Роль дидактических игр в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Статья о важности использования дидактических игр в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактических игр в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Игра-это форма деятельности, направленная на воссоздание и освоение социального опыта в условных ситуациях и с помощью специальных предметов.
Игровая деятельность - это ведущая деятельность дошкольников, реализующая их потребности в социальных компенсациях в игровых и воображаемых ситуациях.
«Через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она является «ведущей», так как определяет развитие» (Выготский Л.С.).
Существует множество классификаций игр по различным критериям и признакам.
В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на придуманные самими детьми, которые называются «творческими», а придуманные взрослыми - это «игры с правилами».
Возможность использования игр в воспитательно-образовательном процессе велика. Игра связана со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы с детьми. В ней развиваются и отражаются знания, умения, навыки, закрепляются правила поведения. В современной дошкольной педагогике игра используется как средство обучения, как средство создания наиболее эмоционально-приподнятой и комфортной обстановки. Игра воспитывает коммуникативные, волевые и прочие качества личности, корректирует поведенческие особенности ребенка, используется в диагностике и досуговой деятельности.
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактической игре, как одной из наиболее приемлемых форм воспитания и обучения.
Использование дидактических игр отражалась в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.
Дидактическая игра - важное средство образования ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Главное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, активность, речь детей.
Дидактические игры помогают взрослым дать дошкольникам элементарные научные знания, которые необходимы для обучения в школе, закрепить их и научить ребят применять на практике все то, чему их научили. Первая функция совершенствование и закрепление знаний . При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а преобразовывает их, учится пользоваться ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.
Можно выделить основные особенности дидактических игр:
1. Это игры, которые создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.
2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.
4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру.
Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается определенная структура, основные элементы, характеризующие игру и как форму обучения и как игровую деятельность.
Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:
1. дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей;
2.содержание игры;
3. игровые правила;
4.игровые действия;
5.окончание игры, подведение итогов.
Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Данное деление игр, можно отнести к классификации по использованию определенного материала.
Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей в игре, по роли воспитателя.
По содержанию дидактические игры можно разделить на математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, для ознакомления с окружающим, по изобразительной деятельности.
Дети 5-6 лет проявляют в дидактических играх самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач.
Для этой возрастной группы характерно проявление сосредоточенности и целенаправленности, стремление провести деятельность наиболее точно. Возрастает желание преодолеть препятствия, справится с заданием. Это положительно влияет на качество проведения игры и вызывает желание играть самостоятельно.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.
С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками, индивидуально. В старшем возрасте, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.
В дидактических играх детей старшего дошкольного возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»). Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения. У детей в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил.
Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи.
Дети старшего дошкольного возраста уже умеют самостоятельно играть в дидактические игры. Они играют в настольные игры, знакомые подвижные дидактические игры, повторяют действия, которые усвоили на занятиях с воспитателем. Постепенно, осваиваясь, они играют более уверенно, придумывают дальнейшие игровые ситуации, вводят новые правила игры. Воспитатель должен расширить круг имеющихся в обиходе детей дидактических игр, продумывать перспективу их развития так, чтобы содержание становилось более интересным, вводились новые правила, изменялись игровые условия.
В этом возрасте объяснение правил осуществляется непосредственно перед игрой, как правило, без показа их выполнения. Чаще всего это словесное объяснение, но если игра сложная или новая, то можно предложить ребятам «пробный ход».
Воспитатель не принимает участие в играх, но следит за выполнением правил игры, за ходом игры,
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.
Дидактическая игра является одним из средств обучения детей дошкольного возраста, имеет свои особенности и функции, выделяется из большого количества игр своей структурой.
Обучающие игры классифицируют по разнообразным направлениям. Классификация дидактических игр помогает педагогу сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным, не допускать в работе с детьми дублирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по социализации личности ребенка на основе организации взаимодействия с детской библиотекой района на учебный год.
Одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка в детском саду № 868 стала организация взаимодействия с детской библиотекой № 74 района Ивановское ВАО г. ...
Календарное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Календарь"
В данном матерале представлено календарное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего возраста на неделю по теме "Календарь". Планирование составлено на основе цик...
Перспективное планирование воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на тему « Толерантность»
Перспективное планирование воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на тему « Толерантность» на январь месяц....
Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста
Предложенные игры служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию...
Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...
Воспитательно – образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста (группа «Гномики») по нравственно-патриотическому воспитанию (из опыта работы воспитателя Головиновой М.А.)
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на в...
Тема: «Дидактические игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством песочного стола-планшета»
Тема «Дидактические игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством песочного стола-планшета»...