Статья
методическая разработка по теме

Владимирова Татьяна  Генриховна

Проблема негативных психических состояний у педагогов дошкольного образовательного учреждения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati_studentki_5_kursa_vladimirovoy_t.g.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема негативных психических состояний у педагогов дошкольного образовательного учреждения

Владимирова Т.

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №159» г. Чебоксары

Научный руководитель:

доцент, к. пед. н. Велиева С. В.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию его творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.

Среди актуальных проблем современной педагогики проблема психических состояний человека занимает значительное место. В то же время, несмотря на интенсивное изучение проблемы психических состояний личности, в том числе педагогов дошкольного образовательного учреждения, она остается недостаточно разработанной проблемой. Так, даже при определении понятия, выявлении его сущности в разных источниках разными авторами используются различные базовые категории. Психолого-педагогические основы личности педагогов  дошкольного образовательного учреждения раскрываются в исследованиях В. И. Загвязинский, А. И. Кочетов, Н. В. Кузьмина, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др. В частности в системе личностных качеств и свойств педагогов дошкольного образовательного учреждения исследовали А. А. Бодалев,                             Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев и др. рассматривают и психические состояния (усталость, апатию, стресс, тревожность, депрессию), что позволяет говорить о наличии внимания к психическим состояниям личности у педагога дошкольного образовательного учреждения в его профессиональной деятельности и необходимости их педагогической коррекции.

Психическое состояние – это форма саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности – как единства его духовной, психической и телесной организации.

Весьма существенно для психического состояния то, что оно, как сказано в определении, на некоторое время характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типические черты

Как отмечает А. Г. Маклаков [], вне психических процессов нет, и не может быть, никаких психических состояний. Как и психические процессы, психические состояния имеют начало и конец, изменяются. Но психическое состояние отличается большей целостностью и устойчивостью. Психический процесс может перейти в психическое состояние, например, процесс восприятия художественной картины может перейти в довольно сложное психическое состояние под впечатлением этой картины.

Кроме того, как указывает В. Н. Мясищев [], психические состояния тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.

Общее заключается в том, что психические состояния и индивидуальные особенности дают индивидуальную и синтетическую характеристику психической деятельности, а не просто характеристику ее отдельных элементов, функций или сторон. Эта связь психических состояний с индивидуальными особенностями личности находит свое отражение в том, что терминология, примененная к психическим состояниям, в значительной мере взята из области характерологии. Так, мы говорим о решительности или нерешительности, об активности или пассивности, о бодрости или подавленности и как о временных состояниях, и как об устойчивых чертах личности.

Всякое психическое состояние является как переживанием, так и деятельностью, имеющей некоторое внешнее выражение. Только следуя принятому в отечественной психологии принципу единства психики и деятельности, можно правильно описать и объяснить психическое состояние. Если свести психическое состояние к переживаниям, то мы не выйдем из круга той субъективности, при которой и переживание может быть понято неправильно.

Психические состояния, как и другие психические явления, можно рассматривать с позиции общего, особенного и единичного. С позиций общего исследуются характеристики, присущие всем состояниям и существующие у всех людей. С позиций особенного изучаются характеристики отдельных определенных состояний безотносительно к индивидуальной специфике их протекания у конкретного человека. С позиций единичного рассматриваются реализации конкретного состояния у данного человека.

Психические состояния человека могут быть классифицированы по возрастному принципу, по характеризующей их ведущей деятельности, по видам труда, в которых эти состояния возникают, по принципу значимости и наибольшей выраженности в них существенных личностных свойств человека. Психические состояния различаются по степени их напряженности, по их силе, по причинам, их вызывающим.

Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи сем, что их труд, даже в самые стабильные времена, отличаются высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Педагогическая деятельность наполнена различными наряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности эмоциональная нагрузка учителей и воспитателей в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми. Условия деятельности приобретают условия напряженной ситуации, когда воспринимаются, понимаются, оцениваются как трудные, сложные и опасные.

Профессия «воспитатель» предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию.

В отдельных случаях негативные психические состояния достигают критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает воспитателя принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный процесс, отнюдь не приводит к успокоению. Наоборот, эмоциональное напряжение повышается и негативно отражается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния, нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д.), что в свою очередь негативно сказывается на эффективности деятельности и на взаимоотношениях с детьми и коллегами. Ведет к ухудшению результатов их деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических познавательных процессов (памяти, внимания, мышления).

Профессия педагога является на сегодняшний день одной из стрессогенных. Возникновение стресса у педагогов связано с высоким эмоциональным напряжением, социальным напряжением (выстраивание индивидуальной модели общения с воспитанником и коллегами, координация общения в коллективе), а также информационными перегрузками в процессе профессиональной деятельности. Можно говорить о возникновении профессионального стресса в деятельности педагогов – состояния напряжения, возникшего в результате действия неблагоприятных факторов профессиональной деятельности и ведущего к снижению эффективности выполняемой деятельности, а также деформации личности и характерологических качеств индивида.

