план работы по самообразованию
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Тема "Знакомство с фольклором"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Ф.И.О. Ларионова Маргарита Анатольевна

Должность: Воспитатель 

Квалификационная категория: первая

Методическая тема: «Роль малых фольклорных форм народов мари и развитие индивидуальности дошкольников»

Цель:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Проследить динамику изменения уровня речевого развития детей в процессе работы.
  3. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
  4. Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей.
  5. Познакомить детей с малыми формами фольклора.
  6. Обогатить словарный запас детей, развивать образную и связную речь дошкольников.
  7. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Расширение теоретических знаний

Педагогическая работа с детьми в течение года

Пополнение, распространение и обобщение опыта

Составление терминологического словаря

Федеральный уровень:

  1. Федеральный закон от 29.12.2013г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федераци»
  2. Приказ Министерства образования и науки Росийской Федераци от 17.10.2013г.  №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 г.Москвы «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Уровень образовательной организации:

  1. Приказ об ознакомлении с ФГОС До.
  2. Приказ о переходе образовательной организации на ФГОС ДО.
  3. Приказ о создании рабочей группы (творческой группы) по введению ФГОС дошкольного образования.
  4. Положение о рабочей  (творческой) группе по введению ФГОС ДО.
  5. Приказ «Об утверждении дорожной карты по введению ФГОС ДО».
  6. Выписка из решения педагогического совета «Об утверждении образовательной программы образовательной организации».
  7. Протоколы заседаний рабочей (творческой) группы.

сентябрь

Знакомство с видами малых фольклорных форм

Вечер загадок и пословиц

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Создание картотеки загадок для работы с детьми.

Изучение литературы:

Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада / Ю.Г. Илларионова. М.: Просвещение, 1996. 160с.


Кудрявцева, Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошк. воспитание. 1986. №9. 23-26с.

Виноградов, Г. С. Детский фольклор / Г.С. Виноградов // Из истории русской фольклористики. Л. 1978. 169-188с. 

 Фольклор – соединение двух английских слов: folk – «народ» и lore – «мудрость».

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего – то скрытого, затемненного.

Жанр – определённый вид литературного произведения

октябрь

Применение  потешек  в режимных моментах.

Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей.

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

 

Создание картотеки потешек  для работы с детьми.

Изучение литературы:

Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника/Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 144с.

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 256с.

Потешка –  особая забава взрослых с маленькими детьми, в которой используются различные части тела ребёнка и взрослого.

ноябрь

Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»

Посещение русской избы

Консультация для воспитателей: «Роль фольклора в развитии речи детей»

Изучение литературы:

Мельников М. Н. «Русский детский фольклор» - М.: Просвещение, 1987 год

Сазонова С.Е., Малинина О.В., Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. – 178с.

Генералова, Н.Е. Русские народные потешки в жизни малышей / Н.Е. Генералова // Дошк. воспитание. 1985. № 11. 21-24с.

Пестушки, поскакушки. 

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Пестушка (от слова «пестовать» - воспитывать) связана с наиболее ранним периодам развития ребёнка. Распеленав ребёнка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребёнка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста.

декабрь

Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)

Организация мастерской «Народная кукла»

Консультация для родителей: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Создание картотеки колыбельных песен.

Изучение литературы:

Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду - М.: Просвещение, 1972.

Колыбельная песня –  песня, которой убаюкивают ребёнка,  колыбельная — идёт от основы колыбать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же — колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» — от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять). Её назначение или цель – усыпить ребёнка.

январь

Чтение детям русских народных сказок.

Прослушивание аудиозаписей сказок.

Изучение темы:

« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Создание картотеки пословиц и поговорок.

Изучение литературы:

Шергин, Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в рассказах / Б.В. Шергин. М.: Детская литература, 1977. 32с.

Пословица —малая формы народного поэтического творчества, облачённая в краткое изречение, несущая обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка – широко распространённое образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщённого поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: «Лёгок на помине», «Как снег на голову», «Бить баклуши» - все это типичные поговорки, лишённые характера законченного суждения. 

февраль

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

Консультация для родителей: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами нужно дружить дошколятам»

Создание картотеки скороговорок

Изучение литературы:

Сухин, И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков / И.Г. Сухин. Ярославль: Академия развития, 2005. 192 – 201с.

Скороговорка — короткая фраза с искусственно усложнённой артикуляцией, содержит близкие по звучанию, но различные фонемы (например, «с» и «ш») и сложные для произношения сочетания фонем. По В.П. Аникину - это своего рода весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. 

март

Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами.

Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)

Фольклорный праздник

«Масленица»

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Создание картотеки закличек, приговорок.

Изучение литературы:

 «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/Под ред. А. В. Орловой. – Владимир: Академия, 1995 год.

Закличка - это обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы с просьбами об урожае, благополучии, процветании.

Приговорка  это общение с природой один на один, стихотворные обращения к живым существам.

апрель

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

Игра – драматизация для  детей других групп по сказке «Заюшкина избушка»

Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

 Создание картотеки считалок.

Изучение литературы: 

З   Загрутдинова М., Гавриш Н. «Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. – 1991г. №9

Считалка  –  это небольшой весёлый стихотворный текст с чёткой рифмованной структурой.

Это коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

май

Игра-лраматизация «Гуси-лебеди»

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Литературная викторина по сказкам

Создание картотеки дразнилок

Самоанализ плана самообразования.

Дразнилка прочно связана с игровым детским фольклором. Она отражает негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности и применяется только к случаю, и не закрепляется за отдельным лицом. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы по самообразованию на тему " Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала"

В материале описывается актуальность данной темы, определена цель, поставлены задачи, а также разработан перспективный план работы с родителями и детьми....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...