Проект
проект на тему

Миронова Наталия Федоровна

Проектная работа

                              слушателей курсов

«Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ООО»

«Использование детских музыкальных инструментов в развитии творческих способностей детей старшей группы дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_muzykalnyh_instrumentov.pptx2.8 МБ
Файл proekt_osnovnoy.docx53.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Использование детских музыкальных инструментов в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» Выполнили: Сырцова Александра Игоревна музыкальный руководитель МБДОУ д / с №4 Агрызский муниципалитет Миронова Наталия Федоровна музыкальный руководитель МБДОУ Д /c №90 г. Нижнекамск 1 квалификационная категория Залялова Зульфия Зуфаровна музыкальный руководитель МБДОУ д /с « Алёнушка » г. Буинск Мурсякова Венера Николаевна музыкальный руководитель МБДОУ д /с « Алёнушка » Кайбицкого района 2015год

Слайд 2

Актуальность Ребенок растет и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном детстве приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры. Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека.

Слайд 3

Цель проекта: Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструмента Задачи проекта: Систематизировать и закреплять знания детей об инструментах разных групп. (духовые, струнные, ударные) Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса детей, музыкальной памяти и концентрации внимания. Закреплять навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

Слайд 4

Целевая группа проекта Дети 5-6 лет, музыкальные руководители, воспитатели и родители. Тип проекта Творческий

Слайд 5

Этапы реализации проекта 1 Этап – Подготовительный 02.03 – 13.03. 2015. 2 Этап – Основной 16.03 – 15.05. 2015. 3 Этап – Заключительный 18.05 – 29.05. 2015.

Слайд 6

1-ый этап «Знакомство с музыкальными инструментами»

Слайд 7

Создание картотеки

Слайд 8

«Беседы о композиторах»

Слайд 9

«Слушание классической музыки» Ознакомление детей на занятиях с классическими музыкальными произведениями разных эпох и стилей, высокохудожественными и доступными дошкольникам Музыкальный репертуар, предлагаемый детям на музыкальных занятиях, включает высокохудожественные произведения И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М. Глинки и П. Чайковского, Н .Римского-Корсакова, С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича, а также современную классику: сочинения Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Агафонникова , подлинные образцы фольклора и др. Ознакомление детей со столь разными по стилю музыкальными произведениями позволяет значительно расширить круг их музыкальных впечатлений, подготовить к встречам с классической музыкой.

Слайд 10

2 этап Основной « Слушаем вместе – играем вместе».

Слайд 11

«Организация музыкальных уголков в группах »

Слайд 12

3 этап Заключительный «Итоговое занятие» Концерты «живой музыки» в детском саду производят на родителей яркое впечатление, активизируют их интерес к музыкальному искусству, стимулируют творческую деятельность.

Слайд 13

Заключение Технология проектирования делает детей активными участниками познавательного процесса, становится инструментом саморазвития детей. Опыт, полученный детьми в результате совместной деятельности, даёт возможность почувствовать себя творцом и личностью, приобщает к музыкальной культуре и содействует развитию коммуникативности.

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт педагогики и психологии

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

                                             Проектная работа

                              слушателей курсов 

«Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ООО»

«Использование детских музыкальных инструментов в развитии творческих способностей детей старшей группы дошкольного возраста»

 

                               

   Автор  проекта:

Миронова Наталия Федоровна музыкальный руководитель МБДОУ  д/с №90 Нижнекамского муниципалитета РТ.

.

                                                                                                                                                                   

                                                      Руководитель проектной работы

                                                      Исламова Г.Г. -  старший преподаватель,

                                                      отделение  дошкольного и начального

                                                          образования ПМЦПК и ППРО/ИПиО/ КФУ

                                                      Проект  допущен  к защите

                                                                                            12.05. 2015г.

                                      г. Казань, 2015г.

      Оглавление

  1. Введение ……………………………………………………………….…2
  2. Актуальность проекта………………………………………………… 4
  3.  Цели и задачи проекта ………………………………………………..5

3.1  Цель проекта

3.2  Задачи проекта

      3.3  Целевая группа проекта

      3.4  Тип проекта

 4.   Проектное решение и этапы реализации проекта……………….…..6

      4.1 Сроки реализации проекта

      4.2 Этапы реализации проекта

          1. Подготовительный

          2. Основной

          3. Заключительный

 5.     Ресурсы проекта………………………………………………..……....8

       5.1 Информационные ресурсы

       5.2 Человеческие ресурсы

       5.3 Материально – технические ресурсы

 6.     Бюджет проекта……………………………………………...………....8

 7.     Ожидаемые результаты реализации проекта…………………...…9

 8. Сроки реализации проекта…………………………………………..…..9

 9.      Заключение………………………………………………………..….....9

 10. Список использованных документов и источников информации…10

11.    Приложения…………………………………………………………….11

  1. Введение

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребенка заставляет педагога искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям  мировой музыкальной классики, выбирать более эффективные средства музыкального воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.  Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника  пока нет. Чтобы научить  ребенка понимать особенности музыки как вида искусства, необходимо акцентировать его внимание на жанре и характере музыки, средствах музыкальной выразительности, разнообразии музыкальных инструментов. Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, опыта слушателя, композитора, исполнителя и актёра. Опыта переживания музыки как радости и удовольствия. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные и необыкновенно притягательные предметы. Дети очень хотят играть на них. Музыкальный инструмент для ребёнка – символ музыки, а тот, кто играет на нём, почти – волшебник.

  1.  Актуальность проекта.

Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование.

Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека. В небольшом городе непросто «вживую» предложить детям послушать богатство и красоту звучания инструментов, увидеть их разнообразие. Поэтому важно использовать  те возможности, которые доступны:  просмотр телепередач и фрагментов концертов симфонической музыки  в записи, слушание классической музыки в исполнении разных инструментов в НОД.  В свободное время -  рассматривание иллюстраций  с изображением инструментов разных групп: ударных, клавишных, духовых, струнных. Классическая музыка оставляет яркий след в музыкальной памяти детей, обогащает ребенка и развивает. Но сложный для восприятия материал должен преподноситься в интересной и доступной ребенку форме. Дети лучше всего воспринимают информацию, если она предлагается в игре. Если в играх использовать  музыку  и те знания о музыкальных инструментах, которые ребенок приобрел, то появляется возможность в интересной и доступной ребенку  форме систематизировать и закрепить сложный для понимания музыкальный материал.  Для систематизации  знаний о музыкальных инструментах, применяют  музыкально-дидактические игры, которые на ребенка воздействуют комплексно и вызывают не только интерес, но и способствуют зрительной, слуховой активности.  Развивают музыкальную память и мышление, расширяют восприятие в целом. Образная, игровая форма, применение упражнений и игровых действий поддерживает интерес детей к знакомству с музыкальными инструментами. «…Творчество – разновидность поисковой активности», - утверждал В. Ротенберг.  Вовлечение дошкольников в создание детских музыкальных инструментов даёт возможность почувствовать себя творцом и личностью, по – иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Одна из самых актуальных и "больших" проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности  в активной интеллектуальной деятельности. На протяжении многих лет мы дискутируем: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: "Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду". Воспитатели в свою очередь считают: "У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки". К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.

  1. Цель и задачи проекта

    3.1. Цель проекта

Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах. Цель достигается в процессе решения задач.

  1. Задачи  проекта 
    1. систематизировать и закреплять знания детей об инструментах разных групп  (духовые, струнные,  ударные);

              2.  обогащать музыкальные впечатления детей, способствовать    формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти  и концентрации внимания.

              3.  закреплять  навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

   3.3.    Целевая группа проекта

             Дети 5-6 лет, музыкальные руководители, воспитатели, родители.

  1.  Тип проекта:  Творческий
  1. Проектное решение и этапы реализации проекта

Этапы

Место проведения

Сроки

Ответственные

  1. Этап Подготовительный.

- Разработка содержания проекта.

- Беседа с детьми о музыкальных инструментах.

-Подбор и анализ музыкального репертуара.

     Подбор   иллюстраций  и создание картотеки музыкальных инструментов.

МБДОУ

02.03 – 13.03.2015.

Музыкальные руководители, воспитатели.

  1. Этап

Основной.

индивидуальные занятия, помогающие детям раскрыть свои способности  в игре на музыкальных инструментах;

- оформление стендовой информации для родителей;

- организация музыкальных уголков в группах;

- приобщение родителей к оснащению музыкальных уголков;

- кружок для воспитателей, на котором они учатся играть на музыкальных инструментах для дальнейшей помощи детям

МБДОУ

16.03 – 15.05. 2015.

Музыкальные руководители, воспитатели, родители.

3 Этап.

Заключительный.

- итоговое занятие;

- обобщение работы по реализации проекта;

- анализ деятельности всех участников проекта;

- определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения.

МБДОУ

18.05 – 29.05. 2015.

Музыкальные руководители, воспитатели.

  1. Ресурсы проекта

5.1. Информационные ресурсы - картотека музыкальных инструментов; портреты композиторов; информация, полученная участниками проекта в ходе исследования и бесед; интернет – ресурсы.

5.2. Человеческие ресурсы – воспитанники МБДОУ, члены их семей, музыкальные руководители, воспитатели.

5.3. Материально – технические ресурсы – мультимедийное оборудование; методические материалы по составлению мультимедийных презентаций; домашние цифровые ресурсы.

6.   Бюджет проекта

Статья расходов

Источники финансирования

Объём собственных средств

Объём запрашиваемых средств

Сладкие призы

ДОУ

Соответствие по утверждённому меню по количеству присутствующих.

  1. Ожидаемые  результаты реализации проекта

В результате развивающих занятий дошкольники:

  • Знакомы с  элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.
  • Различают  музыкальные произведения в исполнении на различных инструментах в оркестровой обработке.
  • Сформированы навыки игры на металлофоне, маракасах, кастаньетах, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах.
  • Умеют исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.
  • Воспринимают звуки по высоте в приделах квинты - терции.
  • Сформирован музыкальный вкус и развита музыкальная память.
  • Дошкольники легко определяют, к какой группе относится тот или иной музыкальный инструмент.

  1. Заключение:

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками познавательного процесса, становится инструментом саморазвития детей. Опыт, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия. Дошкольное детство – это возрастной этап, когда дети только начинают путешествие в мир музыки и музыкальных инструментов. Проектная деятельность – инструмент для развития личной позиции ребенка, приобщения к музыкальной культуре, воспитания художественного вкуса. Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

9.             Список использованной литературы.       

 О.П.Радынова, А.И Катинене, М.Л. Палавандишвили «Музыкальное     воспитание  дошкольников»;  

         О.П.Радынова «Музыкальное развитие детей»;

         С. Газарян «В мире музыкальных инструментов»;

         Г. Левашова «Музыкальный словарь в рассказах»;

         О.И Давыдова, А.А Майер, Л.Г.Богославец «Проекты в работе с семьей»;          

        журналы «Музыкальный руководитель» №4 2012г.;

        «Дошкольное воспитание» №4 2007г.;

        «Обруч» №3 2001г.

        Интернет-ресурсы.

           

Приложение 1.                                                   

Виды музыкальных инструментов

Детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать в зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания.

Есть два типа музыкальных игрушек - инструментов.

Не озвученные музыкальные игрушки - инструменты.

Дети воображают себя музыкальными руководителями и «проводят музыкальные занятия», представляют себя пианистами. Эта деятельность способствует развитию творческого воображения и музыкально-слуховых представлений.

Звучащие музыкальные игрушки-инструменты. Они делятся  на  струнные, духовые и ударные.

СТРУННЫЕ  - цитры, домры балалайки и другие народные инструменты, у которых звук возникает, когда ребенок касается струны пальцами, щипками или медиатором.

