«Фасилитация - как эффективная форма проведения совместных мероприятий субъектов ДОУ»
методическая разработка на тему

Жданова Татьяна Петровна

В современных условиях, когда воспитательный потенциал семьи зачастую является невысоким, дошкольные образовательные организации выступают инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и родителя. Для решения соответствующих задач необходимо продумать и реализовать эффективные сценарии включения семьи в жизнь ребенка в ДОО. Родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса, как в плане принятия управленческих решений, так и в смысле участия в педагогических мероприятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fasilitatsiya.docx97.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 8 «Зоряночка»

                                                                                      Утверждаю

                                                                                                Заведующий МБОУ № 8

                                                                          «Зоряночка»

                                                                                              _________ С.Ю. Месикова

         «28»    октября        2016 г.

Городское методическое объединение

заместителей заведующих по УВР и старших воспитателей

«Фасилитация - как эффективная форма проведения совместных мероприятий субъектов ДОУ».  

C:\Documents and Settings\2\Рабочий стол\фасилитация\vetkovski_raion_killer_court_ruki.jpg

Место проведения: МБДОУ детский сад № 8 «Зоряночка»

        Подготовила: Заместитель заведующего

 по воспитательно – образовательной работе

МБДОУ детского сада № 8 «Зоряночка»

 Жданова Т.П.

        Октябрь, 2016 г.

В современных условиях, когда воспитательный потенциал семьи зачастую является невысоким, дошкольные образовательные организации выступают инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и родителя. Для решения соответствующих задач необходимо продумать и реализовать эффективные сценарии включения семьи в жизнь ребенка в ДОО. Родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса, как в плане принятия управленческих решений, так и в смысле участия в педагогических мероприятиях.

Работа с семьёй в ДОУ является традиционным направлением воспитания ребёнка, в основе которого лежит педагогическое просвещение родителей. Методы, которые направлены на традиционное воздействие, на сегодняшний просвещённый век, могут быть несостоятельны, потому что могут не совпадать с приоритетами воспитания в одних семьях и стать причиной делегирования своих прав самому ДОУ в другом случае.

Современные педагоги изменили целевые основы содружества с семьёй дошкольника, начали осваивать новые методы и формы работы, помогающие поддерживать дружеские и партнёрские отношения.

Технология фасилитации (от английского «помогать») – это новая философия работы с семьёй, суть её можно представить так:

- равное взаимодействие, но независимое;

- инициируется родителями и педагогами на стимулирование других субъектов, заинтересованных в потребностях семьи и возможностях педагогов;

- знания для родителей не являются целью, они служат средством для решения задач и возникших проблем;

- продуктивное и творческое взаимодействие с детьми и детским садом;

- необходимость обучения при возможности его применения для улучшения своей жизни;

- активные методы обучения (АМО) создают новый статус участника образовательного процесса как активного и заинтересованного субъекта. 

Педагог в роли фасилитатора меняет свою позицию, демонстрирует способность инициировать продуктивную деятельность группы, поддерживая необходимый настрой, создавая комфортный микроклимат в группе, вдохновляя участников совместной деятельности на принятие консолидированных и непротиворечивых решений. Глубинный смысл деятельности фасилитатора – раскрытие лучших человеческих качеств и способностей (в данном случае родителей), помощь отдельным участникам в поиске гармонии в отношениях с другими людьми, образовательной организацией, а также с самим собой.

Не каждый педагог, даже самый опытный, может стать хорошим фасилитатором.

Феномен фасилитации возникает только в том случае, если педагог владеет достаточными теоретическими знаниями, осмыслением собственной роли в данном процессе, он референтен и авторитетен, имеет опыт взаимодействия и складывающийся тип отношений с родителями.

В соответствии с концепцией фасилитации в ДОУ выстраивается определенный фундамент для системы повышения квалификации педагогов. И одним из направлений является проведение методической недели «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия педагогов с родителями». Суть  работы заключается в приобретении педагогами новых знаний, в самоактуализации педагога посредством свободы выбора в воспроизводстве новых знаний, личностном и  профессиональном росте. 

                                                            День первый

Семинар – практикум «Новая философия взаимодействия с семьёй в дошкольном образовании»

1.Тест «Готов ли педагог к фасилитации?»

2. Просмотрена презентация «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО».

3. Методика «Родитель глазами педагога» (позволит определить установки коллектива на работу с родителями). 

4. Упражнения на развитие личностных качеств «Комплименты», «Кто я?».

                                                               День второй

Семинар – практикум «Использование технологии фасилитации
для построения эффективного взаимодействия с родителями»

1.Результаты теста «Готов ли педагог к фасилитации?»

2. Представлена Презентацией «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия с родителями»

3. Упражнения «Походки», «Шарики в воздухе», «Брачное объявление».

                                                            День третий

  1. Самостоятельная работа.

Вопросы:

1. Как соотносятся основные понятия, характеризующие работу детского сада с семьей: сотрудничество, партнерство, взаимодействие?

2. Определите основные проблемы взаимодействия ДОО и семьи.

3. В чем основные ошибки в выстраивании взаимодействия с семьей со стороны ДОО?

4. Каковы преимущества семьи (родителей) перед детским садом по поводу воспитания детей?

5. В чем основная роль воспитателя в организации взаимодействия с семьей?

6. Каковы основные этапы в работе с семьей?

7. В чем состоит назначение и смысл фасилитации в работе с семьей?

8. Определите изменение ролей и позиций педагога и семьи в процессе взаимодействия.

9. Предложите собственные идеи по работе с семьей в логике фасилитации.

10. Какие трудности вы испытываете в использовании фасилитации в работе с семьей?

                                                          День четвертый

Семинар - практикум

«Технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ»

  1. Методика «Почему необходимо задавать вопросы».
  2. Презентации «Технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ»
  3. Упражнения «Купе поезда», «Влияние подтверждения».

                                                    День пятый

 «Тренинг ассертивного поведения»

Цель тренинга: развитие ассертивности у педагогов.

Задачи тренинга:

  1. знакомство с общими закономерностями общения;
  2. выработать умения осознавать и выражать свои чувства;
  3. отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.

Формы работы: групповая.

Количество участников: 10–15 человек

Общее время, необходимое для реализации всей тренинговой программы:  1, 10 час.

Методики и техники тренинговой работы: беседа (разбор сложных случаев), игровая терапия, тренинговые упражнения.

Структура тренинга:

- Вводная часть. Приветствие.

- Основная часть

- Заключительная часть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Фасилитация как эффективная форма работы по взаимодействию педагогов с родителями"

Название семинара «Фасилитация как эффективная форма работы по взаимодействию педагогов с родителями»Цель: Систематизировать знания и умения педагогов по взаимодействию с родителями через знакомство с...

«Логосказка как эффективная форма проведения логопедических упражнений"

Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми, имеющими речевые нарушения.Цель:знакомство педагогов с «логопедическими сказками»,  побуждение к использованию...

"Карусель" как эффективная форма организации совместной деятельности педагогов и детей с ОВЗ

Статья опубликована в Методическом сборнике педагогов Ленинского района (из опыта работы по реализации ФГОС ДО)...

Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации

Одна из форм проведения эффективного занятия в инклюзивной образовательной организации – бинарный урок. В нетрадиционной современной практике бинарный или интегрированный урок – это урок, ...

Конспект нетрадиционного мероприятия с родителями детей старшей группы с привлечением родителей к проведению совместного мероприятия.

повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов: "Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации"

Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации...