«Хлеб – всему голова».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Решетникова Лариса Сергеевна

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._zan._hleb.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Хлеб – всему голова».

Цель: совершенствовать представления детей об окружающем мире и месте в нем человека,  Развивать речевую активность, эмоциональную отзывчивость.

Задачи: 

- Закрепить представление детей о ценности труда,  представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.

-Систематизировать знания детей о последовательности выращивания хлебных злаков, процесс приготовления муки, хлеба.

- Показать значимость сельхозтехники.

- Активизировать и обогащать словарный запас, продолжать совершенствовать технику речи.

-  Развивать связную речь, учить строить диалог, соблюдая основные правила ведения диалога, умение отвечать на вопросы

-Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям, отрицательное отношение к негативным качествам.

Ход занятия:

Дети входят в группу под музыку.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте поздороваемся.

(Дети здороваются).

Воспитатель: А теперь подойдите все ко мне, встаньте в кружок, закройте свои глазки, давайте послушаем красивую музыку.

(Раздаётся громкий плач).

Воспитатель: Ребята, вы что то, слышите?

(да, кто то - плачет)

Воспитатель:  Кажется, плач доносится вот отсюда.

(заглядывает под салфетку, достаёт колобка, грязного).

Воспитатель:  Ой, ребята кто это? (колобок), но почему он такой грязный?

Подождите, подождите здесь небольшая записочка, сейчас мы её прочитаем.

(Ребята я колобок, колобок по амбару метён, по сусекам скребён. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, а от Кузи уйти не смог, потому что он со мной плохо обращался. Он меня на пол кидал, ногами топтал, мял, а потом ещё и в мусоропровод выкинул. А к вам ребята я пришёл за помощью).

Воспитатель: Ребята , а кто же такой колобок? (хлеб). А разве можно топтать, мять, выкидывать хлеб (нет).

Воспитатель: Конечно ребята к хлебу нужно относится бережно, недаром люди придумывали пословицы о хлебе. А какие пословицы о хлебе вы знаете?

Дети: «Где хлебно и тепло, там жить добро».

«Будет хлеб - будет и песня».

«Хлеб – наше богатство».

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошие вы пословицы знаете.

Ребята давайте поможем колобку, но как помочь колобку? (ответы детей).

Воспитатель: Я знаю кто нам может помочь, наша умная Сова. (дети идут к сове).

Воспитатель: Здравствуй умная Сова, мы пришли к тебе за советом, нам нужно помочь нашему другу колобку, но как это сделать мы не знаем, помоги нам пожалуйста.

Воспитатель: Ребята смотрите, а вот и конверт с письмом. (открываем конверт и читаем).

-Здравствуйте ребята, я знаю о вашей проблеме, но для того чтобы помочь колобку вам надо рассказать домовёнку Кузи как тяжело достаётся хлеб, а для этого придётся много разговаривать и выговаривать.

Воспитатель: Ребята давайте пройдем за стол и сделаем речевую разминку.

Речевая разминка 

Кто хочет разговаривать,

Тот должен проговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Жил на свете язычок, (показывают язычок)

Он любил белить потолок, (язычок кверху на верхней нёбе)

Красить стеночки, красить пол. (язычок слева, то справа, внизу)

А когда наведет порядок в доме –

Выйдет на крылечко (показать язычок)

И зазвенит беззвучным колокольчиком. (движения язычком влево, вправо).

Воспитатель: Молодцы ребята, давайте посмотрим что нам Сова написала дальше. (читает). Я дам вам волшебный колосок, который приведёт вас в поле и расскажет откуда хлеб пришёл?

Воспитатель: А вот ребята и волшебный колосок. Нам с вами нужно доехать до поля, на чём же нам туда доехать? (ответы детей).

Воспитатель:  А давайте поедем на поезде, смотрите, а вот наши вагончики.

(Дети рассаживаются на стульчики перед экраном мультимедиа).

-Поехали (на экране слайды дорог, полей, цветов с весёлой музыкой).

-Вот ребята мы и приехали, смотрите, смотрите нас, уже встречает колосок (колосок появляется на экране и рассказывает детям, откуда хлеб пришёл).

-Колосок:  Вот он – хлебушко душистый.

Вот он – тёплый, золотистый

В нём здоровье наша, сила.

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ещё зимой начинается подготовка земли к будущему урожаю. Хлеборобы проводят снегозадержание на хлебных полях. Весной снег растает и напоит землю водой. Во влажной земле зерно будет хорошо расти. Весной у трактора много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – подготовить тёплую и мягкую постель для зёрнышек. Трактористы работают и день, и ночь, сменяя друг друга.