ДУХОВЫЕ - свирели, флейты, саксафоны, кларнеты, триолы  -  их звук возникает от воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого ребенком в трубки.

КЛАВИШНО-ЯЗЫЧКОВЫЕ - баяны, аккордеоны, гармоники- издающие звук в результате нажатия клавишей, которые доставляют воздух к язычкам.

УДАРНО-КЛАВИШНЫЕ - металлофоны, ксилофоны - их звук возникает от удара молоточкам о клавишу инструмента.

УДАРНЫЕ - бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны - звук у них возникает от удара рукой или палочками.

       

Приложение 2.

                                Методы и приёмы обучения

Основные методы и приемы – это демонстрация игры на различных инструментах, показ приемов игры и способов звукоизвлечения, словесное руководство. Техника игры зависит от конструкции каждого инструмента. Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен сидящего ребенка. Если подставок нет, инструмент кладут на колени.

Барабан, бубен следует держать на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставке или же ребенок держит его в левой руке. Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. Пользуясь молоточками при игре на металлофоне, надо держать их так, чтобы они лежали на середине второго пальца, а большой палец придерживал молоточек сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и быть легким, кисть свободная. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то игра получается» грязной», звук - неприятным.

При игре на цитрах медиатор зажат между большим и указательным пальцами. Звук извлекается легким, упругим движением. Надо стремиться не задевать лишних струн.

Кастаньеты звучат очень громко, и если дети должны выполнить ритмический рисунок, то можно взять кастаньеты в правую руку и слегка ударить по ладони левой. Тогда звук сразу приглушается и ритмический рисунок хорошо слышен. При игре на треугольниках надо ударять палочкой посередине горизонтальной линии. Звук также должен быть легким и упругим, если треугольник звучит излишне долго, надо придержать его рукой, тогда звук сразу прекращается. Бубен издает различные звуки в зависимости от того, ударяют в него пальцами, или мягкой частью ладони, или одним большим пальцем. Если менять место удара, то можно достигнуть интересного чередования звуков.

Деревянные ложки - используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

Цель подобных приемов - ознакомить детей с выразительными возможностями каждого инструмента. Для игры в оркестре очень важно чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные «ритмические Оркестры», в которых дети «играют», хлопая в ладоши, притопывая ногой, постукивая деревянными палочками, брусками, пластмассовыми коробочками , пустыми или наполненными камешками, горохом.  Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических и звуковысотных  интонаций, показываю их выразительность в ритмических приговорках и  в речевых интонациях. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым   обозначениям, по слуху. Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется индивидуальная постоянная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков. Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты - нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически. Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности  - длинные и короткие палочки и т. д.Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым. в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии. Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений), позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта, слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно исполняются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте). Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяю моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые – слогом  ти. Широко применяется прием прохлопывания  ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах. Обучая игре на музыкальных инструментах, учитываю индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. После того как металлофон  освоен, дети обучаются игре на других мелодических инструментах - струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

Для того чтобы заинтересовать и научить детей игре на музыкальных и шумовых инструментах необходимо использовать принцип концентричности, когда на начальные знания и умения наслаиваются всё новые и новые знания; путем усложнения задач и упражнений.

Очень важно показать детям, что любой предмет может издавать звук, даже тело ребенка может “звучать”. Эту истину помогут освоить хлопки в ладоши, по коленям, по животу и т. п.

Дети отмечают, что звуки при похлопывании, поглаживании, касании получаются разные, именно эти способы извлечения звуков и станут первыми на пути овладения музыкальными шумовыми инструментами.

С целью повышения мотивации можно создать отдельный ансамбль шумовых инструментов, который бы выступал перед детьми и родителями. Это поможет повысить заинтересованность детей к занятиям музыкой, привлечет внимание родителей к работе детского сада и просто повысит настроение исполнителей и слушателей.

