ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.
статья на тему

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья26.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье [1].

К сожалению, нарушенная речь стала частым явлением не только среди детей дошкольного возраста, но также школьников и взрослых.  Своевременное же устранение речевых патологий поможет избежать закомплексованности и будет способствовать дальнейшему интеллектуальному развитию. Всесторонне исследовав состояние всех компонентов речи у детей с ОНР способствовало выявлению расстройства   всех компонентов речи: звуковой, лексико-грамматической и связной [6].

Можно дать следующую характеристику детям с общим недоразвитием речи: нарушена общая моторика, оптико-пространственный гнозис. Отмечается ограниченность основных двигательных умений и навыков, они сформированы недостаточно, не организована ритмичность движений, дети быстро устают, снижены двигательная память и внимание [7].

Так же можно отметить и некоторые особенности становления у детей с общим недоразвитием психических процессов. Для них типичны: неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитие словесно-логического мышления. Эти специфические качества приводят к неспособности вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. [4].

С внедрением федерального образовательного стандарта в деятельность дошкольных образовательных учреждений в центре внимания оказалась проблема обеспечения  результативного сопровождения детей с ОВЗ всеми специалистами ДОУ, которая направленна:

- на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;

- коррекцию его психофизических недостатков;

-актуальное включение в окружающую социальную среду;

- подготовку к школьному обучению.

Так же в ФГОС большое внимание уделяется и работе с родителями. В стандарте отмечено, что эта работа  должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  

Из положения о логопедических пунктах следует, что участниками коррекционно-образовательного процесса на логопункте являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед.

Одними из ключевых задач являются:

- пропаганда логопедических занятий среди родителей воспитанников (лиц их замещающих);

- пропаганда логопедических знаний среди родителей воспитанников (лиц их заменяющих);

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что эффективность коррекционно-педагогического процесса напрямую зависит от профессиональной компетентности учителя-логопеда в области взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому, существенно важно пересмотреть подходы в работе с родителями, так как это является одним из сложных и важных аспектов в практике логопеда.

Только привлечение семьи к сотрудничеству будет способствовать успешной реализации педагогического процесса. Поэтому так необходимо тесное взаимодействие логопеда и родителей.

Постоянным и самым близким окружением ребенка является семья. Поэтому ее воздействие на формирование и развитие ребенка как личности очень велико. Увы, но изменения в современном мире  принесли много испытаний и в семьи. Родители постоянно заняты работой, повышением благосостояния, порой завывая о своих функциях по отношению к своим детям. А если затронуть тему о их методах и приемах воспитания, то и они оставляют желать лучшего. Отсюда недостаток родительской любви, понимания и сопереживания к детям [2].

Но еще большее внимание следует обратить на семьи, где воспитывается ребенок с нарушением речи. Таким семьям катастрофически не хватает помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

Ввиду этого учителю-логопеду просто необходимо повышать профессиональную компетентность в области взаимодействия с родителями дошкольников с нарушениями речи.

Что же подразумевается под понятием профессиональная компетентность?

Профессиональная компетентность рассматривается как целостная интегральная характеристика совокупности компетенций, основанных на фундаментальных психолого-педагогических знаниях и приобретенном опыте, которая проявляется в практической деятельности в единстве с личностными качествами.

И.С. Сергеев и В.И. Блинов раскрывают понятие компетентности как готовность к выполнению определенных функций, а компетенция, ни что иное, как готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации… готовность действовать в ситуации неопределенности [5].

Е.О. Иванова: «Компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности». А понятие компетентность автор трактует как: «владение соответствующей компетенцией, т.е. совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с предметом учения, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним».

К сущностным характеристикам компетентности исследователи (Л.П. Алексеева, Л.Д. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др.) относят следующие: компетентность выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами; компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение; компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях; компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты [3].

Что же поможет учителю-логопеду повысить свой профессионализм в работе с родителями? Как и где получить необходимые знания?

Конечно же  изучение специальной литературы по работе с семьями детей, имеющих речевые нарушения. Где педагог может почерпнуть информацию о инновационных формах работы с родителями и затем применить их на практике.

Работа с интернет ресурсами, где можно познакомиться с интересными методами и приемами привлечения родителей к совместной деятельности. Участие в вебинарах., которые дают возможность не только обогатить свои познания по интересующей теме, но и пообщаться с коллегами. А так же публикация материалов по работе с родителями и для родителей на собственном сайте.

Посещение городских методических объединений, которые дают возможность реализоваться самому и найти ответы на интересующие вопросы теории и практики, повысить уровень профессиональной компетентности.

Много интересной информации по работе с родителями можно получить и на курсах повышения квалификации. Именно  курсы  делают возможным получить сведения, которые помогут не только повысить свои знания, но и обновить уже имеющиеся, а так же расширить профессиональный кругозор, освоить инновационные методики в профессиональных сфере.

Участие в семинарах, конференциях, мастер-классах. Что так же, несомненно, повысит компетентность в интересующих вас вопросах.

Нельзя забывать и о самой работе с родителями:

- проведение анкетирования и составление плана по взаимодействию с семьями воспитанников. Данные методы будут способствовать правильной организации коррекционной деятельности и вовлечению родителей в совместную деятельность.

 - проведение открытых индивидуальных занятий с детьми. Что поспособствует  росту интереса родителей к коррекционно-логопедической направленности образовательного процесса и исправлению речевых нарушений у дошкольников.

- консультирование родителей. Учитель-логопед демонстрирует приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, информирует о его затруднениях и достижениях, подсказывает, на что необходимо обратить внимание. Чтобы ответить на вопросы, интересующие родителей, можно использовать тематические консультации.

- оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты). Данное направление помогает  родителям познакомиться с условиями, содержанием и методами работы учителя-логопеда, оказать практическую помощь.

Каждая описанная выше форма повышения компетентности учителя-логопеда несомненно даст свои результаты в его профессиональной деятельности. А мы знаем, что самое важное значение для педагога имеют успехи и достижения воспитанников и основная роль в этом отводится взаимопониманию с родителями.

Использованная литература:

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников [Текст] / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман. -- СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.

 2. Бачина, О.В., Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи [Текст] / О.В Бачина, Л.Н. Самородова. – М: ТЦ СФЕРА, 2009. – 64с

 3. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012.

4. Под редакцией Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Учебно-методическое пособие [Текст] – М.: Творческий центр Сфера, 2007. – 243с.

5. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности [Текст] / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. – М.: АРКТИ, 2007.

6. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие [Текст] / Т.Б.Филичева, А.Р.Соболева  – Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1996. – 80с.

7. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.