Учет репрезентативной системы, как условия успешности процесса обучения дошкольника
консультация на тему

Решетникова Лариса Сергеевна

Учет репрезентативной системы, как условия успешности процесса обучения дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учет репрезентативной системы, как условия успешности процесса обучения дошкольника

Вы не замечали, что некоторые дети испытывают трудности при работе совместно со всей группой и требуют особого подхода. Поведение таких детей типично: ерзанье на стуле, рассеянное внимание, затруднение при ответе на вопрос. Воспитатель делает замечание и не подозревает, что все это происходит не от отсутствия у дошкольника желания познавать. При этом ребёнок становится неуверенным в себе, он уже не верит в то, что сможет узнать материал, а если ребенок что-то не понимает, то он в итоге теряет интерес к данному занятию.

 Каждый ребенок имеет предпочтение в способах получения  информации и работы с ней: либо визуальное восприятие материала, либо аудиальное или тактильно-двигательное (кинестетическое) (Р.Бэндлер, Д.Гриндер). Такая система восприятия и понимания информации в психологии называется репрезентативной системой. Мы, люди, используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы "репрезентировать" (перепредставлять) переживания самим себе. По этому задача педагога дать каждому ребенку возможность успешно проявить себя на занятии.

Психологами выделены  три ведущих репрезентативных систем:

- Аудиал прежде всего, слышит, а потом видит и чувствует, такой человек может абсолютно не смотреть на собеседника, но очень хорошо воспринимать то, что ему говорят. Иногда может специально, как бы отвернуться от говорящего, чтобы лучше расслышать. Обладая не очень хорошей памятью на лица, он безошибочно определяет людей по голосу. Если человек, который с тобой разговаривает, смотрит по сторонам или вообще стоит спиной, это не значит, что он тебя игнорирует, скорее всего, это явный аудиал.
-
Визуал – человек, который видит. Он заметит каждую пылинку, крошку, незначительный оттенок цвета, при разговоре всегда старается смотреть собеседнику в глаза. Обладает прекрасной памятью на лица, а по голосу может и перепутать.

-Кинестетик – он слышит и видит, только когда ощущает. В разговоре может дотрагиваться до собеседника, а если нельзя, то будет что-то теребить в руках. Если он находится на значительном расстоянии от вас, то весьма вероятно, что разговор вообще не состоится, пока он вас не «почувствует кожей».

Мы, люди, используем все три первичные репрезентативные системы постоянно, хотя осознаем их не в равной степени, и мы имеем склонность, отдавать предпочтение одним по сравнению с другими. Например, многие люди имеют внутренний голос, который возникает в аудиальной системе и создает внутренний диалог. Они перечисляют аргументы, вторично прослушивают речи, подготавливают реплики и, как правило, обсуждают различные вещи сами с собой. Тем не менее, это лишь один из способов мышления.

Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Можно визуализировать сцену, иметь ассоциированные с ней ощущения и одновременно слышать звуки, хотя может оказаться трудным обращать внимание на все три системы в одно и то же время. Некоторая часть мыслительного процесса все же останется неосознаваемой.

Для педагога знания особенностей репрезентативных систем актуальны ещё и потому, что трудно идти в ногу со временем, не меняясь самому. Для того чтобы обучать и воспитывать детей, надо быть вариативным.

В процессе организации групповой работы детей, может осуществляться дифференциация по ведущей репрезентативной системе: визуалы, аудиалы, кинестетики. Что в сочетании с распространенным делением ребят по уровню обученности и интересам дает более эффективный результат выполнения поставленной задачи. Главное условие подобной дифференциации обязательное выявление детей на определение ведущей репрезентативной системы. Важно при этом, чтобы сама форма деятельности соответствовала ведущей репрезентативной системе группы. Так, например, визуалам лучше всего предложить работу с таблицами, схемами, картами, рисунками. Аудиалам альтернативные задания по составлению воображаемого диалога исторических личностей или литературных персонажей, а также непременное обсуждение поставленной проблемы между собой. Кинестетикам практическую деятельность, связанную с переработкой информации таким образом, чтобы одновременно тренировался и процесс ее перевода из одной системы в другую.

Гармоничное развитие человека должно быть направлено на совершенствование с детства всех модальностей: яркие краски, красивые мелодии, звуки, телесные ощущения,  все это делает мир объемно-богатым в чувствах, т.е. таким, каков он и есть на самом деле. Параллельное развитие всех репрезентативных систем есть задача номер один, вторая задача связывается с понятием «гибкости», желательно спонтанном, или осознанном умении переключаться с одной репрезентативной системы в другую в зависимости от конкретной ситуации. Ведь на самом деле, человек может быть кинестетиком в одной ситуации, визуалом в другой, аудиалом в третьей.

Таким образом, если процесс подачи информации происходит во всех трёх модальностях, обучаемые впоследствии легко воспроизведут её (“свяжутся” со своей памятью), будут ли они использовать аудиальный, визуальный или кинестетический каналы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:•         Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...

Социальное партнёрство, как условие успешного развития современного дошкольника. (Консультация для педагогов)

Социальное партнёрство, как условие успешного развития современного дошкольника.Шпилёва Екатерина Андреевна, старший воспитательМДОУ – детский сад № 30 «Родничок» (г. Серпухов)Идеи социального партнер...

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...

Формирование эмоционально-волевой сферы как условие успешной социальной адаптации дошкольников

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или ...

Статья "ОБ УЧЕТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ КАК УСЛОВИИ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЩМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

В данной статье говорится о воображении, как одном из условий успешной интеграции...

Игровая деятельность как условие успешной социализации младшего дошкольника.

                                        «Игра — это огромное светлое окно,...

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника»

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенкадошкольника»Социализация дошкольника в ДОО        Социальное развитие ребенка в ДОО сов...