«Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей с художественной литературой »
консультация на тему

Асташкина Наталья Викторовна

Выступление на семинарском занятии. Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knizhnyy_ugolok.docx337.13 КБ

Предварительный просмотр:

         В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности детей в различных видах деятельности.

 Одно из них речевое развитие. Оно включает:

  • владение речью, как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Одним из этапов работы по ознакомлению дошкольников с книжной культурой является создание предметно - развивающей среды.

  Книжный уголок — необходимый элемент  предметно - развивающей среды в групповой комнате.  Его цель - дать возможность ребенку свободно общаться с книгой.  

  Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.

Основной принцип организации книжного уголка– удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с темой воспитательно-образовательной работы в группе. Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке  2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть .

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

  • удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
  • хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
  • эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин-миниатюр, иллюстрирующие потешки, песенки, сказки.

  В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции  картин известных художников-иллюстраторов. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта книг. В нём можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Но главное условие - это удобство и целесообразность, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой, подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Наполнение уголка книги.

    В младших группах: должно быть 3-4 книги по возрасту, но обязательно несколько экземпляров одного произведения, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями.

    В средней группе: на полочке можно расположить 5-6 книг, остальные хранятся в шкафу. Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. Выставляются тематические альбомы, иллюстрации, детские рисунки на темы художественных произведений.

     В старшей и подготовительной к школе группах: содержание книжного уголка становится более разнообразным за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг увеличивается до 10 экземпляров. В книжном уголке располагают произведения разных авторов, различной тематики, разных жанров: сказки народные и авторские, произведения русских классиков и современных писателей, произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др. Книги разного формата, с иллюстрациями и без них. Регулярно устраивают выставки книг, которые могут быть связаны с юбилеем автора или произведения, с литературным досугом, с любимыми произведениями детей. Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес детей к ней быстро ослабевает. В книжном уголке также появляются серии небылиц, книжки-самоделки, иллюстрации разных художников к одним и тем же произведениям. В распоряжении детей обязательно должна быть библиотека, которой они могут пользоваться самостоятельно.

  В подготовительной группе с участием родителей оформляется небольшая библиотека, где собран небольшой книжный фонд и отведено место для периодической печати.

J:\DSCN2054.JPG    J:\DSCN2085.JPG

                                   

           

                                                 

http://dsromashka.ru/upload/medialibrary/19c/19c088de3eb4246dbf11a71c7ba3db6f.jpg

         МДОУ  ЦРР « Детский сад «Колосок» п. Буранный.

  «Создание предметно-развивающей среды

            для ознакомления детей

     с художественной литературой  »

 Выступление на семинарском занятии.

                                                           Подготовила: Асташкина Н.В.

                                                 Воспитатель 1 квалификационной категории.

                                              2017 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)

Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»...

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Мы решили, напомнить детям и родителям о правилах дорожного движения, и создали развивающую предметно-пространственную среду для формирования основ безопасного поведения на проезжей части....

Картотека для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Ознакомление детей с художественной литературой"

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт ...

Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой подготовительной группы на 2022 - 2023 год.

Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей   с художестве...