Мастер -класс "Путешествие в страну мальчиков и девочек"
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Гламоздина Светлана Викторовна

Гендерный подход в формировании социально-личностных компетенций детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Путешествие в страну мальчиков и девочек»

(Гендерный подход в формировании социально-личностных компетенций детей младшего дошкольного возраста)

                         

                                      Воспитатель: Гламоздина С.В.,  

                                             I кв. категория

       

                                                                                                             

Мастер-класс

«Путешествие в страну мальчиков и девочек»

(Гендерный подход в формировании социально-личностных компетенций детей младшего дошкольного возраста)

( Музыкальное сопровождение минусовка «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки, из чего же сделаны наши девчонки?»)

Теория: 

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Дети – это самое лучшее, что есть в жизни. Ради них стоит жить и работать с вдохновением.

 Как мама двоих  детей я очень хорошо понимаю, чего ждут родители от нас, воспитателей. Каждый хочет, чтобы его ребенок был здоровым, счастливым  и мог свободно социализироваться в этом трудном мире. 

Отсутствие социальной модели порождает странную манеру общения мальчиков с девочками. Девочки становятся грубыми и агрессивными, не считают достоинствами скромность, нежность, терпение. Мальчики, демонстрируют эмоциональную неустойчивость, отсутствие выносливости, не стремятся развиваться физически. 

Так как формирование у детей гендерной принадлежности является одной из главных задач воспитания,  хочу познакомить вас с приемами  полоролевого воспитания.

(Фото - презентация  «Страна мальчиков и девочек»)

     Гендер - что это такое?

Может, это мандарины?

Может, это чья-то шляпа?

Или чей-нибудь зверек?

И зачем нам нужен гендер?

Чтобы разводить цветочки?

Рассадить их по горшочкам

Или посадить в чулок?

Гендер – это мама с папой,

Это милые детишки,

Это платья и штанишки,

Гендер- это наша жизнь!

Это сила, это храбрость,

Это нежность и отважность.

Удивительная дружба

Очень разных двух миров.

Гендерное воспитанье

Важно для образованья.

Важно, чтобы быть счастливым.

Гендер - это наша жизнь!

Но прежде я бы хотела обыграть и разобрать некоторые проблемные ситуации. Для этого мне нужна ваша помощь.

(раздаю листочки с ситуациями, даю минутку на подготовку)

  1. Итак, первая ситуация: « В семье»  (читают ситуацию)


Мать:
-Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец: : А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну): Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Вопросы к педагогам:

Кто должен заниматься гендерным воспитанием?

Какова роль образовательного учреждения?

 (конечно же, главную роль в гендерном воспитании играет семья, а образовательное учреждение должно оказывать помощь семьям в этом вопросе)

2 ситуация: мама с ребёнком встречают воспитателя (читают ситуацию)

- Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
- Нет, я их сейчас расстреляю!!!!
Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?
- А просто так, потому что я – разбойник!
Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
- А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
- Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!
- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
-  А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?

Вопросы к педагогам:

 В чём, по вашему мнению, значение игры для усвоения детьми будущих социальных ролей?

Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами?

Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?

(Роль игры в социализации такая: в игре ребёнок познаёт окружающий мир, учится общению со сверстниками. В играх у детей закрепляются гендерные различия, формируются модели мужского и женского поведения)

Учитывая то, что основной формой работы с детьми является игра, я спланировала свою работу таким образом, что гендерный подход развития дошкольников реализуется через различные игровые приемы, что я вам сегодня и постараюсь показать в ходе своего мастер - класса.

Практика:

- Итак, цель моего мастер-класса – показать на практике игровые приемы формирования гендерной принадлежности у детей младшего возраста.

- Сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и превратиться в мальчиков и девочек. Коллегам по предложенным атрибутам я предлагаю взять на себя роль девочек (предлагаю банты), и роль мальчиков (бабочки). 

 Итак, прием «Необычное приветствие»

- Для начала давайте поздороваемся, но так, чтобы от нашего приветствия поднялось настроение. Образуем два круга: внешний (мальчики) и внутренний (девочки). По сигналу оба круга начинают движение в противоположные стороны. По хлопку вы должны объединиться в  пару и поздороваться, но так, как вам будет подсказано (коленками, щечками, спинками, локтями, ладошками). Здороваться каждый раз нужно с другим человеком.

- Вот такой прием на формирование дружеских взаимоотношений можно использовать в ходе режимных моментов.