Шумовые музыкальные инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Педагоги спрашивают детей, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками. Высказывания детей записывают.  Педагоги, принимавшие участие в проекте, проводят   самоанализ, отмечая: какая часть проекта вызвала затруднения, можно ли назвать проект удачным? Чему дети научились? Что не удалось выполнить? Почему?  Педагоги готовят презентацию для  показа  родителям.  Дети помогают разместить музыкальные инструменты на выставке,  рассматривают, обсуждают, как придумали их, кто в семье принимал участие в изготовлении.  Пап и мам приглашают принять участие в итоговом мероприятии проекта. Родители смотрят презентацию, подготовленную педагогами.

Приложение 3.

                     Музыкальный репертуар

Музыкальный репертуар для игры на детских музыкальных инструментах можно условно разделить на три группы:

  1. первоначальные упражнения для введения в обучение игре на инструментах;
  2. попевки, песенки, считалки для индивидуальной игры (преимущественно в самостоятельной деятельности).
  3. пьесы, песни для коллективного исполнения.

Детям надо показать выразительные возможности звучания различных инструментов. Например, дети с удовольствием воспроизводят на барабане ритм марша, а на металлофоне у них то «капают маленькие капельки дождя» (верхний регистр), то «гремит гром» (низкий регистр), протяжным звуком, триолы хорошо передается кукование кукушки, цитрами - пение птичек, свирелью - эхо в лесу. Это одновременно и освоение приемов игры, и знакомство с выразительностью звучания инструментов. С самого начала надо учить правильным приемам игры. Прежде всего, разучиваю ритмические прибаутки, а также различные считалки, несложные песенки.

При индивидуальном исполнении дети напевают слова, сопровождают свою игру пением. В русском музыкальном фольклоре это песенки «Солнышко», «Дождик», «Ладушки», «Петушок», «Зайка», «Бай, качи».

Репертуар для коллективного исполнения зависит от состава оркестра. Если это смешанный состав, то подбираю пьесы с ясно выраженными фразами и предложениями, так как разным группам инструментов надо вовремя вступать. Например, пьеса «Вальс» Тиличеевой. В ней есть одно необходимое качество - удобство исполнения, так как после каждой фразы есть длительная пауза и дети могут подготовиться к исполнению следующей фразы. Но в этой пьесе все фортепианное сопровождение написано в одной манере, в жанре вальса. Следовательно, характер звучания не меняется, а это не способствует оркестровке, то есть переложению этой пьесы для исполнения различными группами инструментов.

Я считаю, что фортепианная обработка попевки «Ворон» Тиличеевой представляет пример удачной пьесы для оркестрового исполнения. В каждом из предложений этой фортепианной обработки меняется характер изложения - они звучат то в одноголосном изложении, то украшены трелью и мелодия переходит в левую руку то появляются шестнадцатые, придающие оживленный характер. Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других. Таким образом проводя планомерную работу над развитием музыкального слуха в течение всего времени пребывания их в детском саду, я подошла к главному этапу работы - созданию оркестра и разучиванию в нем мелодий на музыкальных инструментах. Оркестр может быть различным по составу в зависимости от условий детского сада. Как всякая исполнительская деятельность, игра на инструментах требует применения правильных приемов для разучивания музыкальных пьес, различных форм музыкальной деятельности - коллективной и индивидуальной, на занятиях и в самостоятельном музицировании, на праздниках, развлечениях.

При комплектовании оркестра желательно, чтобы были представлены все группы инструментов. Однако следует добиваться, чтобы инструментов с нежным, тихим звучанием (цитры, металлофоны) было больше, так как они точнее по своему строю и удобнее для игры. Детей в оркестре рассаживаю так, чтобы справа от меня находились низко звучащие инструменты, а слева - высокие; ударные размещаются сзади. Часто организую оркестр, состоящий из одних металлофонов, как в сопровождении фортепиано, так и без сопровождения. Игра в оркестре развивает у детей эстетический вкус, чувство ритма, музыкально - слуховые представления (слышат свои и чужие ошибки). Дети учатся подбирать по слуху знакомые мелодии, песни не только на своем

инструменте, но и на других, сами придумывают незатейливые мелодии. Дети знакомятся с названиями нот, узнают расположение звуков на инструменте.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...