Доклад из опыта: «Развитие коммуникативных навыков детей посредством фольклора»
статья на тему

Глухова Елена Николаевна

Актуальность и значимость.

Проблема речевого развития детей, их коммуникативных навыков актуальна и значима на современном этапе становления дошкольного образования. В ФГОС ДО  для решения данной проблемы выделены две образовательные области «Социально  -  коммуникативное развитие»  и «Речевое развитие ».  Это не случайно.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить её скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. А ведь речь – это средство общения необходимое для вовлечения субъекта в социальную среду.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности.

Сложившаяся ситуация побудила меня к поиску оптимальных средств речевого развития. Для этого, я решила использовать произведения русского фольклора, как наиболее простого и доступного для восприятия детьми материала. Фольклор,  включающий в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, частушки, потешки, скороговорки, чистоговорки, песенки  – это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Произведения фольклора своим содержанием и формой незаметно вводят дошкольника в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_rechevogo_razvitiya_detey.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №5»

г. Лениногорска муниципального образования

Лениногорский муниципальный район  Республики Татарстан

На заседании ММО воспитателей

вторых младших и средних групп.

Доклад из опыта: «Развитие коммуникативных навыков детей посредством фольклора»

 Глухова Е.Н., воспитатель МБДОУ №5

2014 г.

Актуальность и значимость.

Проблема речевого развития детей, их коммуникативных навыков актуальна и значима на современном этапе становления дошкольного образования. В ФГОС ДО  для решения данной проблемы выделены две образовательные области «Социально  -  коммуникативное развитие»  и «Речевое развитие ».  Это не случайно.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить её скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. А ведь речь – это средство общения необходимое для вовлечения субъекта в социальную среду.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности.

Сложившаяся ситуация побудила меня к поиску оптимальных средств речевого развития. Для этого, я решила использовать произведения русского фольклора, как наиболее простого и доступного для восприятия детьми материала. Фольклор,  включающий в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, частушки, потешки, скороговорки, чистоговорки, песенки  – это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Произведения фольклора своим содержанием и формой незаметно вводят дошкольника в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи.

Для себя, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». Мной была выдвинута гипотеза: если активно использовать детский фольклор, то можно достичь:

  • Максимального развития всех компонентов устной речи, грамматического строя речи, лексической стороны, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм, совершенствования коммуникативных навыков.
  • Практического овладения воспитанниками нормами речи.

Исходя из этого, мною разработан проект «Фольклор и речь», основное направление которого  содействие развитию речи, коммуникативных навыков детей средствами малого фольклора.

Цель проекта: создать условия для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством фольклора.

Задачи проекта:

  1. Формирование  речевых  умений и навыков детей в специально организованном обучении и в самостоятельной деятельности.
  2.  Способствование овладению детьми коммуникативными навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
  3. Приобщение детей к фольклору, развитие интереса и потребности к произведениям устного народного творчества.
  4. Привитие любви к народному творчеству: пестушкам, потешкам, песням, сказкам, былинам, загадкам, пословицам, поговоркам.
  5. Повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей дошкольников; в понимание необходимости  использования фольклора.

Тип проекта: по доминирующей в проекте деятельности  - учебно – методический;  содержанию – обучающий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели руководитель, инструктор по физической культуре.

Работу над проектом, я начала с изучения проблемы, подбора материала. Запуск проекта осуществила на групповом родительском собрании, в ходе родительского ринга «Право на игру, отдых и образование». Были предложены различные пути решения языкового образования дошкольников:

- «Воспитание и обучение через сказку»

- « Применение дидактических игр»

- «Развивающие диалоги»

- «ИКТ- технологии»

- « Речевое развитие и устное народное творчество»

- «Детский фольклор» и др.

Проанализировав все  предложения, было выдвинуто решение: развитие речи, коммуникативных навыков посредством фольклора.

Совместно с родителями обогатили  предметно – развивающую среду. Создала картотеку потешек, загадок, песенок и сказок для ознакомления детей и их родителей. Составила план мероприятий, куда вошли непосредственно образовательная деятельность, речевые досуги, придумывание и отгадывание загадок, использование потешек и прибауток, спортивные досуги, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, чтение и разбор русских народных сказок, театрализованная  деятельность, наблюдения, народные подвижные и хороводные игры ; фольклорные праздники.

Для реализации 2-го основного этапа проведен цикл практических дел. Первым из них является знакомство ребенка  с малыми фольклорными формами: пестушками, потешеками, прибаутками, считалками, скороговорками, песенками-небылицами. Мною подобраны потешки, которые активно применяю в различных видах детской деятельности.  Вместе с потешками мы причесываемся, одеваемся на прогулку, умываемся, кушаем и играем. Делаем гимнастику, приговаривая потешки.

Например:   во время  умывания детей

              ***

Водичка, водичка,

 Умой моё личико,

 Чтобы глазоньки блестели,

 Чтобы щёчки краснели,

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок! 

             ***

Умываемся мы быстро,
Вытираемся мы чисто,
Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно

 Во время кормления детей

             ***

А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.

               ***

На моей тарелочке
Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.

