Мастер-класс для воспитателей "Экспериментирование как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста".
консультация по теме

Вагнер Елена Владимировна

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства молодых специалистов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проведению экспериментирования как средства познавательного развития и развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vagner_master-klass.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для молодых специалистов «Познавательно-речевое развитие»

Экспериментирование как средство развития речи детей

старшего дошкольного возраста.

Вагнер Елена Владимировна,

воспитатель БДОУ г. Омска

«Детский сад № 312

комбинированного вида»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства молодых специалистов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проведению экспериментирования как средства познавательного развития и развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место.

- развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.

- воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование: на каждого ребенка образцы полезных ископаемых (мрамор, соль, мел, уголь, песок, глина),  подносы, салфетки, молоточки, прозрачные емкости со вставленными в них воронками с песком и глиной, цветной картон, стаканчики прозрачные, ложки, фланелеграф, набор картинок (король, остров, дом, туча, корабль), спички, уголек на металлическом подносе, мячик, свиток.

Раздаточный материал: памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»; конспекты непосредственно-образовательных деятельностей «Путешествие утенка» и «Ветер-ветерок».

I. Вступительная часть

Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) играют вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения. Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов по темам доступным его пониманию.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».

Существуют различные подходы в определении понятий “детское экспериментирование”. “Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности с другой” - . Н.Н. Поддьяков. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей группы. Работу с детьми старшего дошкольного возраста по данной теме реализуем через образовательную программу ДОУ, разработанную на основе комплексной программы «Детство» под редакцией Логиновой В.И., Бабаевой Т.И., а именно через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

 

Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников:

развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Вся дальнейшая работа была направлена на реализацию следующих задач:

1. Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

2. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы.

3. Развивать речь.

4. Развивать инициативу, коммуникативность, самостоятельность, элементарный самоконтроль.

 Реализация поставленных задач возможна только при условии тесного взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников. Для того, чтобы процесс организации экспериментов в группе стал доступным, изучили соответствующую литературу, требования программы, федеральные государственные требования к организации предметно-пространственной среды для экспериментирования в старшем дошкольном возрасте. Совместно с педагогом-психологом по результатам диагностики были определены индивидуальные особенности детей, которые необходимо учитывать при организации опытно-экспериментальной деятельности. Опытно-экспериментальная деятельность была распределена по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек. Для реализации всего объема работы в группе создали предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми детьми группы. При оборудовании «Уголка экспериментирования» в группе учитывали следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность, доступность расположения.

Основным оборудованием являются: лупы, увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема из различных материалов, природный материал, бросовый материал, технические материалы (винты, гайки, болтики), разные виды бумаги, красители, медицинские материалы. Для организации самостоятельной детской деятельности разработали карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработали условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в «Уголке экспериментирования»  меняем в соответствии с планом работы по данной теме.

Взрослые обеспечивают не только оборудование для исследования, но и создают проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, свойств, явлений.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформировали так — ребенок совместно с взрослым выделяет и ставит проблему, которую хочет решить, предлагает различные варианты ее решения, проверяет эти возможные решения, делает выводы, оформляет отчет или дневник наблюдений. Когда данный алгоритм был отработан, детям предлагалось самостоятельно выбрать проблему, способ её решения. На данном этапе особое внимание уделялось индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

Структура проведения непосредственно-образовательной деятельности:

  • Постановка, формулирование проблемы;
  • Выдвижение предложений (гипотез), отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • Проверка гипотез;
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба. Поэтому мы используем в работе все существующие разновидности экспериментов:

- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное);

- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка).

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев, В лаборатории у нас «живет» Буратино, от имени которого предлагаются задания. Нашим воспитанникам интересны самые разнообразные опыты с веществами, предметами. Например, при ответе на вопрос: «Как обнаружили воздух?» провели опыты «Пузырьки на поверхности воды», «Подуй на ладошку» (эксперимент по обнаружению воздуха в легких), «Поймай воздух» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас) и другие.

Дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают тему исследования, подбирают методы исследования, собирают материал. Этот интерес обусловлен тем, что простые исследования помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности. Дети учатся самостоятельно разрабатывать гипотезы, стремятся к получению знаний опытным путем. При сборе сведений на определенную тему дети расспрашивают своих родителей, педагогов об интересующем их вопросе, тем самым обмениваются знаниями и опытом. Также обращаются к художественной и энциклопедической литературе как источнику информации, просят прочитать взрослых или читают сами. Тем самым у детей развивается диалогическая, монологическая речь, речь-рассуждение.

