Статья "ОБ УЧЕТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ КАК УСЛОВИИ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЩМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
статья по логопедии (старшая группа) на тему

В данной статье говорится о воображении, как одном из условий успешной интеграции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skachkovam_statya.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Скачкова М.Ю.

Белгородский государственный национальный исследовательский  университет

Научный руководитель –

канд. пед. наук,

Е.А. Николаева

ОБ УЧЕТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ КАК УСЛОВИИ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЩМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье подчеркивается важность проблемы включения лиц с ОВЗ в интегрированное образование, подчеркивается необходимость формирования особых условий, в которых должно учитываться формирование высших психических функций. Кроме того приводятся результаты исследования особенностей развития воображения у старших дошкольников с ОНР.

Ключевые слова: воображение, старшие дошкольники,  интеграция, общее недоразвитие речи, лица с ОВЗ, массовые общеобразовательные учреждения.

В настоящее время актуальной проблемой является оказание помощи семьям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии. В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5 % от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): из них 277,7 тыс. человек обучаются в специальных образовательных учреждениях, 203 тыс. человек – в специальных и 2,5 тыс. человек – в общих классах общеобразовательных учреждений [2]. Это обстоятельство позволяет говорить об актуальности вопроса интеграции ребенка с ОВЗ в среду массового образовательного учреждения.

Интеграция (лат. integratio – восстановление – восполнение, от integer –целый) – как внутригрупповой процесс – создание внутреннего единства, сплоченности, что выражается в идентификации коллективной, сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности [3].

Прежде всего, важность этого вопроса обусловлена увеличением количества детей с различной патологией. По данным Управления специального образования Минобразования России 80% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, около 70 % младенцев имеют перинатальную патологию, оказывающую негативное влияние на дальнейшее развитие ребенка. Неуклонно растет количество детей из социально неблагополучных семей и детей с нарушениями в психическом и физическом развитии [1].

Значимость данной проблемы обусловлена и нарастающими в нашей стране интегративными процессами. В связи с ратификацией Декларации ООН «О правах умственно отсталых», «О правах инвалидов» дети с различными отклонениями в развитии все активнее стали включаться в общеобразовательный процесс.

Вне всякого сомнения, в общеобразовательных учреждениях для детей с различными отклонениями в развитии необходимы особые условия, в которых должно учитываться формирование высших психических функций, среди которых весьма значимую роль играет воображение.

Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Данная функция представляет собой процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [4].

Для успешной интеграции детей с ОВЗ в среду массового образовательного учреждения необходимо своевременное изучение уровня развития высших психических функций, составляющих основу формирования общего развития, для обучения.

На основе чего может быть составлен индивидуальный образовательный маршрут, то есть структурированная программа действий ученика на некотором определенном этапе обучения.

С этой целью нами было проведено исследование, посвященное выявлению особенностей развития воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для изучения особенностей воображения нами были использованы методики Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь», «Придумай рассказ», «Придумай игру» [2]. 

При проведении методики «Придумай рассказ» ребенку было дано задание: придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком.

Методика «Придумай игру» состояла в том, что ребенок получал задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы педагога.

В методике «Нарисуй что-нибудь» ребенку был дан лист бумаги, набор фломастеров и предлагалось придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты.

В результате данной работы нами были получены следующие показатели: высокий уровень (8-9 баллов) был выявлен у 2 детей , что составляет 16,7% от общего количества участников обследования, средний уровень (6-7баллов) продемонстрировали 2 (16,7%) дошкольников, у большинства детей (8 из 12 участников эксперимента, что составило 66,6%) выявлен низкий уровень (4-5 баллов) развития воображения (показатели представлены на рисунке 1).

Рисунок 1.  Уровни развития воображения с процентным соотношением.

Анализ выполнения заданий позволил отметить, что образы у данных детей создаются за счет «склеивания» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Данные дети недостаточно эмоционально заряжены, не имеют возможности абстрагироваться от окружающей действительности: прорисовывание деталей рисунков, составление правил для игр у детей вызывает большую сложность. Это в свою очередь, по нашему мнению, проявится в более грубых нарушениях при обучении в массовой образовательной школе.

Мы считаем, чтобы избежать этого, необходимо воспитывать детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением действительности. Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями и родителями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Данные проведенного нами исследования необходимо учитывать в дальнейшем коррекционно-развивающем процессе. Только планомерная работа, основанная на учете особенностей развития данной функции, поможет избежать дезадаптации детей с ОВЗ в массовых общеобразовательных учреждениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. Москва, 18-19 февраля 2003 г. / Сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян. – М.: Полиграф сервис, 2003.
  2.  Левитская А.А. О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидами. // Материалы к выступлению директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей на коллегии Министерства образования и науки. М., 2009.
  3.  URL: http://vslovare.ru/slovo/psihologicheskiij-slovar/integratzija/229565
  4.   Малофеев Н.Н.,Гончарова Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России. // Альманах института коррекционной педагогики. №1, 2000.
  5.  Немов Р.С. Психология. Кн. 1,2. – М., 1994. С.84

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях....

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ог...

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Интеграция детей с ограниченными возможностямиздоровья как нормализующий факторжизнедеятельности социума...

"Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ"

Статья содержит материалы об организации условий  в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями. Реализация инклюзивного образования в ДОУ....

Интернальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.

О вопросе проблемы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья...

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья о роли информационных технологий в социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....

Повышение родительской компетентности как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос о необходимости повышения родительской компетентности как условия успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...