легко быть образцом для подражания, эталоном порядочности, судьёй, наставником, быть творцом для детской души. Бывает тяжело. Но это приятная тяжесть. На протяжении 38 лет я с удовольствием спешу к своим малышам. Я часто думаю, чтобы я делала без этих маленьких шалунишек, без их горящих глаз, без ста вопросов «Почему?» и на душе становится легко, все тяготы отступают. Детский сад – это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят, в который я спешу с интересными идеями, хорошим настроением.

«Педагог – он вечный созидатель.

Он жизни учит, и любви к труду.

Я педагог, наставник, воспитатель,

За что благодарю свою судьбу.

Много нужно ласки и заботы

Всех услышать,  каждого понять.

Воспитатель – трудная работа –

Постоянно маму заменять.

Вырастут ребята, детство не забудут,

Впереди у жизни целый век.

И тот шалун с годами добрым будет,

Главное, чтоб был он – Человек!

Не важно, кем они работать будут.

Для воспитателя – они ведь дети навсегда!

Чем больше уважать их будут люди,

Тем выше планка моего труда!

Уйдут одни, придут другие дети,

Получат здесь и ласку, и уют.

Меня оценят в XXI  веке,

Труд воспитателя оценят – добрый труд!»

Дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются все основные качества, формируется ответственность и способность ребёнка к пониманию  и уважению других людей. Я считаю, что предназначение дошкольного образования состоит в развитии базовой способности личности, её социальных и культурных навыков, здорового образа жизни, основ экологически целесообразного поведения, формирования коммуникативных навыков, поведенческих структур.

В группе создана доброжелательная психологическая атмосфера, благоприятные условия для физического и эмоционального комфорта детей. Стараюсь устанавливать контакт с каждым ребёнком, расположить его к себе, вызвать и сохранить интерес к жизни детей в детском саду.

Содержание обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приёмы обучения:

- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;

- проблемные и игровые обучающие ситуации;

-  проблемно – поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);

- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ и т. д.);

-  задания творческого типа (с одновременной активацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);

- учебно – методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;

- методы стимулирования и мотивации (оценка, предвосхищения).

 Стараюсь воспитывать в детях творческое  отношение к окружающему миру, ведь по природе своей каждый ребёнок – исследователь.

Результат: у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу её решения, повысилась эффективность запоминания, дети научились не только решать, но и составлять задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.

Для предоставления ребёнку свободы самовыражения и удовлетворения потребностей в группе создана предметно - пространственная  среда. Она носит развивающий характер, разнообразная, безопасная, доступная детям, трансформируемая, полифункциональная. В соответствии с возрастом, их индивидуальными потребностями организованы игровые центры, уголки «творчества», которые доступны детям, дети могут самостоятельно выбрать любой материал для своего творчества, проявляя самостоятельность и инициативу в своих работах, изготовлении различных поделок. Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на целый день.

В моей группе имеется Макет по правилам дорожного движения, (который оборудован своими руками), где мальчики очень любят играть. Материал позволяет детям знакомиться с различными видами транспорта, правилами поведения на улице (в том числе на проезжей части), дорожными знаками.

Особое внимание уделяю играм детей в «Семью», для этой игры оборудован Центр, оформленный в стиле «Жилая комната», который позволяет детям осваивать социальный мир, примеряя на себе различные социальные роли и действуя в соответствии с ними, пытаюсь научить детей уважительному отношению друг к другу и «детям» в своей «семье». Развитие толерантности очень важно в современном мире, когда люди могут оскорбить человека только за то, что он с ними не согласен.

В настоящее время стала актуальной и перспективной идея о введении дошкольников в историю Родины: знание необходимо для формирования гражданской позиции растущего поколения, воспитание любви к «малой» Родине и Отечеству, гордость за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему, будущему своего народа.

В рамках ознакомления детей с родным краем, мною были проведены занятия НОД по ознакомлению детей с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого: «Л.Н.Толстой – наш земляк», «Ясная Поляна – родина Толстого», были показаны презентации: «Тула – мой край родной», Музей – усадьба Л.Н.Толстого»,  «Народные помыслы Тулы», провела занятие «Моя малая Родина». Вместе с детьми и родителями  оформила альбомы: «Наш посёлок – «Шварцевский» (в фотографиях и рисунках детей и их родителей), альбомы:  « Мой край родной», «Тульский край», «Музеи Тульского края», «Тульский Кремль», «Тула – город герой», «Берёзка – символ России», провожу с детьми беседы о том, как люди жили раньше, составлена картотека:  стихов, пословиц и  поговорок о Туле, России, о труде, дружбе, загадок о предметах быта деревенской избы, потешек, закличек и т. д.