           ***

Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

Одевания на прогулку.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

 Расчёсывания 

             ***

Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

              ***

Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.

           ***

Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу. Раз, два ,три ,четыре, пять.

Перед сном

***

Люли- люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать.
Детку тихо усыплять
Спи малютка почивай,
Спи тихонько отдыхай

              ***

Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши

Я использую потешки  и в пальчиковых играх с детьми. С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки , внешний вид, при этом хорошо тренируется память. Дети быстро запоминают их, они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания ее спать, катания машинки и т.д.

Например,

 -Мальчик-пальчик,

 Где ты был?

(разгибается большой палец)

 - С этим братцем в лес ходил,

(разгибается указательный)

 С этим братцем щи варил,

(разгибается средний)

 С этим братцем кашу ел,

(разгибается безымянный)

 С этим братцем песни пел.

(разгибается мизинец)

Мы капусту рубим-рубим,

(поочередные движения

 прямыми ладонями вверх-вниз)

 Мы капусту солим-солим,

(поочередное поглаживание

 подушечек пальцев)

 Мы капусту трем-трем,

(потирать кулачок о кулачок)

 Мы капусту жмем-жмем.

(сжимать и разжимать кулачки)

Также  большое место в своей работе отвожу народным сказкам, которые раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. На мой взгляд, поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Литературное произведение и в частности сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Из сказки мои воспитанники узнали много новых слов, образных выражений, их речь заметно обогатилась эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному,  используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Так в  процессе планового, систематического обучения и воспитания дошкольников через сказку , я смогла добиться положительных результатов  в развитии речи детей: дети стали лучше, эмоционально –  выразительнее рассказывать сказки, находить в них эпитеты, сравнивать и активно их использовать; строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки и делать попытки сочинять собственные, используя наглядные модели.

Немаловажную роль в своей деятельности, я  отвожу фольклорным праздникам. Фольклорный праздник – это наиболее яркое, интересное, красивое, весёлое, артистичное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый ребёнок может принять участие в таком развлечении, ведь он будет участвовать в народных играх, песнях, плясках, отгадывать загадки. Особенно нравится детям разучивать заклички:

Например,

 Весна -красна!

Что принесла?

Теплое летечко ,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Открывай окошко!

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не намочи!

Зря в окошко не стучи.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действием персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

 В нашем детском саду традиционно проводятся следующие фольклорные праздники:

- Масленица (проводы русской зимы).  Празднование Масленицы обычно проходит на свежем воздухе в виде театрализовано - спортивного мероприятия. Проводятся шуточные конкурсы, эстафеты, игры с участием взрослых в фольклорном сценическом действие обусловленном народной традицией, в которой старшее поколение является примером для подражания детьми исполнительского поведения. Дети очень любят перевоплощаться в праздничных сказочных персонажей, воспроизводить их действия, инсценировать.

- «Осенина» - проводиться в музыкальном зале с участием взрослых и детей;

- День прилета птиц (22 марта проводятся беседы о традициях русского фольклора, календарном празднике прилёта птиц, в каждой группе дети совместно с воспитателем пекут жаворонков);

- Сабантуй - древний земледельческий праздник, посвященный окончанию сева яровых (проводиться на территории детского сада, очень веселый праздник с элементами спортивных состязаний).

Анализ итогов работы над проектом «Фольклор и речь» показал следующую результативность:

* Количество детей с высоким уровнем развития речи увеличилось на 20% (с 35% до 55%).

* Словарь детей к концу году обогатился  новыми словами, оборотами, выражениями.

* Улучшилась диалоговая речь.

* Сформировались первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

*  У детей повысился интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

* Расширился кругозор, появилось позитивное отношение к режимным моментам.

*  У родителей возросло понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

 Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Рекомендованная литература:

1.Л.Н.Елисеева   Хрестоматия для маленьких

2.О.Л.Князева, Белка и Стрелка: Лунные приключения М.Д.Маханева   Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

3.Дошкольная педагогика, январь 2011г.

4.Ю.Г.Круглов   Русское народное поэтическое творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие изобразительных навыков детей посредством ознакомления с фольклором народов Поволжья

В статье рассматриваются особенности организации работы по формированию изобразительных навыков детей посредством приобщения к этнической культуре народов Поволжского региона....

Развитие изобразительных навыков детей посредством ознакомления с фольклором народов Поволжья

В статье рассматриваются особенности организации работы по формированию изобразительных навыков детей посредством приобщения к этнической культуре народов Поволжского региона....

Проект "Роль жанров малого фольклора в развитии коммуникативных навыков детей раннего возраста"

Современные дети плохо говорят. А ведь за речью важно следить с младенчества. Всем известно, что ранний период жизни ребенка зависит от взрослых, воспитывающих малыша – что мы им говорим, чи...

Развитие коммуникативных навыков детей, посредством русских народных сказок.

quot;Сказка- это духовное богатство народной культуры..." В.А. Сухомлинский...

Консультация для родителей«Развитие коммуникативных навыков детей посредством фольклора»

laquo;Развитие коммуникативных навыков детей посредством фольклора»...

Развитие коммуникативных навыков детей посредством театрализованной деятельности

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Проблема коммуникативны...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»...