Главные вкладки

    Программа "Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом"
    проект (младшая группа) на тему

    Соловьёва Наталья Васильевна

    Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

     В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребёнка. Особенное внимание уделяется  интеллектуальному и познавательному развитию маленьких детей, так как это служит базой для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому программа «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом», имеет особую направленность и ориентируется на аспекты всестороннего развития ребёнка раннего возраста, и, особенно, его сенсорного развития. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma.docx24.05 КБ

    Предварительный просмотр:

                                              Программа

     «Сенсорное воспитание детей раннего возраста.

     Ознакомление с цветом».

                Программу разработала: воспитатель Соловьева Н.В.

                              МБДОУ №30 пос. Незамаевский

    1. Пояснительная записка

    Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

     В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребёнка. Особенное внимание уделяется  интеллектуальному и познавательному развитию маленьких детей, так как это служит базой для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому программа «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом», имеет особую направленность и ориентируется на аспекты всестороннего развития ребёнка раннего возраста, и, особенно, его сенсорного развития. Ведь когда маленький человек появляется на свет, он уже имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. Ребёнок в раннем возрасте начинает активно действовать, познавать окружающий мир и себя в нём. Мир простых вещей воспринимается малышом как чудесный, еще неведомый и прекрасный. Главным средством познания и является сенсорное освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.

    Согласно общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 30, разработанной с учетом «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой,  позволяет формировать сенсорные представления  детей раннего возраста поэтапно, переходя от  простого к сложному.  Проводимая мной работа направлена на накопление сенсорных представлений, которое предусматривает знакомство с формой, величиной и  цветом.

    В раннем возрасте у ребёнка развивается познавательная потребность, появляется любознательность, совершенствуются перцептивные действия. Поэтому в процессе знакомства с цветом, особое внимание я уделяю играм и занятиям, позволяющим включать ребёнка в доступные ему виды деятельности. Это позволяет  активизировать восприятие и систематизировать полученную ребёнком информацию. Особое внимание мной уделяется также и дидактическому материалу. Он должен соответствовать всем необходимым требованиям.

                       Цели и задачи раздела.

    Цель: последовательное ознакомление детей с цветом.

    Задачи: 

      -  способствовать  формированию  первоначальных      представлений о цвете  через окружающую действительность

        - содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовое восприятие.

         - изготовить и приобрести дидактические игры по ознакомлению детей раннего возраста с цветом;

        -  знакомство с цветом для развитие художественно- творческих способностей  ребенка

     Психолого-педагогическое обоснование.

    Ранний возраст – это очень важный период в развитии ребёнка.  Именно в раннем возрасте  дети становятся самостоятельнее. Активизируется умственная, физическая и психическая активность ребёнка. Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни,  в играх, рисовании и лепке, наблюдении, занятиях со строительным материалом. У ребёнка закрепляются полученные представления о предметах и способах действия с ними, если он воспроизводит эти действия в игре. И, хотя для маленького ребёнка первостепенное значение имеет чувственное восприятие, однако усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Задача взрослого  – организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по подражанию, затем по этапному показу действия, и только потом по словесному указанию. Происходит развитие процессов обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети начинают обобщать и выделять качества и свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши проводят сравнение: снег белый как сахар. Кубики кирпичики и брусочки разного цвета.

    Для достижения наибольших результатов в освоении цвета необходима    

     - Индивидуальная работа;

     -Работа с родителями ;

       НОД по ознакомлению с цветом в детском саду должны быть систематизированы и последовательны.

     - Игры и игровые упражнения,  содержание которых направлено:

     -   на активизацию познавательной деятельности.

     -   на развитие цветового восприятия.                                

    - Совместная деятельность педагога и ребенка в режимных моментах;

    - Проектный метод.

                  Ожидаемые результаты раздела программы.