В группе есть русские – народные костюмы (в которые дети очень любят наряжаться), есть вышитые полотенца, предметы  народного - прикладного искусства, куклы, обшитые  в народные костюмы: русские и тульские.  Костюмы сшиты помощью родителей. Материал постоянно пополняется в русском уголке, интерес к нему у детей не угасает.

В детском саду оборудована комната в стиле «Русская горница», которую дети посещают с большим интересом. Здесь собраны предметы народного быта, дети имеют возможность познакомиться с русскими народными традициями и народными промыслами, расширяющими жизненный опыт воспитанников.

В группе устраиваю выставки, которые дети очень любят посещать, например:

1.«Что нам осень принесла»

2. «Выставка народной игрушки»

3. «Выставка кукол   «Веснянка» (в изготовлении тряпичных кукол применяли участие родители)

4. « Мини музей деревянных и металлических предметов»

5. «Выставка сказочных героев» (сделанных совместно с родителями)

6. «Выставка пасхальных яиц» ( выставка сделана с участием родителей, где были использованы разнообразные способы: окрас, бисер, декупаж)

7. «Выставка вязанных и кружевных вещей»

8.. «Мини музей стеклянных предметов» и другие выставки.

9. Мини – музей опавших листьев.

Сколько радости и впечатлений дети получают от таких выставок!

Чтение русской литературы (рассказов, сказок, использование русского фольклора) помогают мне проводить системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Приобщение к народным традициям происходит и в форме праздников:

«Посиделки»,

 «Осень в гости просим» (совместно с родителями и детьми был оформлен мини музей

«Масленица широкая» - на улице были проведены спортивные конкурсы, эстафеты, ставили чучело, водили вокруг него хороводы.

В музыкальном зале был проведён вечер развлечения: «Проводы зимы»

В результате, посредством развития речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным творчеством, добиваюсь устойчивых положительных результатов в познавательно – речевом развитии детей. Удалось установить эмоциональный контакт с детьми, доверительные, партнёрские отношения. Речь детей стала образнее, выразительнее, ярче, богаче. Дети научились использовать в речи пословицы, поговорки. Суждение детей свидетельствует о пытливости ума, любознательности. Обогатилось эмоциональное, речевое, умственное развитие детей. Дети стали добрее, внимательнее друг к другу.      

В группе все дети разные: со своими интересами и желаниями свободно занимаются разными видами деятельности (физкультурой, музыкой, экспериментированием, конструированием, рисованием, лепкой, использую все виды игр: подвижные, дидактические, сюжетно  – ролевые, режиссёрские, строительные, словесные, игры – драматизации, социальные.

Взаимодействия с окружающей средой, дети не только познают свойства и качества предметов, но и овладевают языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий, формируются и закрепляются черты личности и социальные навыки. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации.

В своей работе применяю здоровьезберегающие технологии: двигательный режим – применение различного сочетания специально – организованной деятельности детей, использование малых форм – гимнастика, пробуждения,  физкультминутки, гимнастика для глаз и пальцев, закаливающие процедуры, дыхательные гимнастики, музыкотерапия, релаксация и т. д.

Применение их на практике помогает детям сохранить здоровье за период пребывания в детском саду: снимает психическое напряжение, позволило снизить заболевания и количество часто болеющих детей.

Созданная в группе развивающая среда способствует формированию у детей культуры поведения, взаимопомощи, культуры речи. Учу гасить детскую агрессивность. Воспитываю доброе отношение к окружающим. Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребёнка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития. Стараюсь быть партнёром детей во всех видах деятельности, Занятия провожу в разных формах: коллективные, работы в парах, самостоятельную работу с раздаточным материалом, индивидуальные работы, беседы и слушания и т. д. Подгруппы составляю с учётом темпа и общего уровня развития детей. При оценке деятельности, использую поощрение и похвалу, без жёстких оценок «правильно – неправильно, «хорошо – плохо». Предлагаю детям оценивать друг друга, проверку друг с другом, самоанализ. Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий. Вся моя деятельность направлена на формирование адекватной самооценки детей, на, то, чтобы каждый ребёнок воспринимал себя как умного и успешного.