В. З. Коган [] и ее коллегами было проведено психодиагностическое обследование с целью выявления основных черт личности педагога (в том числе и дошкольного образования) и особенностей их психической адаптации. Определились четыре группы:

1. Педагоги с достаточно высоким уровнем психической адаптации. Для них характерны устойчивость к стрессовым воздействиям, рациональный подход к решению проблем, способность не идти на конфликт с окружающими.

2. Педагоги, способные противостоять трудностям, нести все тяготы жизни на своих плечах, активно отстаивать свою позицию. При затруднении в решении проблем они полностью погружаются в общественно-полезную деятельность, но такой «уход», являясь защитным механизмом личности, при длительном действии приводит к физическому и психическому перенапряжению и повышает предрасположенность к заболеваниям.

3. Педагоги с определенной неустойчивостью личностной сферы и склонностью к неврастеническим реакциям. Для них характерны высокая потребность в самореализации, сочетающаяся с высоким самоконтролем и тенденцией к сдерживанию поведенческих реакций, осторожность и осмотрительность, сочетающиеся с раздражительностью. Основная проблема – сдерживание самореализации, сверхконтроль над эмоциями, повышенные нравственные требования к себе и другим. Такие особенности создают условия для усиления эмоциональной напряженности, что усугубляет дезадаптацию, повышает внутреннюю конфликтность и тревожность.

4. Педагоги с ярко выраженным невротическим развитием личности, которое характеризуется психической неустойчивостью, чувствительностью к воздействиям окружающей среды, склонностью к тревожности, боязливости, что обуславливает низкую стрессоустойчивость.

Программа психологической помощи воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия, укрепление психического здоровья педагогов, профилактика синдрома «эмоционального выгорания», обучение осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции.

Профессионально-личностное становление педагога – развернутый во времени процесс, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых имеет особые характеристики тех психофизиологических и социально-психологических особенностей, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности.

Поводом для разработки программы коррекции негативных психических состояний педагогов являются такие напряженные ситуации педагогической деятельности как:

1. Ситуации взаимодействия педагога с детьми на занятии (нарушение дисциплины и правил поведения, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований педагога, «глупые» вопросы);

2. Ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией образовательного учреждения (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, чрезмерный контроль за воспитательно-образовательным процессом, непродуманность нововведений и т. д.);

3. Ситуации взаимодействия педагога с родителями детей (невнимание со стороны родителей к процессу воспитания детей и т. д.).

Список литературы

  1. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство                       / А. С. Белкин. – Челябинск, 2004. – 120 с.
  2. Коган, В. З. Охрана и укрепление здоровья учителя / В. З. Коган,            Н. К. Барсукова, В. А. Полесский // Школа здоровья. − 1997. − №2. − С. 108-113.
  3. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Модэк МПСИ, 2005. – 158 с.
  4. Психические состояния : Хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. – СПб. : Питер, 2001. – 512 с.
  5. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С. Л. Рубинштейн // Психология личности : Сборник статей  / Сост. А. Б. Орлов. – М. : Вопросы психологии, 2003. – С. 19-26.
  6. Сосновикова Ю. Е. Принципы классификации психических состояний         / Ю. Е. Сосновикова // Психические состояния. – СПб. : Питер, 2000. – С. 184-189.

КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Владимирова Т.

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №159» г.Чебоксары

Научный руководитель:

доцент, к. пед. н. Велиева С. В.

Современная образование предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. Во многом профессиональный и личностный потенциалы, успешность труда педагога могут быть раскрыты через его психические состояния и их динамику.

Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.         Среди актуальных проблем современной педагогики проблема психических состояний человека занимает значительное место. В то же время, несмотря на интенсивное изучение проблемы психических состояний личности, в том числе педагогов дошкольного образовательного учреждения, она остается недостаточно разработанной проблемой.                        Проблема психических состояний, поставленная и выделенная из контекста общепсихологических проблем Н. Д. Левитовым, до настоящего времени является слабо разработанной областью психологии, и особенно недостаточно она исследована в педагогической психологии. Так,                  Н. Д. Левитовым [3] обнаружена закономерность, имеющая важное значение для воспитательного процесса, - формирование новых черт характера в большинстве случаев осуществляется через переходный этап психических состояний, повторение состояний приводит к закреплению черты характера. Психические состояния, переживаемые педагогом, отражаются на детях, которые склонны к подражанию. К. К. Платонов и           Г. Г. Голубев [7] выделяют дидактогенные психические состояния детей, связанные с неадекватным поведением и действиями педагога и предлагают алгоритм управления настроением детей, намечают пути устранения отрицательных психических состояний.

Интересна работа, проведенная И. В. Страховым [10], который изучал психические состояния педагогов и их влияние на формирование педагогического такта. Он описал шесть видов устойчивых психических состояний. К ним относятся: 1) состояние педагогически неоправданной и слабо контролируемой эмоциональной возбудимости; 2) чередование противоположных по качеству психических состояний, сочетание эмоциональной возбудимости и спокойной формы реагирования; 3) состояние эмоциональной оживленности и непосредственности поведения:  4) ровное, спокойное психическое состояние при умеренной или слабой выразительности в форме обращения; 5) психическое состояние деловой сосредоточенности с преобладанием подчеркнутой требовательности к учащимся и рассудочности в форме обращения с ними; 6) психическое состояние ярко выраженной увлеченности содержанием работы с детьми и самим педагогическим процессом. Каждое из таких состояний придает определенную эмоциональность форме обращения педагога с детьми. Они могут сочетаться с другими, например, состоянием деловой сосредоточенности и увлеченности педагогическим трудом. На этой основе возникают состояния с более сложным психологическим содержанием.

Таким образом, приведенные выше работы показывают, что в педагогическом процессе психические состояния занимают важное место, определяя во многих случаях его успешность. Между тем, педагогическая коррекция психических состояний личности у педагогов дошкольного образовательного учреждения в его деятельности до настоящего времени не получила в педагогических исследованиях достаточно полного освещения.              Целью работы являлось выявление путей коррекции психических состояний у педагогов дошкольного образовательного учреждения.        Однако практическая разработанность методов и форм коррекция психических состояний личности у педагогов дошкольного образовательного учреждения недостаточна, что и определяет актуальность темы исследований данной работы.                                                                                        Нами были поставлены следующие задачи:                                проанализировать основные направления исследования проблемы психических состояний в зарубежной и отечественной литературе;

- охарактеризовать пути педагогической коррекции негативных психических состояний у педагогов дошкольного образовательного учреждения;

- обосновать необходимость коррекции психических состояний в ходе профессионально-личностного становления у педагогов дошкольного образовательного учреждения;

- провести коррекционно-педагогическую деятельность, направленную на уменьшение количества негативных психических состояний у педагогов дошкольного образовательного учреждения и выявить ее эффективность.

Мы предположили, что процесс педагогической коррекции негативных психических состояний у педагогов дошкольного образовательного учреждения станет более эффективным, если будет:

- обоснована необходимость педагогической коррекции психических состояний у педагогов дошкольного образовательного учреждения;

- применен комплекс определенных форм, методов и приемов, позволяющих осуществить коррекционно-педагогическую деятельность;

- проведена коррекционно-педагогическая деятельность, направленная на уменьшение количества негативных психических состояний у педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Исследование проводилось в три этапа: 1 этап – констатирующий эксперимент; 2 этап – формирующий эксперимент; 3 этап – контрольный эксперимент.

Для того чтобы выявить уровень и особенности психических состояний у педагогов дошкольного образовательного учреждения нами был проведен констатирующий эксперимент с применением 3 методик:

В эксперименте участвовало 20 воспитателей.

Для реализации цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- «Шкала профессионального стресса» Д. Фонтана,

- диагностика «Уровень эмоционального выгорания» В. В. Бойко,

- «Оценка психической активности, интереса, эмоционального тонуса, напряжения, комфортности» Н. А. Курганского.

Для определения уровня профессионального стресса нами была выбрана методика Д. Фонтана «Шкала профессионального стресса».

Задачи: определить суммарный показатель уровня профессионального стресса; проанализировать степень нежелательного воздействия стресса на индивида.

Опираясь на шкалу профессионального стресса Д. Фонтана, мы распределили полученные нами результаты исследования на три уровня профессионального стресса:

низкий уровень - 11 человека (55%)

умеренный уровень - 7 человек (35%)

высокий уровень - 2 человека (10%),

В ряде характеристик присущих испытуемым были отмечены: невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня, слезливость, неспособность расслабится по вечерам, нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый опыт, очень сильное раздражение по поводу мелких событий, недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным делам и т. д.

Далее в экспериментальном исследовании мы использовали методику «Уровень эмоционального выгорания» В. В. Бойко.

Анализируя полученные результаты по методике В. В. Бойко, мы определили уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания у испытуемых.

Количественный анализ позволил получить три уровня синдрома эмоционального выгорания:

не сложившийся синдром – 1 чел. (5%)

складывающийся синдром - 12 чел. (60%)

сложившийся синдром - 7 чел. (35%)

Таким образом, большинство испытуемых имеют синдром эмоционального выгорания на фазе формирования.

Применение методики «Оценка психической активности, интереса, эмоционального тонуса, напряжения, комфортности»                                    Н. А. Курганского позволил оценить уровень психических состояний, т. е. уровень психического функционирования в момент проведения исследования и соответственно определить показатели психической активности, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.

