Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы По теме: Путешествие в волшебную страну превращений.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Бузмакова Елена Валерьевна

Занятие по познавательно- исследовательской деятельности с экспериментами с водой, камнем, огнем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта 33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

По теме: Путешествие в волшебную страну превращений.

Дата проведения: октябрь

Место проведения: группа

Количество детей: вся группа

Подготовила воспитатель:

Бузмакова Елена Валерьевна

г. Иркутск

Цель: Создать условия для развития эмоциональной и познавательной сферы с помощью опытно - экспериментальной деятельности.

Программные задачи:

Образовательные:

Совершенствовать умение и желание детей быть преобразователями неживой природы, участниками чудесных    превращений и фокусов;

Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;

Систематизировать знания и естественно-научные представления об окружающем мире;

Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;

Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: огню, воде, камню;

Активизация словаря: свеча, пламя, волшебство, фокус.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов и экспериментов;

Развивать диалогическую форму речи;

Развивать слуховое восприятие;

Развивать связную, доказательную речь;

Продолжать развивать проективное мышление, воображение, творческую инициативу, индивидуальность;

Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас;

Воспитательные:

Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: огню, воде, камню;

Воспитывать умение видеть в обычных бытовых явлениях, предметах – необычное, волшебное;

Воспитывать активное произвольное внимание, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание;

Воспитывать удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;

Воспитывать внимательное, позитивное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

Предварительная работа с детьми: 

Чтение художественных произведений: отрывки из сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», Н. Носова «Приключения Незнайки», познавательные рассказы.

Наблюдение за водой в разных состояниях (лед, снег, вода).

Беседы об этих объектах природы.

Изготовление элементов костюмов для волшебника и его помощников (колпачки), элементарные опыты с водой. Просмотр мультфильмов: «Фиксики», «Новаторы».

Разучивание считалки «Камень, ножницы, бумага», стихотворения Н.Рыжовой «Волшебная вода»;

Поделки из природного материала.

Материалы и оборудование: мультимедийный экран, колпачки, стаканы по количеству детей (с водой и пустой); монеты, камешки, свеча, куски плотной бумаги, тарелка, кисточка для рисования, йод, стакан с водой, лимон.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Образовательные технологии: технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативная.

Подготовка к занятию: проветривание группы, организация рабочей зоны для экспериментирования для подгруппы детей.

Этапы последователь-ности деятельности

Содержание деятельности

Действия деятельности педагога

Действия деятельности детей

Планируемый результат

Мотивационно-организованный

Звучит песня «Гимн Незнайки»

Раздается стук в дверь и появляется Незнайка с письмом в руке. Вид у него растерянный и печальный.

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка!

Незнайка: Ой, здравствуйте, друзья. Что же теперь делать?

Простите меня, пожалуйста.

Воспитатель: Незнайка, что случилось, чем ты так опечален?

Незнайка: Да я вам письмо от Винтика и Шпунтика принес, только почему-то в нем пусто…

Воспитатель: Постой-ка, а ты откуда знаешь, что в письме ничего нет?

Незнайка: Простите, мне было так интересно, что вам написали Винтик и Шпунтик, я не удержался…

Воспитатель: Ребята, а разве можно читать чужие письма?

Воспитатель: Хорошо, Незнайка, раз тебе так интересно, то мы тебе поможем, да, ребята?

Воспитатель задает вопросы детям: Ребята, как же нам прочитать письмо? Вам не кажется, что письмо- волшебное, может оно зашифровано или заколдовано?

Создает положительный настрой, вызывает интерес.

Побуждает детей рассуждать, думать, представлять.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Незнайке?  (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте я вам помогу.

Сейчас мы немножко поколдуем, а для того, чтобы волшебство получилось, нам нужно сказать волшебные слова: «Бамбара, чуфара, (пальцы растопырены, соприкасаются подушки пальцев), лорики, ерики,

(трем ладошки друг об друга)

 пикапу, трикапу

 (стучим ладошками по коленкам), скорики, морики

(«замок, пальцы, скрещены, поднимаются и опускаются)!

 Буквы исчезнувшие, явитесь передо мной! («плетень», разрываем плетень).

Воспитатель: Чтобы волшебство свершилось, я вам предлагаю подуть на письмо (звуковой сигнал № 1).

(сдувают салфетку, которая прикрывает атрибуты для проведения эксперимента с письмом).

