Конспект опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Знак Татьяна Валерьевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «КОЛОКЛЬЧИК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста

(дети 6-7 лет)

 «Опыты с водой и льдом»

(Непосредственно Образовательная Деятельность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         

Автор: воспитатель Знак Т.В.

МАДОУ №5 «Колокольчик».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Советск

2014

 

 

Слайд 2

 

Цель: Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

 

  Задачи:

1.Образовательные:

-Расширить представления детей о свойствах воды, с помощью элементарных опытов и наблюдений;

-Закрепить знания детей о трех состояниях воды (Твердая, жидкая, газообразная);

-Вспомнить свойства воды (Вода прозрачная, льётся, переливается, без запаха, растворяет соль, мыло);

- Сформировать у детей знания о том, какие предметы тонут, плавают в воде и почему, приучать самостоятельно, делать несложные выводы


2.Развивающие:

- Развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение);

- Учить делать выводы на основе опытно - экспериментальной деятельности;

- Развивать память, воображение, мелкую моторику;

- Развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость, сообразительность, любознательность.

 

3.Воспитательные:

- Вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их выполнению;

- Воспитывать бережное отношение к воде.

 

4. Речевые:

-Обогатить и закрепить словарный запас детей, формировать умение правильно отвечать на вопросы;

 - Учить  строить развернутые высказывания;  

-Продолжать закреплять умение внимательно слушать речь воспитателя, не перебивать.

 


 

 
 

 

 

Предварительная работа:

1.         Опытно-исследовательская деятельность  («Вода»,  «Лёд »).

2.         Опытно-исследовательская деятельность «Плавучесть предметов».    

3.         Беседа с детьми об источниках воды в природе.

4.         Целевые прогулки « Знакомство со льдом».

 

Материалы:

-Глобус;

-Лед в формочке; - Емкости с водой (прозрачные контейнеры);

-Краски гуашь (желтая, оранжевая), кисточки на каждого ребенка, бумажные салфетки; влажные салфетки;

-Стаканчики по 2 на каждого ребенка;

-Соль и пустой стаканчик на каждого ребенка;

- Жидкое мыло один мерный стакан;

-Пластмассовые трубочки;

-Камешки, перья,  монетки, деревянные щепочки;

-Ноутбук с видеороликом «Где живёт капелька»;

-Штатив;

-Пробирка с горячей водой;

-Предметное стекло.

Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это за звук? (аудиозапись журчания воды).

Дети: Это журчит вода.

Воспитатель: Интересно откуда этот звук, неужели кто – то из вас забыл закрыть кран?

Капелька: Ой, куда я попала? (из – за ширмы появляется капелька воды)

Дети: (предположительные ответы).

Слайд 3-4.

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто пришел к нам в гости!

 Капелька: Здравствуйте, дети. Меня зовут капелька. А вот капелька чего вам надо отгадать. (Загадывает загадку)

 В морях и реках обитаю

Но часто по небу летаю,

А как наскучит мне летать,

На землю капаю опять.

Дети:  Капелька воды.

Слайд 5.

Воспитатель:  Капелька, а мы знаем про тебя интересный стишок (пальчиковая гимнастика) 

 

Слайд 6.

 Воспитатель:  Без воды жизнь представить сложно.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька - замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода,

Наша спутница всегда.

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без воды вам – не прожить!

Путешествует всегда Ваша спутница – вода

Слайд 7.

Капелька: Смотрите, ребята, что я вам принесла (показывает модель планеты Земля - глобус). Капелька показывает глобус и спрашивает у детей. А вы знаете что это?

Дети: Глобус.

Воспитатель: (Капелька передает глобус воспитателю) Правильно, это глобус – модель планеты Земля, на которой мы с вами живем. Посмотрите, какой он пестрый. А какого цвета на нем больше?

 Дети: Синего.

Воспитатель: А что обозначено синем цветом на глобусе?

Дети: Вода.

Воспитатель: Конечно вода. Вода занимает 71 % всей поверхности земли, а остальное – суша.

Капелька: А интересно ваши дети знают для чего и кого нужно столько воды?

Воспитатель: Конечно, знают. Ребята расскажем капельке воды?

Слайд 8.

Игра малой подвижности с мячом «Для чего нужна вода?».

Воспитатель стоит в центре круга, дети вокруг него. Воспитатель задает вопрос «Для чего нужна вода?» и кидает мяч ребенку. Поймавший мяч должен ответить на вопрос:

- вода нужна для умывания.

- - - - - - - - - - - для купания.

- - - - - - - - - - - для питья.

- - - - - - - - - - - для готовки еды.

- - - - - - - - - - - для компота.

- - - - - - - - - - - для поливки растений.

- - - - - - - - - - -для того чтобы рыбам было где жить  и так далее

Слайд 9.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по разным островам, а поможет нам в этом маленькая волшебная Капелька. 

Капелька: Я отправляюсь домой в море и буду за вами наблюдать.

  Воспитатель: Выберем капитана (фуражка, штурвал)
- Капитан вот тебе штурвал – это руль на корабле, давайте все хором скажем – «штурвал» (повтор 2-3 детей)
Под музыку, дети с воспитателем плывут на воображаемом корабле к первому острову:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Наш корабль к острову приплыви!


Слайд 10

Воспитатель:  Ребята, мы приплыли на остров(№1), давайте посмотрим, что здесь интересного приготовила для нас Капелька. (Дети встают около стола полукругом)
Посмотрите, в тазике вода, какая она? (Прозрачная)
- Почему? (Мы видим дно тазика) Если опустить предмет (камень) на дно тазика, мы увидим его (ответы детей)
Давайте каждый опустит камень и сам убедится, что вода прозрачная (Действия детей, выводы)
- Вода может переливаться, она жидкая (показ) 
Попробуйте сами перелить воду из стаканчика в стаканчик, старайтесь аккуратно переливать (дети делают.) У всех получилось, молодцы!
- Вода может окрашиваться в разные цвета (показ)
  (показ, действия детей, ответы детей)
- На что похожа окрашенная вода? (сок, компот). Ребят, а чем пахнет вода? Давайте мы понюхаем и попробуем ее вдруг она такая же ароматная и вкусная как компот.
- Вода может растворять разные вещества, например, мыло (показ, выводы, ответы детей)
Вода прозрачная, без цвета и запаха; вода окрашивается; вода растворяет некоторые вещества.

Слайд 11.

Дыхательная гимнастика «Мыльный узор на поверхности воды» (дети через  пластмассовые трубочки дуют в мыльный раствор.

Воспитатель:  Вот как много интересного мы узнали на этом острове, отправляемся дальше. Капелька укажет путь к другому острову, а капитан берется за штурвал. 

Физкультминутка «Пароход».

От зеленого причала оттолкнулся пароход, (дети встали)

Раз, два,

Он шагнул назад сначала,  (шаг назад)

Раз, два

А потом шагнул вперед, (шаг вперед)

Раз, два

И поплыл, поплыл по морю (волнообразные движения руками)

Набирает полный ход (ходьба на месте)

 (Под музыку дети и воспитатель переходят к другому столу)
 
Слайд 10.

Воспитатель:  Новый остров(№2), всё здесь неизвестно, но нам очень интересно!
- Посмотрите, какие предметы здесь лежат, (камешки, перья, монетки, деревянные щепочки) возьмите по одному, подумайте и расскажите мне о них (дети берут по одному предмету и по – очереди рассказывают о них) А теперь попробуем опустить эти предметы в воду, что с ними произойдет? (действия детей, выводы, обобщение педагога). Педагог показывает эксперимент с испарением капелек  с поверхности горячей воды.
Легкие предметы держаться на поверхности воды и не тонут, а тяжелые сразу опускаются на дно

- Вот какой увлекательный остров, на нем мы узнали, какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности воды.
- Отправляемся дальше
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Наш корабль к новому острову приплыви!

Слайд 10.

Воспитатель:  Мы приплыли на остров(№3) и что – то здесь очень холодно, посмотрите на этом острове много льда. И Капелька предлагает вам проверить, а правда ли что лед при его нагревании превращается в воду? (дети берут по кусочку льда и сжимают его в ладошке, лед начинает таять и капают капельки).  