У большинства педагогов МБДОУ низкая степень выраженности психической активации, т. е. высокая степень усталости, вялость и апатия, нежелание работать. При этом отмечается достаточно высокая степень напряженности - состояние тревоги и волнение.

Важно отметить достаточно высокий уровень комфортности, которая поддерживается высоким уровнем интереса и эмоционального тонуса, это свидетельствует о достаточно высоком уровне внимательности и сосредоточенности, мобилизации сил и средств, что в свою очередь также косвенно подчеркивает формирование стадии сопротивления стрессу у педагогов ДОУ, фазы «резистенции».

Проведенное экспериментальное исследование позволило установить следующее:

По данным эксперимента выявлены три уровня стрессоустойчивости педагогов:

низкий уровень - педагоги с определенной неустойчивостью личностной сферы и склонностью к неврастеническим реакциям, характеризующиеся тревожностью, боязливостью, что и обуславливает снижение выносливости к стрессу;

средний уровень - педагоги, реагирующие менее сильно на стресс, способные сдерживать себя, но спокойствие только внешнее;

высокий уровень - педагоги с достаточно высокой адаптацией, характеризующиеся устойчивостью к стрессовым воздействиям, рациональным подходом к решению педагогических проблем, способностью к конструктивному поведению.

Качественный анализ методик показал, что уровень профессионального стресса зависит от стажа педагога МБДОУ: большинство воспитателей имеют высокий уровень профессионального стресса и сформированный синдром эмоционального выгорания.

Выявленные в ходе экспериментальной работы особенности психических состояний у педагогов легли в основу разработанной нами системы коррекционных мероприятий, направленных на коррекцию психических состояний у педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Задачами формирующего этапа являлись: снижение негативных состояний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния; формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний; ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности;

Для решения задачи формирующего эксперимента нами была разработана программа коррекции психических состояний у педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Цикл практических занятий рассчитан на 16-20 часов (9 занятий). Оптимальное число участников 5 человек. Продолжительность занятий 1 час. Условия проведения: комната психологической разгрузки, оборудованная в соответствии с основным требованием – располагать к отдыху, расслаблению. Режим проведения –2 раза в неделю. Цикл занятий рекомендуется проводить 2 раза в год: в осеннее и весеннее время, что обусловлено тем, что коллектив женский, который подвержен сезонным депрессивным состояниям.

Коррекционно-педагогическая деятельность осуществлялась в три этапа: 1) научно-методологическое обоснование коррекционно-педагогической деятельности; 2) выбор и обоснование применения различных форм, методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности по уменьшению количества негативных психических состояний; 3) непосредственное осуществление коррекционно-педагогической деятельности среди социальных работников.

По окончании проведения данных занятий была проведена повторная диагностика, целью которой было увидеть результативность данных занятий, проследить динамику. Были получены следующие результаты:

- снижение депрессивных состояний на 15%;

- осознание и понимание своих эмоциональных состояний вырос на 25%;

- социальную  фрустрированность испытывают 40% респондентов;

- на 12% уменьшилось число воспитателей, испытывающих стресс на рабочем месте;

- улучшение психологического климата педагогического коллектива.

Поэтому смею предположить, что регулярное выполнение предлагаемых упражнений позволило воспитателю оценить свое психоэмоциональное состояние, скорректировало его, выработало навыки психологического взаимодействия с целью снижения эмоционального и физического напряжения.

Выполненная работа не исчерпывает многоаспектную проблему коррекции негативных психических состояний у педагогов дошкольного образовательного учреждения. Разработанные нами подходы могут служить основанием для дальнейших исследований по проблеме.


Список литературы

  1. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство                       / А. С. Белкин. – Челябинск, 2004. – 120 с.
  2. Коган, В. З. Охрана и укрепление здоровья учителя / В. З. Коган,            Н. К. Барсукова, В. А. Полесский // Школа здоровья. − 1997. − №2. − С. 108-113.
  3. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека  / Н. Д. Левитов. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.al24.ru/pdf_kniga_12413.html
  4. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, – 2001. – 592 с.
  5. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Модэк МПСИ, 2005. – 158 с.
  6. Психические состояния : Хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. – СПб. : Питер, 2001. – 512 с.
  7. Психология / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев – [Электронный ресурс] Режим доступа : http://bookre.org/reader?file=771342
  8. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С. Л. Рубинштейн // Психология личности : Сборник статей  / Сост. А. Б. Орлов. – М. : Вопросы психологии, 2003. – С. 19-26.
  9. Сосновикова Ю. Е. Принципы классификации психических состояний         / Ю. Е. Сосновикова // Психические состояния. – СПб. : Питер, 2000. – С. 184-189.
  10. Страхов И. В. Психология педагогического такта / И. В. Страхов. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://log-in.ru/books/psikhologiya-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...