Все дети в группе разные: по характеру, по темпераменту, состоянию здоровья. Некоторые дети малообщительны, замкнуты, гиперактивные, тревожные. Моя задача, найти контакт с каждым ребёнком, помочь ему адаптироваться в социальном мире.  В организации обучения использую дифференцированный подбор материала разной сложности, который позволяет учитывать индивидуальные возможности детей, их склонности и интересы:  сильным – более  сложный вариант материала, слабым – упрощённый вариант.  Организую работу  в смешанных подгруппах, где «слабые» дети имеют возможность видеть особенности выполнения заданий  «сильными» детьми. Индивидуально – дифференцированный подход помогает мне учитывать познавательные интересы и особенности мальчиков и девочек. Мальчики, например, более ориентированы на экспериментирование.

Чтобы повысить учебную мотивацию у детей, стараюсь подбирать задания, от выполнения которых дети получают удовольствие, у них повышается самооценка. На занятиях идёт постоянное усложнение заданий, которые рассчитаны на «зону ближнего развития» ребёнка. Использую в своей работе совместную деятельность детей, которая способствует формированию положительных взаимоотношений, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбадривать их.

С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребёнка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность  детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок), я отзываюсь на любую просьбу ребёнка в совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребёнка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения: дети – дети; дети – взрослые; педагоги – родители.

Таким образом, педагогический процесс в группе представляет собой единую личностно – ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотят идти домой, и просят родителей подождать их в раздевальной комнате или прийти за ними позже.

Во взаимодействии с детьми вызываю у детей желание и интерес к определённой деятельности -  обучающей, воспитательной, развивающей. Использую в работе проектную деятельность, которая поддерживает детскую инициативу, развивает личность  ребёнка, его познание, речевые и творческие способности, умение самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явление. Самыми удачными были проекты: «Лесные санитары», «Волшебница вода», «Витамины – наши друзья».

В своей работе с детьми использую технологию ТРИЗ для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.  Дети учатся не просто фантазировать, а системно мыслить, с пониманием происходящих процессов, дети учатся понимать единство и противоречие окружающего мира, разрешать эти противоречия, дети учатся видеть пользу и вред, плохое и хорошее в одном объекте. На прогулке с детьми в своей работе использую приёмы фантазирования: оживление, динамизация, изменение законов природы, уменьшение, увеличение предметов, приём эмпатии, находить сходство и различие в различных объектах. Ежедневные прогулки с детьми: это проблемы, поиски, цепочка вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош, плох? Чем полезен? На что похож? Где можно использовать? И т. д.

Это своеобразное общение с живой и неживой природой помогает дошколятам видеть тайны изменений, превращений. А малыши могут сделать самостоятельный вывод, что всё вокруг нас движется, изменяется, на кого -  то или что – то похоже. В результате дети  научились логически мыслить, фантазировать, дети раскрепощены, говорят то, что думают.

В группе имеется картотека игр по ТРИЗ, картотека: загадки – шутки, лжезагадки, загадки – почемучки, закончи стихотворение, использую схемы, мнемодорожки, мнемотаблицы, по которым дети учатся составлять сказки, загадки.

Использую исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала. Являясь «партнёром» для ребёнка, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения методом «Проб и ошибок». Интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребёнка, его познавательные и творческие способности.

Владею средствами элементарной диагностики и мониторинга  индивидуальных особенностей ребёнка и особенностей группы. Срою свой педагогический процесс по принципу интеграции образовательных областей, обеспечиваю охрану жизни здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Содержание и организация педагогического процесса проводится в соответствии с программой «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы.

Развивая детей по всем основным направлениям, интегрируя образовательные области во всех видах НОД, применяю элементы проблемного обучения, потому что главная моя цель – формирование в детях инициативности, активности и самостоятельности, развитие умения детей делать правильный выбор, отстаивать своё мнение и находить решение проблемы.

