О творчестве педагогов
статья на тему

БОГОСЛОВСКАЯ  ЕЛЕНА  БОРИСОВНА

Одним     из  основных  требований ФГОС    является    смена    позиции    воспитателя   с  ведущего     на  сопровождающего, т.е. воспитателя  творческого, способного создавать вместе с детьми качественно новое, оригинальное, уникальное.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_tvorchestve_pedagogov.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ  ПЕДАГОГОВ ДОУ.

Е.Б.Богословская

ГБДОУ № 105 Адмиралтейского р-на

Санкт-Петребурга

           В   жизнь    системы      образования     страны    прочно    вошел     Федеральный  государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура  «ФГОС».      

         С 01.01 2014г. вступил в силу приказ Министерства  образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013г. « Об утверждении федерального государственного  стандарта дошкольного образования»  и обязывает нас, сотрудников дошкольных  учреждений, организовывать работу в соответствии  с требованиями, которые представлены в данном документе. Под   организацией  введения Стандарта понимается комплекс мероприятий, реализация которых необходима для его введения.            Несомненно, что  в  ДОУ    должны      быть     созданы     определенные       условия,  способствующие   безболезненному   и   эффективному   переходу               на   новые образовательные       стандарты.    И наиболее важные  условия, это  прежде     всего условия педагогические,  а именно профессиональная компетентность и творческий потенциал  педагогов ДОУ. Одним     из  основных  требований ФГОС    является    смена    позиции    воспитателя   с  ведущего     на  сопровождающего, т.е. воспитателя  творческого, способного создавать вместе с детьми качественно новое, оригинальное, уникальное.  

Главными признаками творчества являются:

  • создание нового или существенное усовершенствование известного;
  • оригинальность, неповторимость продукта деятельности, её результатов, творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.

Следовательно, педагог как творческая личность должен обладать высоким уровнем культуры, творческим потенциалом, способностью к саморазвитию.

Профессиональная педагогическая деятельности каждого педагога   уникальна и  неповторима.  Поэтому и методическое сопровождение педагогов  необходимо  строить по  индивидуальному  плану,  дать  возможность  каждому  педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, конференциях, мастер- классах, принимать участие в конкурсах, проходить обучение на курсах, дать  возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации,  что рождает уверенность в собственных силах и ведёт вперёд.

          Творческий потенциал  педагогов необходимо стимулировать, развивать  деятельностные  и творческие способности и выстраивая методическую работу с педагогами, следует проводить мероприятия, направленные:
•    на решение творческих, проблемных задач, ориентированных на альтернативное творческое мышление. Решение проблем такого рода требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление;
•     стимулирование педагогов к самостоятельной исследовательской деятельности. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужими решениями, кто способен преодолеть доминирующее мнение, каким бы авторитетным оно не было;
•    проявление оригинальности мышления — способности выдвигать новые, неожиданные идеи;
•    развитие у педагогов "продуктивности мышления" — предложение своих идей по воспитательно-образовательному процессу. Важно не только предлагать, но и разрабатывать собственные идеи;
•   развитие способности к прогнозированию, оценке результатов своей деятельности;
•    развитие внимания, памяти — проведение тренингов с педагогами для улучшения и стимуляции психических процессов; развитие чувства юмора, способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в разных ситуациях; стимулирование склонности к логическим рассуждениям - способности оперировать абстрактными понятиями; расширение собственного кругозора (интересов); повышение способности к обучаемости — систематическое обучение на курсах, разного рода семинарах; развитие перфекционизма — стремление доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям;
•    развитие социальной автономности, готовности отстаивать собственную точку зрения, независимости в суждениях;
•    развитие и анализ мотивационной и стимулирующей деятельности в обучении;
•    стимулирование способности придерживаться демократического стиля общения, только такой стиль воспитания создает те условия, которые необходимы для развития творческих и деятельностных способностей.

         Изменяться и творить  - требования времени  направленные не только на педагогов, но и на руководство, а именно использовать в работе с педагогами новые (или ранее не применяемые) формы работы, направленные на стимулирование творческой реализации педагогов.

        Я хочу поделиться некоторыми интересными и эффективными упражнениями, которые можно проводить во время семинаров, творческих занятий,  деловых игр. Они  направлены на самораскрытие у воспитателей и педагогов творческих способностей в  интересной и ненавязчивой форме.

         Упражнение «Ассоциации с игрушкой»

         Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.

         Ход упражнения.

          Участникам  предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.

