Программа "Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом"
проект (младшая группа) на тему

Соловьёва Наталья Васильевна

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

 В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребёнка. Особенное внимание уделяется  интеллектуальному и познавательному развитию маленьких детей, так как это служит базой для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому программа «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом», имеет особую направленность и ориентируется на аспекты всестороннего развития ребёнка раннего возраста, и, особенно, его сенсорного развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Программа

 «Сенсорное воспитание детей раннего возраста.

 Ознакомление с цветом».

            Программу разработала: воспитатель Соловьева Н.В.

                          МБДОУ №30 пос. Незамаевский

1. Пояснительная записка

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

 В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребёнка. Особенное внимание уделяется  интеллектуальному и познавательному развитию маленьких детей, так как это служит базой для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому программа «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом», имеет особую направленность и ориентируется на аспекты всестороннего развития ребёнка раннего возраста, и, особенно, его сенсорного развития. Ведь когда маленький человек появляется на свет, он уже имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. Ребёнок в раннем возрасте начинает активно действовать, познавать окружающий мир и себя в нём. Мир простых вещей воспринимается малышом как чудесный, еще неведомый и прекрасный. Главным средством познания и является сенсорное освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.

Согласно общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 30, разработанной с учетом «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой,  позволяет формировать сенсорные представления  детей раннего возраста поэтапно, переходя от  простого к сложному.  Проводимая мной работа направлена на накопление сенсорных представлений, которое предусматривает знакомство с формой, величиной и  цветом.

В раннем возрасте у ребёнка развивается познавательная потребность, появляется любознательность, совершенствуются перцептивные действия. Поэтому в процессе знакомства с цветом, особое внимание я уделяю играм и занятиям, позволяющим включать ребёнка в доступные ему виды деятельности. Это позволяет  активизировать восприятие и систематизировать полученную ребёнком информацию. Особое внимание мной уделяется также и дидактическому материалу. Он должен соответствовать всем необходимым требованиям.

                   Цели и задачи раздела.

Цель: последовательное ознакомление детей с цветом.

Задачи: 

  -  способствовать  формированию  первоначальных      представлений о цвете  через окружающую действительность

    - содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовое восприятие.

     - изготовить и приобрести дидактические игры по ознакомлению детей раннего возраста с цветом;

    -  знакомство с цветом для развитие художественно- творческих способностей  ребенка

 Психолого-педагогическое обоснование.

Ранний возраст – это очень важный период в развитии ребёнка.  Именно в раннем возрасте  дети становятся самостоятельнее. Активизируется умственная, физическая и психическая активность ребёнка. Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни,  в играх, рисовании и лепке, наблюдении, занятиях со строительным материалом. У ребёнка закрепляются полученные представления о предметах и способах действия с ними, если он воспроизводит эти действия в игре. И, хотя для маленького ребёнка первостепенное значение имеет чувственное восприятие, однако усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Задача взрослого  – организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по подражанию, затем по этапному показу действия, и только потом по словесному указанию. Происходит развитие процессов обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети начинают обобщать и выделять качества и свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши проводят сравнение: снег белый как сахар. Кубики кирпичики и брусочки разного цвета.

Для достижения наибольших результатов в освоении цвета необходима    

 - Индивидуальная работа;

 -Работа с родителями ;

   НОД по ознакомлению с цветом в детском саду должны быть систематизированы и последовательны.

 - Игры и игровые упражнения,  содержание которых направлено:

 -   на активизацию познавательной деятельности.

 -   на развитие цветового восприятия.                                

- Совместная деятельность педагога и ребенка в режимных моментах;

- Проектный метод.

              Ожидаемые результаты раздела программы.

  1. Овладение навыком вычленения определенного цвета на основе сопоставления объектов двух цветов (действия по подражанию).
  2. Дети  выполняют сравнение, соотнесение объектов по цвету и выполнение определенных действий (сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу).
  3. Дети овладевают умением определять цвет и называть его (действия по словесному указанию).

  Используемые методы, приёмы, формы организации деятельности детей.

Принципы:

•        доступности и индивидуальности;

•        последовательности и систематичности;

•        связи с жизненным опытом.

Методы: игровой, словесный, наглядно-действенный, практический.

Приёмы: объяснение, вопросы, упражнения, сравнения, демонстрация наглядного материала, сюрпризные моменты и др.

2. Организационный раздел

Создание условий для реализации раздела программы.

Для реализации программы созданы в  условия:

  1. Санитарно-гигиенические;
  2. Продолжительность НОД согласно СанПиН;
  3. Дифференцированный подход к проведению НОД;
  4. Индивидуальная работа в ходе НОД;
  5. Совместная деятельность педагога и ребенка;
  6. Материально – техническое обеспечение педагогического процесса;
  7. Развивающая среда.

Контроль и коррекция результатов.

Тематический контроль:

  1. Наблюдение и анализ деятельности детей в процессе НОД.

По результатам контроля, коррекция дальнейшей работы:

         1. Индивидуальная работа с детьми;

         2. Работа с родителями;

3 Содержательный  раздел

                              Перспективное  планирование раздела.

Месяц,

№ занятия

Тема       занятия

Задачи занятия

Материал к занятию

Ноябрь

Занятие №1

«Бегите ко мне!»

Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотношение); развивать внимание.

Флажки разных цветов.

Декабрь

Занятие №2

«Наряди кукол».  

Учить детей подбирать цвета по принципу «такой – не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу.

Куклы и наборы одежды к ним; коробка.

 

Январь. Занятие №3

«Разложи по коробочкам»

Учить находить предмет  определенного цвета по образцу, закреплять знания цветов.

Небольшие предметы различных цветов, мисочки.

Февраль.  Занятие №4

«Найди пару по цвету»  

Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.

 

Пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета, коробка или шляпа.

Март

Занятие № 5

«Веселый поезд»

Познакомить с плоскими геометрическими формами, учить подбирать нужные формы разными методами. Через игру способствовать  совершенствованию умения соотносить разнородные предметы по цвету.

Плоские геометрические формы разного размера и цвета.

Апрель

Занятие№ 6

«Колобочек-колобок»  

 Познакомить с объемными геометрическими телами – шаром, кубом.

Способствовать развитию умения соотносить предметы по размеру и цвету.

Кубики и шарики разного размера и цвета.

Май

Занятие№ 7

«Почтовый ящик»

Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать  формы определенного размера  и цвета.

Деревянная коробка с отверстиями разной формы, объемные геометрические фигуры разного цвета.


Список используемой литературы:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой;
  2. Е.А.Янушко « Сенсорное развитие детей раннего возраста»;

  1. Е.А. Янушко « Рисование с детьми раннего возраста»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"

Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....

Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».

Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной  в работе....

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета

В данной статье хочу поделиться опытом своей работы с детьми в развитии восприятия цвета....

Методическая разработка.Сенсорное воспитание детей раннего возраста .Ознакомление с цветом.

"Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" под редакцией Н.Е.Вероксы , Т.С. Комаровой, М.В.Васильевой, которая используется мной в работе , позволяет формировать сенсор...

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета.

Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребёнка процессов воспитания и получение представлений о предметах и явлениях окружающего мира....

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

   Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также ...