Призывает детей к сотрудничеству, наталкивает на размышления. Наталкивает на мысль о волшебных заклинаниях.

Совместная деятельность

Побуждает детей к совместным коллективным действиям.

Дети охотно и с интересом участвовали в пальчиковой гимнастике.

Дети заинтересовались

  Дети дуют на письмо.

Координировать речь и движения. Развитие мелкой моторики рук, внимания. Развитие артикуляционного аппарата.

Развивать мышление, воображение. 

Воспитывать умение видеть в обычных бытовых явлениях, предметах – необычное, волшебное.

Разработка дыхательного аппарата.

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за предметы появились на столе и как они нам могут помочь? Наверное, это какая-то подсказка от Винтика и Шпунтика. Давайте попробуем применить эти предметы для нашего волшебства.

Эксперимент № 1.

 Письмо от Винтика и Шпунтика промакиваем с помощью кисточки водой, смешанной с небольшим количеством йода. Буквы, (написанные лимонным соком), начинают проявляться.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в письме появляются буквы. Как нам помогли предметы, которые нам отправили Винтик и Шпунтик?

Чем же было написано письмо?

Как нам помогли вода и йод?

А почему лимонный сок проявился от раствора воды и йода?

Как вы думаете, где может пригодиться такой способ передачи информации?

Винтик и Шпунтик, как настоящие разведчики, зашифровали письмо, но мы справились!

Подталкивает детей на размышления, выводы.

Вызывает у детей интерес к опыту и конечному результату эксперимента.

Призывает детей рассуждать, размышлять, делать предположения и выводы.

Дети высказывают свои версии, догадки.

Дети с интересом наблюдают за опытом и результатом проводимого эксперимента.

Дети логически рассуждают, выдвигают предположения, гипотезы.

Развивать мышление, диалоговую речь.

Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности.

Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем, о чем нам пишут Винтик и Шпунтик:

Слайд № 1. Видеописьмо.

«Здравствуйте, ребята, вы разгадали наш первый фокус, поздравляем вас. Как вы знаете, мы очень любим что- нибудь изобретать и хотим поделиться с вами некоторыми фокусами, но для этого нужно немного потрудиться, пройти через испытания, и выполнить наши задания, и стать маленькими волшебниками. Вы согласны? Предлагаем вам пройти эти испытания с помощью волшебного экрана. Винтик и Шпунтик.

Воспитатель: Ребята, вы хотите научиться фокусам Винтика, Шпунтика?

Вызывает интерес к новому, неизвестному.

Призывает к

Дети заинтересованы, внимательно слушают видеообращение.

Развивать внимание, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.

Воспитатель: Звуковой сигнал № 2

Ребята, давайте посмотрим, по- моему, Винтик и Шпунтик нам отправили первое испытание:

Слайд № 2 видеозагадка.

Загадка: Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу! 
(Вода)  (Журчание воды) Звуковой сигнал №3

Дети с интересом отгадывают загадку.

Развитие внимания, логического мышления.

Слайд № 3. Изображение по тексту стихотворения. 

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем стихотворение о воде:

Дети читают стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Первый ребенок: Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

 Второй ребенок: В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,

Третий ребенок: На плите у нас кипит,

Паром в чайнике шипит,

Четвертый ребенок: Растворяет сахар в чае,

Мы её не замечаем

Пятый ребенок: Без нее нам не умыться, не наестся, не напиться.

Воспитатель: Смею я вам доложить, без нее нам не прожить.

Шестой ребенок: Вы в пруду её найдете, и в сыром лесном болоте!

Седьмой ребенок: Путешествует всегда наша спутница вода!

Дети рассказывают стихотворение.

Развивать связную, выразительную речь.

Динамическая пауза с музыкальным сопровождением.

Мы пойдем в волшебный лес,

 (ходьба)

Много в нем всяких чудес.

(развести руки шевеля всеми пальцами рук)

Мышь летучая не спит,

Зорко вдаль она глядит.

(поворот головой в разные стороны)

(уханье)

Звуковой сигнал №4

Воспитатель: Как вы думаете, что бы это значило? Ребята, как вы думаете, о чем хотят нам сказать Винтик и Шпунтик, а какой сигнал они нам подают?

Незнайка: Ребята, я вспомнил, мне Винтик и Шпунтик поручили передать вам вот эти колпачки. 

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что же делать с этими колпачками? Чем они нам могут помочь? Какие-то они необычные, вам не кажется?