Огромные поля можно быстро засеять зерном, а машины называются сеялками.

О чём мечтают зёрна

Пшеничные в земле?

О дождиках проворных,

О солнце, о тепле.

Мечтают, чтоб не трогал

Ни град, ни суховей,

Чтоб летом было много

Хороших, ясных дней.

Быстро прорастают семена, тянутся зелёными стебельками к солнышку.

Воспитатель: Ребята, а чтобы наше растения не засохло от жары, что нужно для этого сделать? (ответы детей).

Воспитатель:  Правильно поливать, а раньше люди обращались к дождику.

Давайте мы с вами попробуем позвать дождик.

(дети встают со стульчиков).

-Дождик, дождик, поливай, (пальчиком стучат по ладони)

Будет славный урожай, (делают большой круг руками)

Будут булки, будут сушки, (соединяют пальцы указательный с указательным и большой с большим).

Будут вкусные ватрушки. (хлопают в ладоши).

Воспитатель: А теперь давайте попробуем сказать побыстрее.

(дети говорят в быстром темпе с движением).

Воспитатель: Молодцы присаживайтесь на свои места.

-Колосок: Посмотрите на картину Шишкина, которая называется «Рожь». Хлебное поле сравнивают с морем. Как у моря, у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны. Хлебное поле ещё называют, словом нива. Нива от слова низ, то есть поле находится низко – низко.

Реб. Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь, ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе…

-Колосок: Но вот зёрна созрели. И на поле выходят другие машины – комбайны. На комбайнах работают люди которых называют комбайнёры. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зёрна, эти зёрна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Потом зёрна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука.

Воспитатель:  Ребята, а как называется мука из гречки – гречневая мука,

Из ржи – ржаная мука,

Из пшеницы пшеничная мука.

(дети называют муку,  нюхают её трогают).

-Колосок: Потом муку везут на хлебозаводы, из неё выпекают белый хлеб, булки, печенье, баранки.

Но не все зёрна отвезли на мельницу и смололи. Часть зёрен – самые лучшие, самые крупные – оставили, чтобы посеять в следующем году.

Вот ребята я вам рассказала, откуда хлеб пришёл, а сейчас мне нужно идти на мельницу досвидания.

Воспитатель: Спасибо колосок за интересный рассказ.

- Ребята давайте мы с вами поиграем в игру «Угадай на вкус».

Игра «Угадай на вкус»

Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.

Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного    ржаного.    

Какой  он – хлеб?     Подберите для описания этого продукта слова,   чтобы все поняли,  как вы его любите  (аппетитный,  вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий).

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в группу нас колобок заждался.

(дети сидят на стульчиках перед экраном).

(Выходят из поезда, выбегает Кузя).

Кузя: Здравствуйте ребята, вы где были? Я тут целый час торчу вас жду.

Воспитатель: Здравствуйте, а что случилось?

Кузя: Да мне тут сказали, что мой колобок к вам убежал.

Воспитатель: Да он у нас, но мы его вам не отдадим.

Кузя: Это ещё почему?

 Воспитатель: Потому что, вы его не бережёте. На пол кидали, топтали, мяли, а потом ещё и в мусоропровод выкинули.

Кузя: Да, ну и что!

Воспитатель: А вы разве не знаете как обращаются с хлебом?

Кузя: Нет.

Воспитатель:  Ребята давайте Кузе расскажем как трудно растить хлеб.

Подойдите к схеме

(Дети цепочкой рассказывают рассказ).

Воспитатель: Молодцы ребята, хороший рассказ получился.

Кузя: Ничего себе, сколько людей работает на полях. Ребята я вам обещаю, что буду хлеб беречь, не буду крошки кидать в мусоропровод.

 Воспитатель: Ну что ребята поверим Кузе (да).

Держи Кузя своего колобка, больше не обижай его.

(Кузя прощается с ребятами).

Воспитатель: Ребята помогли мы с вами колобку? Что мы для этого сделали? (Рассказали Кузе как тяжело хлеб достаётся).

(Звук Ух, ух).

Воспитатель: Ребята слышите, нас Сова к себе зовёт, она нам приготовила сюрпризы. (раздаём смайлики).

-Давайте скажем спасибо умной Сове.

-А сейчас пойдемте, расскажем ребятам, где мы путешествовали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....