Первый игровой прием: «Выбор игрушки»

(Видеофрагмент «Игрушки для мальчика и девочки»)

Цель: приема, который носит название  «Выбор игрушки», заключается в выявление представлений детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.

Суть приема заключается в том, что мальчикам и девочкам предлагаются различные игрушки (машинки, куклы, посуда, кубики, солдатики, скакалки и пр.). Дети должны назвать игрушки, потом разложить их: кукле мальчику - игрушки для мальчиков, кукле девочке - игрушки для девочек. Свои действия дети сопровождает пояснениями.

-  В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. В игровой деятельности детей иногда возникает ситуация, когда мальчики и девочки не могут играть вместе, потому, что мальчикам не нравятся игрушки девочек, а девочкам - игрушки мальчиков. Девочек игрушка привлекает красотой, красивыми деталями  в одежде, внешности кукол. Они предпочитают игры на семейно-бытовые темы. Мальчики же обращают внимание на возможности своей игрушки: «умеет стрелять», «никого не боится», «всех побеждает», они предпочитают шумные, наполненные движением игры. Поэтому, девочки и мальчики чаще всего играют отдельно. Чтобы игра носила общий характер, детям можно предложить объединиться в пары (девочка-мальчик) и найти игрушки, которые понравятся им обоим. Этот прием называется «Играем вместе дружно». 

Цель такого приема - преодоление разобщенности между девочками и мальчиками, путем организации совместных действий, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

 Следующий прием можно использовать в «Художественно-эстетическом развитии» (Рисование) и сейчас мы с вами порисуем.

Прием 2. «Расчески для зайчат» (персонаж Мама-зайчиха)

- Для решения задач формирования гендерной принадлежности и заинтересованности малышей можно использовать различные персонажи, например, «Маму-зайчиху»

- Девочки и мальчики! Мои зайчики хотят, чтобы у них были свои расчески, как у вас, у каждого своя. Помогите нарисовать их. Причем они будут очень рады, если для зайчат – девочек нарисуют мальчики, а для зайчат – мальчиков нарисуют девочки”.

- Ну что поможем маме – зайчихе? Нарисуем расчески для зайчат?

- Давайте сначала рассмотрим расчески, какие они бывают (длинные, короткие, узкие, широкие с ручкой и т.п.). Подумайте, какие из этих расчесок подойдут для мальчиков, а какие – для девочек? Что общего у всех расчесок? (зубья) Верно. Участники рисуют расчески, зубья расчески короткими линиями сверху вниз. Напоминаю, что девочки рисуют для зайчиков – мальчиков, а мальчики для зайчиков – девочек.

По окончании работы делаем вывод, почему нарисовали такие зубья у расчески для мальчиков, для девочек? Мама – зайчиха благодарит девочек и мальчиков.

Цель этого приема: учить детей изображать зубья расчески вертикальными линиями сверху вниз необходимой длины, самостоятельно выбрав нужную готовую форму. Цель была достигнута, гендерные особенности были учтены в игровой форме. Во-первых, им был предоставлен выбор, во-вторых, они приготовили подарок для противоположного пола, в-третьих, уяснили отличительные особенности расчесок мальчиков и девочек.

Прием 3. «Где, чья посылка»  

Цель этого игрового приема:  дифференциация и классификация предметов, предназначенных для мальчиков и девочек.

- Девочки и мальчики. Мне нужна ваша помощь. Я получила две одинаковые посылки, а в них какие-то вещи. Одна посылка для мальчиков, а другая для девочек. А какая из них кому я не знаю. Помогите, пожалуйста, разобраться в этом.

- Как вы думаете, какая посылка для  мальчиков? Почему? Какого она цвета? А какая посылка для девочек? Почему? Какого она цвета? Сейчас посмотрим, правильно ли вы определили. Кто желает помочь? (1 мальчик и 1 девочка). Вы будете по очереди доставать из посылок вещи, спрашивать, что это? А ребята называть их. Если вещь принадлежит мальчикам – отвечают мальчики, и аналогично девочки. Из одной посылки достают фуражку, спрашивают:

 “ Что это?” (Фуражка - отвечают мальчики) и т.д.

Для мальчиков: фуражка, шорты, флажок, машина, отвертка, ключ и т.д.

Для девочек: фартук, салфетки, фен, юбка, кукла, расческа и т.д.

Вот сколько замечательных вещей мы получили по почте.

Итак, какого цвета посылка для мальчиков? А посылка для девочек? Молодцы! Помогли определить, где, чья посылка.

Прием 4.