Воспитатель: Давайте мы превратимся в маленьких волшебников, а для этого наденем наши волшебные колпачки.

Звуковой сигнал № 5

Побуждает детей на размышления.

Дети активно высказывают свои предположения, догадки, предложения.

Дети надевают колпачки.

Развивать воображение, диалоговую речь, учить отвечать на вопрос полным предложением.

Воспитатель: Еще одно испытание от Винтика и  Шпунтика.  

Слайд № 4

Как сделать так, чтобы воды в стакане стало больше?

Слушайте подсказку-загадку:

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким- в ладошке лежать,

Тяжелый, большой, одному не поднять.

(камень). (Незнайка незаметно ставит на стол поднос предметами эксперимента).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Винтик и Шпунтик отправили нам предметы, как вы думаете, что можно с ними сделать?  Может, волшебные колпачки нам помогут догадаться?

Ребята, а давайте покажем фокус вместе.

Наливаем в два стакана одинаковое количество воды, в один стакан опускаем камень, а в другой стакан- спичку.

 Воспитатель пробуждает интерес детей, заинтересовывает.

Подталкивает детей выдвигать гипотезы.

Воспитатель призывает детей к совместной деятельности.

Дети отгадывают загадку.

Дети проводят эксперимент.

Развитие логического мышления, воображения.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, мы справились с испытанием? Почему спичка не тонет в воде?

Как вы думаете камень тяжелее воды?

Из чего делают спички? 

Какие свойства камня вы знаете?

Ребята, в каком стакане воды стало больше и почему, как вы думаете?

Звуковой сигнал №6. Слайд № 5.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Винтик и Шпунтик прислали нам подарок, как вы думаете, а что в подарке.

 В подарке вопрос: кто достанет из воды монетку, не намочив рук и не выливая воды? Подсказка: поможет волшебный огонь.

 (незаметно ставится поднос для эксперимента).

Посмотрите, у нас появились предметы для нового фокуса. Винтик и Шпунтик хотят отблагодарить вас и попросили меня научить вас и показать самый сложный и интересный фокус. Вы хотите посмотреть?

(Я беру свечу, ставлю ее на тарелку с водой. Накрываю свечу стаканом, вода уходит в него, а я беру сухую монету, не замочив рук).

Ребята, понравился вам подарок от Винтика и Шпунтика?

Как вы думаете, почему вода ушла в стакан? 

(Объяснение) с точки зрения физики: под действием огня воздух нагревается и выходит из-под стакана наружу. Как только свеча гаснет, воздух охлаждается и вдавливается в стакан.

Слайд № 5, звучит песня «Гимн волшебников».

Воспитатель: Ребята, поздравляю вас, мы справились со всеми испытаниями, которые отправили нам Винтик и Шпунтик!  Ребята, вам понравилось фокусы и испытания от Винтика и Шпунтика?  Вы проявили сегодня смекалку! Соблюдали все правила испытаний!  Какие испытания и фокусы вам понравились больше всего? А что нового и интересного вы узнали о воде, камне и спичке? Ребята, а вы хотели бы повторить какие-либо фокусы еще раз? А что вам не понравилось в наших испытаниях? Спасибо вам, друзья!

Воспитатель вызывает интерес, побуждает детей к диалогу, анализу и подведению выводов о проделанной работе.

Воспитатель демонстрирует опыт.

Мотивирует детей на самостоятельное получение знаний и применение их.

Путем сравнения дети делают вывод, что камень опускается на дно стакана, выталкивает воду и ее становится больше. Спичка плавает сверху и воды осталось столько же. Выдвигают гипотезу, что камень тяжелее воды, а спичка легче.

Дети проверяют руки воспитателя, трогают монету.

Дети выражают свои эмоции, впечатления, полученные знания.

Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности.

Развивать внимание.

Закрепление знаний об окружающем мире, развитие памяти, логического мышления, наблюдательности. Умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Вызывать удовольствие от совместной деятельности с детьми. Прививать интерес ко всему новому и интересному.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по познавательному развитию тема «Путешествие в космос»

Тема «Путешествие в космос»          Цель: формировать у детей познавательный интерес к планетам солнечной системы и космическому пространству....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему "Во саду, да в огороде"

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему "Во саду, да в огороде"...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики»

Цель: выявить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по освоению познавательной области. Квест-игра «Волшебное путешествие».

Увлекательное занятие для детей старшего возраста по квест технологии. Целью данного заянтия является- создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование сам...