Эмоциональному благополучию детей способствует и взаимное доверие педагогов и родителей. В своём сотрудничестве с родителями  с целью формирования их активной позиции использую следующие формы и методы: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, оформляю «уголки» для родителей, папки – передвижки. Привлекаю родителей к оказанию помощи: оборудование участков (были сделаны лавочки, столики), к ремонту групповой комнаты, с помощью родителей были сшиты русские – народные костюмы, фартуки и шапочки для дежурства по столовой и многое другое. В своей работе стараюсь максимально удовлетворить выявленные пожелания родителей, в общении стараюсь сохранить доброжелательный тон, корректность.

К сожалению не все родители понимают, как важно действовать целенаправленно и планомерно, ведь мы все вместе формируем развивающую речевую среду, в которой растут дети.

Нельзя добиться хороших результатов, не имея единомышленников, нужна система всех, кто соприкасается с детьми. В ДОУ создана единая педагогическая среда. Поэтому у нас царит обстановка доброжелательности, взаимодоверия, уважения, открытости. Стиль моего общения с коллегами носит демократичный характер. Стараюсь не навязывать своё мнение, прислушиваюсь к мнению других, требовательна к себе. Делюсь своим опытом с коллегами, знакомлюсь с их опытом, методическими находками. Не отказываю ни кому в помощи.

В своей работе использую информационные технологии, которые неразрывно связаны с научно – техническим прогрессом. Информационно – коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, информационные прочно вошли в воспитательно – образовательный процесс дошкольных учреждений.

Уровень растёт. Дети не дают стоять на месте. Чтобы продуктивно трудиться, я постоянно работаю над своим самообразованием, слежу за новинками методической литературы, осваиваю новые технологии, изучаю публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребёнок в детском саду».

Интернет изменил всю мою трудовую деятельность. Учебно – воспитательный процесс стал более успешным, эффективным с использованием компьютера и интерактивных технологий в качестве дидактического средства. Новые технологии помогают в оформлении различного материала: планов, конспектов, консультаций. Использую программу Microsoft Office Word, Excel

- для мультимедийных презентаций программу Microsoft Office Power Point.

Создала свой  мини сайт на nsportal.ru «социальная сеть работников образования», личный блог, размещено моё портфолио и методические разработки.

Динамично развивающая система образования требует от педагога непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции, поэтому я  регулярно  посещаю курсы повышения квалификации (2014г.), принимаю участие в семинарах и педагогических советах ДОУ, в различных конкурсах ДОУ, где неоднократно занимала призовые места:

1.Смотр – конкурс «Удивительный мир математики» - 1место

2. «Смотр  - конкурс уголков по патриотическому воспитанию» - 1место

3. Конкурс «Лучший групповой физкультурный уголок» - 2место

4. Смотр – конкурс МКДОУ «Театральная весна» - 2место

5. Конкурс МБДОУ Новогодний дизайн» В номинации «Ёлочкин вернисаж» - 2место

6. Конкурс МКДОУ «Уголок для родителей» - 3место

7. Смотр «Предметно – развивающая среда по речевому развитию» - 3место

8. Конкурс МКДОУ «Светлая седьмица» в номинации «Пасхальное яйцо» - 3место

9.Конкурс «Лучшая разработка дидактической игры по патриотическому воспитанию» - 3место

10. Конкурс «Лучший мини – музей экологического содержания» (Коричневый цвет вокруг нас) – 1 место.

На этих результатах я не останавливаюсь. В дальнейшем  планирую  повышение своей компетентности в вопросах индивидуально – дифференцированного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей; изучение технологии ТРИЗ.

Считаю профессию педагога необычайно ответственной, и думаю, что педагог никогда не должен останавливаться в своём развитии. От того  с какими знаниями и умениями я буду приходить ежедневно в детский коллектив, заложу ли искорки любознательности, добра. Справедливости в детские сердца – зависит будущее.

 

                                                   

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности....

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Самоанализ педагогической деятельности

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от воспитателя  способно...

Самоанализ педагогической деятельности.

Цель моей педагогической деятельности: создание  благоприятных условий  для всестороннего развития личности дошкольника средствами художественно-эстетического воспитания.Задачи:Сохраня...

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ моей педагогической деятельности (2010 г.)...