    1. Овладение навыком вычленения определенного цвета на основе сопоставления объектов двух цветов (действия по подражанию).
    2. Дети  выполняют сравнение, соотнесение объектов по цвету и выполнение определенных действий (сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу).
    3. Дети овладевают умением определять цвет и называть его (действия по словесному указанию).

      Используемые методы, приёмы, формы организации деятельности детей.

    Принципы:

    •        доступности и индивидуальности;

    •        последовательности и систематичности;

    •        связи с жизненным опытом.

    Методы: игровой, словесный, наглядно-действенный, практический.

    Приёмы: объяснение, вопросы, упражнения, сравнения, демонстрация наглядного материала, сюрпризные моменты и др.

    2. Организационный раздел

    Создание условий для реализации раздела программы.

    Для реализации программы созданы в  условия:

    1. Санитарно-гигиенические;
    2. Продолжительность НОД согласно СанПиН;
    3. Дифференцированный подход к проведению НОД;
    4. Индивидуальная работа в ходе НОД;
    5. Совместная деятельность педагога и ребенка;
    6. Материально – техническое обеспечение педагогического процесса;
    7. Развивающая среда.

    Контроль и коррекция результатов.

    Тематический контроль:

    1. Наблюдение и анализ деятельности детей в процессе НОД.

    По результатам контроля, коррекция дальнейшей работы:

             1. Индивидуальная работа с детьми;

             2. Работа с родителями;

    3 Содержательный  раздел

                                  Перспективное  планирование раздела.

    Месяц,

    № занятия

    Тема       занятия

    Задачи занятия

    Материал к занятию

    Ноябрь

    Занятие №1

    «Бегите ко мне!»

    Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотношение); развивать внимание.

    Флажки разных цветов.

    Декабрь

    Занятие №2

    «Наряди кукол».  

    Учить детей подбирать цвета по принципу «такой – не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу.

    Куклы и наборы одежды к ним; коробка.

     

    Январь. Занятие №3

    «Разложи по коробочкам»

    Учить находить предмет  определенного цвета по образцу, закреплять знания цветов.

    Небольшие предметы различных цветов, мисочки.

    Февраль.  Занятие №4

    «Найди пару по цвету»  

    Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.

     

    Пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета, коробка или шляпа.

    Март

    Занятие № 5

    «Веселый поезд»

    Познакомить с плоскими геометрическими формами, учить подбирать нужные формы разными методами. Через игру способствовать  совершенствованию умения соотносить разнородные предметы по цвету.

    Плоские геометрические формы разного размера и цвета.

    Апрель

    Занятие№ 6

    «Колобочек-колобок»  

     Познакомить с объемными геометрическими телами – шаром, кубом.

    Способствовать развитию умения соотносить предметы по размеру и цвету.

    Кубики и шарики разного размера и цвета.

    Май

    Занятие№ 7

    «Почтовый ящик»

    Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать  формы определенного размера  и цвета.

    Деревянная коробка с отверстиями разной формы, объемные геометрические фигуры разного цвета.


    Список используемой литературы:

    1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой;
    2. Е.А.Янушко « Сенсорное развитие детей раннего возраста»;

    1. Е.А. Янушко « Рисование с детьми раннего возраста»;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"

    Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....

    Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».

    Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной  в работе....

    Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета

    В данной статье хочу поделиться опытом своей работы с детьми в развитии восприятия цвета....

    Методическая разработка.Сенсорное воспитание детей раннего возраста .Ознакомление с цветом.

    "Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" под редакцией Н.Е.Вероксы , Т.С. Комаровой, М.В.Васильевой, которая используется мной в работе , позволяет формировать сенсор...

    Нравственное воспитание детей раннего возраста через ознакомление с природой

    В первые годы жизни ребенок посвящает большую часть своей умственной и физической  энергии на познание  окружающего его предметного мира,  в том числе - на познание живой и неживой прир...

    Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета.

    Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребёнка процессов воспитания и получение представлений о предметах и явлениях окружающего мира....