Вот какое интересное путешествие подготовила нам Капелька. А сейчас она мне шепчет, что надо скорей отправляться на другой остров, потому что там вас ждет интересный сюрприз.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Наш корабль к острову приплыви!
Слайд 12.

4(На столе ноутбук, полукругом - стулья по количеству детей)
- Капелька хочет показать вам интересный фильм, про то где она живет и где любит бывать больше всего. Для этого надо тихонечко сидеть, не разговаривать и внимательно слушать и смотреть.
Видео – ролик «Где живет Капелька»
Обсуждение, впечатления детей, обобщение увиденного
– А сейчас настало время отправляться домой, в наш детский сад. Капелька поможет нам не заблудиться в море.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Наш корабль к детскому саду приплыви!

- Вот какое необычное путешествие мы с вами совершили, вам понравилось? Помогла нам в этом маленькая капелька. Давайте поблагодарим её и вспомним, что мы сегодня узнали и увидели?
(Делаются выводы и опрос детей, рассуждения)
 Выводы: Вода нужна для всего живого и без нее не прожить. Воду надо беречь. Вода прозрачная, жидкая, льется, переливается, при окрашивании краской меняет цвет, растворяет разные вещества. В воде тяжелые предметы тонут, а легкие плавают на поверхности воды. С водой можно играть и делать разные фокусы.
 

Воспитатель:  Вы очень хорошо себя вели, старались, я вас очень хвалю, вы просто умницы! Капелька подготовила вам полезный сюрприз – сок.
 
 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация НОД1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста (дети 6-7 лет) Тема: «Опыты с водой и льдом» Подготовила и провела: воспитатель МАДОУ №5 «Колокольчик» Знак Татьяна Валерьевна г. Советск 2014 г МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «КОЛОКЛЬЧИК»

Слайд 2

Цель : Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Задачи: 1.Образовательные: -Расширить представления детей о свойствах воды, с помощью элементарных опытов и наблюдений; -Закрепить знания детей о трех состояниях воды (Твердая, жидкая, газообразная); -Вспомнить свойства воды (Вода прозрачная, льётся, переливается, без запаха, растворяет соль, мыло); - Сформировать у детей знания о том, какие предметы тонут, плавают в воде и почему, приучать самостоятельно, делать несложные выводы 2. Развивающие : - Развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение); - Учить делать выводы на основе опытно - экспериментальной деятельности; - Развивать память, воображение, мелкую моторику; - Развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость, сообразительность, любознательность. 3.Воспитательные : - Вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их выполнению; - Воспитывать бережное отношение к воде. 4. Речевые: - Обогатить и закрепить словарный запас детей, формировать умение правильно отвечать на вопросы; - Учить строить развернутые высказывания; - Продолжать закреплять умение внимательно слушать речь воспитателя, не перебивать.

Слайд 3

Ребята посмотрите, кто пришел к нам в гости!

Слайд 4

В морях и реках обитаю Но часто по небу летаю, А как наскучит мне летать, На землю капаю опять.

Слайд 5

Пальчиковая гимнастика

Слайд 6

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, океане И водопроводном кране. Как сосулька - замерзает, В лес туманом заползает, Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Растворяет сахар в чае, Мы ее не замечаем. Мы привыкли, что вода, Наша спутница всегда. Без воды нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить, Без воды вам – не прожить! Путешествует всегда Ваша спутница – вода!

Слайд 7

Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три – Наш корабль к острову приплыви!

Слайд 8

Игра малой подвижности с мячом «Для чего нужна вода?».

Слайд 9

«Отправляемся в путешествие по островам!»

Слайд 11

Дыхательная гимнастика «Мыльный узор на поверхности воды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»

Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...

конспект опытно-экспериментальной деятельности "Загадка листа бумаги"

Разработка представлена в форме исследовательской деятельности. Дети проводят опыты с бумагой. Открывают для себя новые знания о том, что бумагу можно сделать в домашних условиях....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Посев семян огурцов»

Цели и задачи:Формировать представления детей о выращивании растений из семян.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности: влияние качества ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...