Практика работы с детьми показала, что для организации детского экспериментирования необходимо использовать какое – либо придуманное или реальное событие, вызывающее интерес детей и позволяющее ставить вопрос для исследования. Это может быть придуманное педагогом приключение объектов исследования, сезонное природное явление, либо праздник. Содержание непосредственной деятельности должно быть насыщенным и доступным. Простой или слишком сложный материал не будет вызывать интереса, поскольку не создает радости интеллектуальной победы. Отдельные опыты должны быть взаимообусловленными, плавно перетекающими из одного в другой. Это обеспечит дополнение, уточнение и закрепление получаемых знаний. Обслуживая познавательный процесс в ходе экспериментирования, речь становится востребованной и активной. На этом фоне легче исправляются недостатки речи, пополняется активный словарь, в разговорную практику вводятся созданные стереотипы.

Хочется отметить, что особую ценность для детских исследований и экспериментирования, имеют никому не нужные предметы. Это обычно — лоскутки тканей, бумага разной фактуры и цвета, опавшие листья, камешки, пряжа, пуговицы и другие «ценные» предметы. Такие предметы на самом деле обычно служат источником новых замыслов и одновременно материалом для проведения исследований. Так, изучая рельефы засушенного листика, окунув его в краску, дошкольник открывает для себя, какие необыкновенные отпечатки он оставляет на листе. И если потрудиться, можно изобразить великолепный пейзаж или узор. А с помощью природного материала (крупы, семена, плоды, ягоды и т. д.), выкладывая его в свободном порядке на пластилиновой форме, можно великолепно декорировать поднос, стаканы, создавать рисунки.

Исследовательскую деятельность дошкольников обязательно интегрируем с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, что позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Еще одним центром, где ребенок чувствует себя исследователем, является «Мастерская маленького художника», который насыщен у нас многообразием современного художественного материала и оборудования. Это всевозможные цветные карандаши и фломастеры, акварель и гуашь, цветные мелки, пастель и уголь, а также восковые свечи, разнообразные печатки, ватные палочки, разные виды бумаги, ткани, другие всевозможные инструменты для исследования свойств художественных материалов. Доступность и свобода выбора здесь дают возможность каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизведанное. Мы, взрослые, думаем, что получив новый материал, ребенок просто рисует. А он сначала экспериментирует. Мы видим, как ребенок восторженными глазами следит за движениями краски — как и куда она потечет, замечая, что двух абсолютно одинаковых клякс не бывает, крутит лист бумаги, пытаясь разглядеть знакомые образы — на что же больше похожа эта клякса. Наблюдая за детьми, можно сказать, что самые интересные для них эксперименты — это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью очень важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее результат эксперимента будет отображен на бумаге. Все проводимые опыты дети старались зарисовать и поместить схемы в уголке, для того, чтобы остальные дети могли провести данный эксперимент. Работа над развитием технических навыков в изображении схематических моделей часто проводиться в изо деятельности: рисование изогнутых линий, приемы штриховки, графические наброски.

Задачи, которые решаются во время экспериментирования, важны, но решение речевых задач является первостепенным. Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментирования. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. В процессе знакомства со свойствами предметов и явлений развивается словарь. Дошкольники знакомятся с родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. В ходе эксперимента дети учатся подбирать от исходного слова образование новых слов (снег – снежинка – снеговик). Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами: «Как это сделать?»,  «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…», что способствует развитию мыслительных умозаключений, в  речи – доказательстве отстаивать свою точку зрения.

Таким образом, использование экспериментирования в процессе развития речи у дошкольников развивает операции сравнения, установление сходства и различия, способствует усвоению детьми новых знаний, вырабатывает умение коротко и логично задавать и отвечать на поставленные вопросы, слушать других участников экспериментирования. И только в случае учета всех моментов, соблюдения в процессе экспериментирования индивидуального подхода к детям с различными способностями, перспективы дальнейшего развития, в том числе и речевого, будут иметь положительную динамику.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. Прежде всего, родители помогли в оборудовании центров в группе. В индивидуальных беседах, консультациях «Мои первые открытия», «Опыты на кухне», на родительских собраниях «Научные забавы в семье», «Маленькие исследователи», через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. На родительском собрании «Играя, познаем мир» были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). Для родителей были выпущены буклеты, которые они могут взять домой: «Ребенок — маленький исследователь», «Ставим опыты дома», «Игротека маленького исследователя»; были проведены консультации «Как помочь маленькому “почемучке”», «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»; оформлена фотовыставка «Юные исследователи».