- Рассмотрим прием использования русских народных сказок «Чтение художественной литературы»

- Сказки играют огромную роль в формировании гендерной принадлежности современного ребенка, его  представлений о семейных отношениях, о типично женских, типично мужских эталонах поведения в культуре, об особенностях взаимоотношения полов.

При подборе для чтения художественной литературы необходимо акцентировать внимание детей на черты характера, поступки, поведение мальчиков и девочек.

- Например, сейчас нам девочки назовут такие русские народные сказки,  которые формируют  положительный образ девочки, доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной.

("Крошечка-Ховрошечка", "Баба Яга", "Снегурочка", "Царевна Лягушка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", «Гуси_Лебеди»)

- А мальчики назовут сказки, которые формируют положительный образ мальчика?

(«Иван-царевич и серый волк» и т.п.)

Коммуникативный бой «Мужчина на кухне».

Уважаемые коллеги! Проблема гендерного воспитания в дошкольном образовании актуальна как никогда.

Как формировать первичные гендерные представления (понятия) у ребенка? Как у ребенка устанавливать взаимосвязи между своей гендерной ролью и   различными проявлениями мужских и женских свойств.

Эти вопросы  мы обсуждаем совместно с родителями, через активные диалоги, где  каждый может доказать, отстоять свою точку зрения. И сейчас я предлагаю вам сразиться в коммуникативном бою «Мужчина на кухне».

- Представим ситуацию «Мужчина на кухне»:

Команда девочек будет доказывать плюсы, а команда мальчиков минусы. Побеждает та команда, которая  подберет  больше плюсов или минусов…Вы готовы?

(Показ презентации « Наши мамочки и папочки»)

 Наше взаимодействие и сотрудничество с родителями в данном направлении проходит через реализацию тематических недель, беседы, консультации. Например, совместно с родителями во время реализации тематической недели «Моя семья» мы изготовили фотоальбом и презентацию «Наши мамочки и папочки». Формирование гендерной принадлежности происходит главным образом в семье, что ведет к тому, что дети могут наблюдать, какими  должны быть девочки, и какими мальчики.

   Например, рассказывая о маме, ребёнок говорит о том, что мама сготовила вкусный обед, погладила бельё, а папа ремонтировал машину, вбил гвоздь, то есть ребёнок будет говорить о наиболее характерных действиях мужчины и женщины в семье.

 Психологи доказали, что к 2 годам ребёнок начинает понимать кто он, мальчик или девочка. Здесь важную роль играет  привязанность детей к тому или иному родителю, с кем он проводит больше времени, кому он старается подрожать. Конечно, мальчики подражают мужчинам и примером для них служат папы, дедушки, старшие братья, а для девочек идеалом становятся их самые красивые мамы и бабушки.

Мы же, вместе с детьми изготавливая подарки для родителей, также решаем задачи гендерного воспитания. Для мамочек мы изготавливаем цветы, а для пап паровозики.

( Показ презентации «Подарки для мамочки и папочки»)

Педагогическая игра – марафон «Гендерные игры» (из предложенных игр участники выбирают игры: мальчики – игры для мальчиков, девочки – игры для девочек и все вместе отбирают совместные игры и вывешивают в колонки на мольберте)

Итог – какие разные бы не были мальчики и девочки мы должны воспитать их одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

  Рефлексия. 

Я благодарю вас за совместную работу и внимание, спасибо.

Наше с вами общение я хотела бы закончить игрой «От души желаю!» 

(Предлагаю написать на листочке пожелания и сложить всем в одну корзинку, после перемешать все пожелания и вытянуть пожелания для себя)

Итог: Раздача участникам брошюр  «Игры с детьми дошкольного возраста по гендерному воспитанию».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

Мастер - класс "Путешествие в страну мальчиков и девочек"

Предлагается конспект занятия в подготовительной группе  детского сада  по гендерному  воспитанию"Путешествие  в страну  мальчиков и девочек". тему занятия считаю актуальной в...

Мастер - класс для педагогов по гендерному воспитанию "Путешествие в страну мальчиков и девочек"

«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»                                    ...

Мастер-класс для педагогов по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста «Путешествие в страну мальчиков и девочек»

Цель:Представление  педагогического   опыта  гендерного  подхода  к    воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Мастер-класс «Путешествие в страну мальчиков и девочек»

Мастер - класс для педагогов "Путешествие в страну мальчиков и девочек"....


 

Комментарии

КЛАСС !!! Два года по этой теме работаю... молодец мне понравилась твоя идея с семьями ...у меня фантазии не хватило !!!