«Развивающие функции художественной литературы»
статья (подготовительная группа) на тему

Ишкинина Ирина Владимировна

Выступление на методическом объединении воспитателей детских садов по теме " Подготовка дошкольников к школе"

Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель, а затем и учитель, становиться проводником детей в миры, создаваемые книгой.

Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predshkola.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67              комбинированного вида» Советского района г. Казани.

 «Развивающие функции художественной литературы»

Воспитатель  Ишкинина Ирина Владимировна

Сегодня перед различными образовательными организациями, в частности, детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читателя. Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу-это очень интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.

Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель, а затем и учитель, становиться проводником детей в миры, создаваемые книгой.

Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.

 Ведущей целью подготовки ребенка к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью:

  •   любознательности,
  •  инициативности,
  •  самостоятельности
  • произвольности,
  • Творческого самовыражения и других

         Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка

   

Познавательно-речевое развитие

Дошкольное образование

Начальное образование

Дошкольник:

Школьник:

1.Развивается любознательность,

Инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, решении проблемных ситуаций

1. Самостоятельность в игровой деятельности преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности, возникает инициативность в познавательной деятельности

2. Любит наблюдать, экспериментировать

2. Любит наблюдать, экспериментировать

3. Проявляет интерес к познавательной литературе, символам, схемам

3. Проявляет интерес к познавательной литературе, символам, схемам

                             

                                 

4.Умеет следовать образцу, правилу, инструкции

4. Проявляет готовность к совместной с учителем учебной деятельности

5. Имеет общие представления об окружающем мире, о себе, о других людях, развивается наглядно-действенное мышление

5. Развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление

6. Умеет понимать изображения и описывать изображенное

6. Осваивает знаково-символическую деятельность-умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями

7. Совершенствуется и обогащается речь, становясь одним из необходимых условий познания; развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется звуко- и слово- произношение

 

                           

Познавательно речевое развитие

Дошкольное образование

Начальное образование

Воспитатель:

Учитель:

1. Поощряет познавательную активность ребенка; организует образовательную среду, стимулирующую познавательную активность детей

1. Формирует учебно-познавательную активность и интерес к экспериментированию, организует образовательную среду, стимулирующую познавательную активность детей

2. Опирается в работе с детьми на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение

2.Формирует произвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения

3. Уделяет внимание обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи, развитию диалогической речи в процессе общения ребенка с другими детьми

3. Развивает и обогащает мотивы речевой деятельности и речевой практики, ее содержательности, точности, правильности, выразительности, благозвучности

4. Приобщает детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания

4. Формирует готовность к совместной учебной деятельности

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом

выявили такие негативные тенденции:

  • заметное снижение интереса  к чтению у младших школьников и подростков;
  • резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, и аудио техника, компьютеры и интернет практически вытеснили книгу из их жизни;
  • подмена подлинной литературы «суррогатами» массовой культуры и т.д.

Чтобы избежать таких проблем, следует начать знакомить ребенка с книгой как можно раньше – за долго до того, как он пойдет в школу и сам научится читать. « Только книга может обогатить мир ребенка, сделать его интересным, полным необычайных открытий и наслаждений новым знанием. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею". (З.А. Гриценко)

ЧТЕНИЕ – развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

ЧТЕНИЕ – развивает речь человека, делает ее правильной, понятной, образной, красивой.

Человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее. В наше время умение извлечь информацию, способность принимать решение на основе ее анализа ценится как высокое профессиональное достижение.

ЧТЕНИЕ – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

ЧТЕНИЕ детям художественных текстов должно быть ежедневным и не только в детском саду, но и дома. Регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.

  • Время для чтения должно быть распределено в распорядке дня.

  •  Чтение книги должно проходить в непринужденной обстановке. Не желающие в данный момент слушать книгу должны соблюдать лишь одно правило:  заниматься своими делами тихо, не мешая остальным.

Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания: проявляет эмоции, удивление, изумления, сострадания и пр. Монотонное чтение может отбить у ребенка охоту слушать.

  •  Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты.
  •  Художественные тексты для длительного чтения воспитатель может наметить на 2-3 месяца. Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения могут подбираться на месяц, их подборка постоянно корректируется.
  •  В подборе художественной литературы очень важно взаимодействие детского сада с семьей.

ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ:

1. Формировать устойчивый интерес детей к литературе как виду искусства; воспитывать грамотного читателя;

2. Учить детей анализировать текст, постигать смысл читаемого и эстетическую природу текста. Формировать знание о произведении.

3. Следить за тем, как дети воспринимают художественное произведение, какое воздействие оно оказывает на них, учитывать детское мнение о произведении и при необходимости корректировать его, формировать нравственный потенциал ребенка;

4. Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

5. Расширять круг детского чтения за счет введения современных художественных произведений;

6. На региональном уровне корректировать программу, вводя национальные фольклорные произведения писателей – носителей национального языка;

7. Создавать библиотеку в ДОУ, библиотечные зоны в группах; устраивать книжные выставки, образы книжных новинок, информировать родителей по пробелам детского и семейного чтения;

8. Контролировать процесс семейного чтения;

9. Создавать литературную базу для реализации программы, состоящую из фонотеки, фондов (портреты писателей, книг с автографами, встреч, литературных праздников и т.д.), материалов занятий с родителями по вопросам детского чтения. Активно пользоваться накопленным материалом в работе с детьми и родителями.

Развивающие функции художественной литературы трудно переоценить в подготовке дошкольников к восприятию учебной программы в школе, к усвоению получаемых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

Положение о смотре-конкурсе «Организация развивающей предметно-пространственной среды в групповых ячейках по речевой деятельности и ознакомлению дошкольников с художественной литературой»

Положение о смотре-конкурсе в ДОУ«Организация развивающей предметно-пространственной среды в групповых ячейках по речевой деятельности и ознакомлению дошкольников с художественной литературой»...

«Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей с художественной литературой »

Выступление на семинарском занятии. Консультация для педагогов....

Приобщение младших дошкольников к чтению художественной литературы по средствам развивающей книжки

Чтение мягкой развивающей книжки Агнии Барто – хороший способ развлечь ребенка, увлечь игрой....

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...