Мы не боимся экспериментировать и придумывать интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у старших дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы.

Таким образом, результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: 

- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.).

II. Практическая деятельность.

«Полезные ископаемые»

Задачи:

1. Познакомить детей с полезными ископаемыми (мрамор, соль, мел, уголь, песок, глина), показать их применение в жизни человека. Познакомить со свойствами этих полезных ископаемых.

2. Активизировать словарь: мрамор, соль, мел, уголь, песок, глина. Учить использовать прилагательные при описании предметов, слова-антонимы.

3. Вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности.

Материалы: на каждого ребенка образцы полезных ископаемых (мрамор, соль, мел, уголь, песок, глина),  подносы, тряпочки, молоточки, прозрачные емкости со вставленными в них воронками с песком и глиной, цветной картон, стаканчики прозрачные, ложки, фланелеграф, набор картинок (король, остров, дом, туча, корабль), спички, уголек на металлическом подносе, мячик, свиток.

Ребята, сейчас я расскажу вам сказку. В одной стране жил-был король (на фланелеграфе появляется фигурка короля). Все его любили, заботились о нем. Он ни в чем не знал нужды. И самому ему ничего не приходилось делать. Но однажды с ним приключилась невероятная история… Он оказался на необитаемом острове (на фланелеграфе появляется остров). Он был совсем один. Не было ни слуг, которые позаботились бы о нем, ни крыши над головой, чтобы укрыться от непогоды. Король был в отчаянии: «Что же я буду делать? Как буду жить?».

Ребята, хотели бы вы помочь королю? (да) Мы с вами оказались на острове, и готовы помочь королю. Чем вы можете ему помочь? Какой совет вы ему дадите? (ответы детей).

И вдруг он услышал легкий шепот, словно дуновение ветерка: «Приложи немного старания, и у тебя все будет. Ведь остров сказочно богат, богат полезными ископаемыми». Король задумался: «Что  такое полезные ископаемые?» Ребята, так что же такое полезные ископаемые? (ответы детей). Да, полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин Земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. А какие полезные ископаемые вы знаете? (гранит, уголь, мел, соль, глина, песок, нефть, газ, торф и другие).

Посмотрите, у вас на подносах есть некоторые образцы полезных ископаемых (на столах у детей подносы с образцами). Отгадайте загадку:

С виду неприглядный камень, 
Он в земле лежит пластами.
Он имеет чёрный цвет, 
Всем даёт тепло и свет (уголь)

Давайте рассмотрим уголь и определим его свойства: цвет какой? (черный), запах какой? (без запаха), потрогайте уголь, уголь какой? (твердый, можно испачкаться), заверните уголек в салфетку и постучите по нему молоточком, уголь раскрошился, значит, уголь какой? (хрупкий).

Я хочу вас познакомить с еще одним свойством угля (воспитатель поджигает у себя уголь, появляется пламя). Уголь дает огонь. Воспитатель тушит пламя и подносит руку над углем, затем дает возможность детям поднести свои руки и почувствовать исходящее тепло. Что вы почувствовали? (тепло). Уголь, сгорая, дает тепло.

Ребята, для чего в современное время человек использует уголь в своем жизни? (для изготовления лекарств, удобрений, краски, стекла, горючего, для плавки металлов). Итак, уголь – черный, твердый, маркий, хрупкий.

Как король на необитаемом острове может использовать уголь? (он нашел уголь, и в его доме стало всегда светло и тепло).

Сейчас мы с вами рассмотрим глину и песок и сравним их. Глина и песок – это тоже полезные ископаемые. Посмотрите, ребята, песок состоит из полупрозрачных крупинок, когда сухой, то рассыпается; глина - состоит из мелких частичек, во влажном состоянии не рассыпается, пластична. Давайте выясним, как эти вещества пропускают воду. Наливаю в воронки воду (дети наблюдают). Как просачивается вода? В емкость через песок вода быстро просачивается. В емкость, где воронка с глиной – медленно, на поверхности глины долго остается вода. Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.

Итак, ребята: песок - хорошо пропускает воду, рассыпается, состоит из полупрозрачных крупинок; глина - состоит из мелких частичек, во влажном состоянии не рассыпается, пластична, плохо пропускает воду.