Игровые упражнения 

Цель которых  - развитие творческих способностей, творческого интеллекта, нестандартного решения поставленной задачи.

 «Сделай мне фотоаппарат»

«Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки?»

«На что похоже?»

Участники поочередно придумывают, на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка и клубок ниток – продолжать можно ещё долго…

 «Как использовать маркер не по назначению?»

Берём любой маркер и «пускаем» его по кругу, каждый участник придумывает свой вариант  использования маркера. Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше. Опыт показывает, что в итоге все воспитатели придумывают варианты, так или иначе связанные со своей профессиональной деятельностью. Это радует.

«10 слов»

Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся на буквы«К»,«А»и«М»

Упражнение «Применение предметов»

         За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка (спичке, скрепки  и т.д.)  запишите их.

Упражнение «Арка»

Материалы: ножницы, бумага.

         Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

Импровизационная игра « Перевод с русского на русский».

Игра помогает развитию коммуникативного  речевого творчества.

Можете ли вы передать один   и тот  же  смысл разными словами, т.е. сказать по другому?

Задаем  фразу,  например «Заткнись!»

Делаем  утверждение и бросаем  мячик одному из участников.

           Поймав мячик, этот человек передает его другому, но произнося заданную фразу уже  другими словами. Тот кидает дальше. Игрок выбывает, если замешкается или повторится или значительно изменит смысл утверждения. Игра заканчивается, когда остается только один участник. Он и является победителем.

Вот лишь несколько версий:

  • Пожалуйста, закрой свой рот.
  • Будьте добры, воздержитесь от дальнейших устных коммуникаций.
  • Я придушу тебя, если ты будешь продолжать говорить!
  • Не думали ли вы, что есть некое рациональное зерно в афоризме «Молчание – золото?».
  • Прекратите разговаривать!
  • Вы слишком много говорите. Пожалуйста, дайте другим возможность поучаствовать в разговоре.
  • Тс-с-с!
  • Лучше держать свой рот закрытым, чтобы другие интересовались, не дурак ли вы, чем открыть его и подтвердить их подозрения.

          Несомненно и то, что  для формирования творчества воспитателей и педагогов необходимо постоянное повышение квалификации  (прохождение курсов, подготовка и просмотр открытых занятий, тематические выступления на педагогических совещаниях, проведение открытого обмена опытом и другие формы). Повышение интеллектуально-эстетического уровня сотрудников учреждения, средствами посещения музеев, экскурсий, прослушивания цикла лекций по искусству и многие другие.

          Творческая деятельность педагога всегда более плодотворна, когда она  осуществляться в коллективе сотрудников, когда есть  единая  цель и когда есть возможность расширять  кругозор, получать  новые  знания  и представлений о культуре и искусстве, активизировать творческие проявления.

В современных сложившихся условиях именно кадровый потенциал остается единственным неиссякаемым ресурсом, который есть (пока еще) у дошкольных образовательных учреждений.

«Проводимые в последние годы международные исследования и представительные форумы различного уровня фиксируют и определяют, что именно человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс» [1].

Литература:

  1. В.Н. Волков «Кадровая политика образовательного учреждения как основа достижения нового качества общего образования». Сборник «Кадровая политика школы» (под ред. И. В. Гришиной). СПб 2011
  2. В.В. Крыжко, Е.М. Павлютенков «Психология в практике менеджера образования» Санкт – Петербург «Каро» 2001

3. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertacia-formirovanie-professionalnoy-kommunikativnoy-kultury-buduschego-pedagoga-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdenia/

4.  klub-drug.ru/doshkolniki/razvitie-tvorcheskih-sposobnosteiy-detey-mladshego-vozrasta-shkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация творчества педагога "Поэзия в рисунках" автор Гаврилова А.А.

В презентации представлен авторский комплект мнемотаблиц "Поэтический Петербург".Это схемы - рисунки, в которых заложена информация об обьектах города сиспользованием поэтического слова....

Изготовление «Кормушка для птиц» Конкурс «Золотое рукоделие - 2012» Раздел «Творчество педагогов» Номинация «Чудеса природы»

Зима – время для того, чтобы помочь нашим пернатым друзьям с пропитанием. Если с детства ребенок будет видеть теплое отношение к птицам от взрослых людей, в особенности, от их родителе...

Консультация на тему "Здоровье - основа творчества педагогов"

Данный материал содержит рекомендации для сохранения здоровья педагогов....

Опыт работы «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми...