Использование проблемных ситуаций в ознакомлении дошкольников с родным краем.
статья (старшая группа) по теме

Вагнер Елена Владимировна

Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет детям радость самостоятельного поиска и обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Наш опыт показал, что использование проблемных ситуаций применимы практически во всех видах деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проблемных ситуаций в ознакомлении дошкольников

с родным краем.

Вагнер Елена Владимировна,

воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад № 312

комбинированного вида»

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением, поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться".

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. В 60-70-е годы педагоги и психологи (Дж. Брунер, В. Оконь, в нашей стране М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M.Матюшкин, А.В. Брушлинский) стали разрабатывать направление в методике обучения, получившее название проблемного.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством взрослого проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал воспитанники усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснения педагога, и репродуктивная деятельность взрослого, и постановка задач, и выполнение детьми упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения.

Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет детям радость самостоятельного поиска иобеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у ребят необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития детей, развития способности к самообучению, самообразованию.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить детей идти путем самостоятельных находок и открытий.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения (исследовательский метод).

         В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Использование проблемных ситуаций положительно влияет на активное отношение воспитанников к обучению, формирует познавательный интерес, стимулирует общее интеллектуальное развитие дошкольников. Проблемные ситуации очень эффективны и детям нравятся. Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.

К недостаткам можно отнести то, что использование проблемных ситуаций отнимает много времени. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому занятию надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Проблемное обучение часто выходит за пределы одного занятия, дела, деятельности.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку, например, награждение орденами и медалями. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем занятии». Качественные оценки такого рода получают дети с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных занятиях, когда похвалу заслуживают, как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью. Складывается ситуация успеха практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

У малышей проблема обозначается проще: «Сколько матрешек сидит за столом?», «А сколько яблок на тарелке?» «Хватит ли всем?», идет «угощение» матрешек – это поиск проблемы. И воспитатель подводит итог: «Вот как хорошо, всех угостила Катя яблоками». Или еще пример: на доске плоскостное изображение автобуса, в окнах звери: кошка, зайчик, медведь. Вот спешит волк: «Хватит ли ему места?» Проблема в этом, и дети сами решают ее, посадив волка в «автобус». Итог подводит воспитатель: «Вот какие хорошие звери, подождали волка, и все вместе поехали на автобусе».

В дошкольном возрасте целесообразно использовать игровые приёмы и развивающие игры. Яркое, красочное оформление игр привлекает ребёнка, невольно включая его в действие. Непосредственная образовательная деятельность  должна быть построена так, чтобы ребёнок не только слушал педагога, но и сам являлся бы участником процесса развития, постоянно упражнялся в выполнении игровых заданий.С детьми широко используется серия игр, построенных по принципу «Четвёртый липший». Особенностью данной серии является то, что в отличие от типичных игр, не один, а два или несколько, или каждый из предметов указанного ряда могут быть лишними с точки зрения другого ребёнка по какому-либо обоснованию. Это не только развивает мышление ребёнка, его познавательный интерес, но и развивает способность к общению, умение прислушиваться к мнению другого человека.

Проблемно-поисковый метод в старшем возрасте предполагает более сложные вопросы: «Как это сделать?», «Что узнаю?», «Какую фигуру получу?»,  «Что сделано?», « Как сделать по-другому?», «Что будет, если …».

Примеры проблемных ситуаций.

"Чудный лесник".

В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?

"Жители города Кисельска".

С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо - кисель. И его оказалось так много, что в городе началось "кисельное" наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.

Широко используются математические игры: «Логические кубики», «Кубики и цвет», игры-головоломки «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Танграм», «Тетрис», игры со счетными палочками и многие другие. Один из элементов технологии развивающего обучения в старшем дошкольном возрасте заключается в умении педагога организовать, построить и поддержать дискуссию, которая учит детей мыслить, аргументировано приводить доводы.

В качестве подведения итогов задания, результатов его выполнения, можно использовать взаимопроверки, которые очень нравятся детям. Однако, важно не только научить детей обнаруживать затруднения, но и научиться выяснять причину затруднений, которые, как правило, оказывается новой учебной задачей. Дети не должны чувствовать, что деятельность идет по заранее запланированному сюжету, что воспитатель умело ведет их, активно работая рядом. Важно при построении занятия предусмотреть непременное участие в работе каждого ребенка.Очень важно в процессе реализации развивающего обучения научить детей взаимодействовать, договариваться, разрешать конфликтные ситуации.

Наш опыт показал, что использование проблемных ситуаций применимы практически во всех видах деятельности дошкольников, при условии, что дети должны приобрести ключевые, основополагающие знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем

Во всех этих волшебных историях, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествует правда...

Перспективное тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным краем

Перспективное тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным краем составлено в помощь педагогам, с учетом усложнения материала в соответствии с возрастом детей. Работа планируется со...

Консультация по ознакомлению дошкольников с родным краем

Консультация составлена на основе теоретического и практического материалов. Предназначена для проведения старшим воспитателем, заместителем заведующего по методической работе с воспитателями ДОУ. В м...

Консультация для воспитателй: «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем.»

Материал содержит рекомендации по использованию сказки при ознакомлении с родным краем и  воспитании патриотизма у  детей дошкольного возраста.....

Консультация для педагогов. Задачи ознакомления дошкольников с родным краем.

Ознакомление дошкольников с родным краем включает целый комплекс задач:-воспитание у ребенка любви к малой Родине;-формирование бережного отношения к природе и всему живому;- знакомство детей с символ...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

"Использование электронных образовательных ресурсов при ознакомлении дошкольников с родным краем"

В материале предлагаются электорнные ресурсы и сайты, которые можно использовать на занятиях, уроках при ознакомлении с историей и культурой родного края....