Как вы думаете, как используется песок? (для игр, строительства) А где можно использовать глину? (для изготовления игрушек, посуды, кирпичей) Король сделал себе посуду.

Вдруг пошел сильный дождь (картинка). Как поддержать, сберечь, защитить огонь? (ответы детей) Из чего можно построить убежище, дом? (нужен прочный, крепкий материал) Затем дети рассматривают мрамор. Дети определяют свойства мрамора: окраска неоднородная, твердый, прочный. Как используется мрамор человеком? (изготавливают облицовочные плитки для отделки зданий, памятники и т. д.)

Физминутка «СТРОИМ ДОМ»

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим,

Крышу кроем.

Дети выполняют прыжки на месте.

Встают на носочки и тянутся руками вверх.

Показать руками окно,

крышу - сомкнуть руки над головой

Король обнаружил на острове мрамор, и построил себе прочный дом, скрепляя камни строительным раствором из песка и глины (на фланелеграфе появляется дом, с выбеленными стенами, с горящим очагом, глиняной посудой). В нем он мог укрыться от проливного дождя и диких зверей.

Однажды, гуляя по острову, король нашел белые кусочки. Давайте посмотрим, что же он нашел? Дети рассматривают мел, называют свойства мела (белый, твердый, хрупкий). Закрашивают кусок цветного картона, и убеждаются в том, что с помощью мела можно закрасить темную поверхность. Приведите примеры использования мела (для записи на школьной доске, побелки стен).

Король нашел мел, и выбелил стены дома. Стало светло и уютно.

Через некоторое время король нашел непонятные кристаллы. Ребята, король нашел соль. Дети определяют свойства соли: кристаллы соли прозрачные, твердые. Затем проводится эксперимент с солью, который позволяет сделать вывод, что соль растворяется в воде. Попробуйте воду в своих стаканчиках, какого вкуса она? (без вкуса). Теперь возьмите ложечкой соль, насыпьте ее в стаканчик с водой, размешайте и попробуйте опять на вкус. Какого вкуса стала вода? (соленая) Что произошло? (соль растворилась в воде) Значит, зачем нужна соль? (Придает вкус еде). А если бы соль не растворялась, была бы еда соленой? (Нет, соль осела бы на дно, и не придала бы вкус еде).

Король нашел соль, и пища его стала вкуснее.

Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я говорю слово-определение, кидаю мячик. Мячик надо поймать и ответить словом, значение которого наоборот. Итак: уголь хрупкий, а мрамор …прочный; соль белая, а уголь…черный; уголь твердый, а глина … мягкая; глина плохо пропускает воду, а песок… хорошо.

Сейчас возвращаемся в свой детский сад, а король остается на необитаемом острове. Ребята, как вы думаете, теперь король сможет выжить на острове? А чем мы ему помогли?

Король прожил несколько лет на острове. И в одно прекрасное солнечное утро на горизонте появился корабль (на фланелеграфе появляется корабль). Король вернулся домой. Эта невероятная история благополучно завершилась. Но король никогда не забывал о том, что ему помогло выжить, и он издал указ (воспитатель разворачивает свиток): «Дети мои, любите и берегите Землю-матушку. И она ответит вам щедростью и заботой о вас!».

III. Заключительная часть.

 В настоящее время мы продолжаем работу с детьми по экспериментированию, пополняем материалы «Уголка экспериментирования», дополняем необходимые схемы. Ставим перед собой цель подготовить детей к школе, способных к творческому решению проблем, задач, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. Наши воспитанники - это активные деятели. Думаем, что это поможет им на пороге школьного обучения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс с родителями: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста.»

Задачи:1.     помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;2.     создать доверительную атмосферу в группе родителей;3.     оказ...

Мастер класс для педагогов: "Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобраовательная школа № 6" дошкольне группы  Мастер - класс для педагогов в дошкольном образовательном учреждениин...

Мастер-класс для педагогов: « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста».

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в по...

Мастер- класс "Создание мультимедийных дидактических игр по развитию речи детей дошкольного возраста"

С помощью пособия  педагоги смогут познакомиться с правилами оформления электронных игр, с  процессом использования эффектов анимации  и  триггеров в программе PowerPoint....

Сценарий мастер-класса Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Сценарий мастер -класса для педагогов дошкольного учреждения по использованию приёмов мнемотехники для развития речи....

Мастер-класс для педагогов «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Фольклор - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подр...

Мастер-класс: "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Мастер-класс "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста" способствовует овладению педагогами техникой рисования и развивающих игр с песком, а также развитию интере...