Статья к семинару - Приобщение детей дошкольного возраста к театральизованной деятельности посредством спектакля - сказки.
статья (младшая группа) на тему

Ситдикова Римма Шайхелмардановна

Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_gazetu.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста  к театральизованной деятельности посредством  спектакля  - сказки.

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир , он тянется  к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом ее в сказках, потешках, стихотворениях. Он открывает для себя мир в разнообразных красках, звуках. В дошкольном возрасте дети знакомятся с разными сказками.

В жизни каждого ребенка, с его самого рождения, присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях сказка своей доступностью близка и понятна детям. Поэтому соединение театра и сказки гармонично. 
Дети верят в чудеса и в то, что где – то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба всегда побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она – театр. 

 И приобщение детей к театральизованной деятельности дошкольного возраста связано в основном со спектаклями – сказками.Учитывая интерес детей к этому жанру, доступоность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Идея сказок, их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите простого человека. В сказке ребенок встречается с идеальным образом героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.При отборе сказок для театральных постановок всегда учитывается возрастной адрес спектакля.

Небольшой  жизненный опыт дошкольников вызываету педагогов особое внимание к такой проблеме, как не желание детей принимать участие в  спектакле. Иногда чарезмерная забота об этом вытесняет другие стороны восприятия спектакля детьми а именно: художественную целостность, образность, общщее эмоциональное звучание, изобразительность и т.д. В таком случае формируется определенная узость художественного кругозора, которая мешает эстетическому развитию личности.

Если содержание спектакля не соприкасается с опытом ребенка, оно как бы проходит мимо его сознания, не задевает его.  В этом случае интерес к спектаклю быстро угосает, и ребенок без желания принимает участие в постановке спектакля.

Содержанте спектакля в определенной мере должно опираться на опыт детей, соотносится с их стремлением, интересами и духовными потребностями.

А вот воспитательный эффект спектаклей зависит не только  от принципа отбора, но и от подготовленности детей к участию . Речь идет прежде всего о первоначальном приобщении дошкольников к новому для них виду искусства, обладающему особыми выразительными средствами, специфическими особенностями отражения жизни. После показа детьми  спектакля можно еще раз  с детьми востановить отдельные образы, пытаться осмыслить, что  их  взволновало. Но если перед спектаклем взрослые проведут предварительную подготавительную работу, эффективность показа детьми спектакля значительно улучшится.

Например, помимо специальных упражнений, которые проводятся с детьми по театральной деятельности, необходимо перед каждым занятием и в совместной деятельности проводить артикуляционную гимнастику, раскрепощать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание. Проводить пальчиковую гимнастику, развивать подвижность пальцев, умение двигаться в соответствии со словами. Необходимо создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу и только тогда они смогут проявлять творчество, почувствуют доброжелательное отношение к себе и взрослым. При работе с детьми 3-4 лет мы видим что дети живо интересуются играми с игрушками, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, которые мы им показываем с игрушками, например: Спектакль игрушек, где два игрушечных медвежонка играли в прятки. Все, что требовалось для спектакля (обстановка для комнаты и сами медвежата), было взято из игрового уголка. Дети с интересом смотрели представление, радовались, что их игрушки вдруг ожили. «Вы и сами можете показать такое представление,— обращаемся мы к детям. - Надо только пофантазировать, что будут делать любимые игрушки, если вдруг они окажутся в лесу или в другом месте, как они могут разговаривать и о чем. Все это мы  придумываем сами». Через несколько дней предлогаем детям придумать игру для своих игрушек. И вот так постепенно можно привить у детей желание принимать участие  в показе несложных спектаклях – сказках, предлагая им настольные театры игрушек, настольный театр игрушек,  на фланелеграфе, пальчикового  театра, такие как: «Колобок»; «Теремок»; «Три поросенка» и т.д.    Вначале мы самостоятельно показываем сказку, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных показах сказки активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуем его буквального воспроизведения. Если необходимо,  можно непринужденно поправь ребенка и, не задерживаясь, поощрять желание детей показывать дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощрять точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.

Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

                                                   Литература.

1Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников» Москва «Просвещение, 1991год. 
2. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009 год.

3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год .

4. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.

5. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

Статья на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни: технологии, методы, условия."

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни имеет две стороны. Во-первых, в ДОО необходимо создать условия максимального выполнения для детей требований здорового образа жизни &nda...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ДЕКОРОТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ХОХЛОМА

Золотая Хохлома Вы не знаете, ребята,Отчего и почемуОчень часто называютЗолотою Хохлому?Разве золотом покрытыВ ней деревья и дома,Может всюду там сияютЗолотые купола?Деревянная, резная,Расписная ...

Статья на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»...