«Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в процессе образовательной деятельности».
консультация на тему
Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и голос, именно с их помощью происходит коммуникативное взаимодействие между педагогом и другими участниками образовательного процесса.
В дошкольном возрасте ребенок только начинает овладевать произносительными, лексическими и грамматическими нормами родного языка, его голосо-речевой аппарат находится на стадии развития. При этом, обладая большой способностью к подражанию, он легко перенимает как правильную, так и нарушенную речь окружающих взрослых. Таким образом, дошкольник с его недостаточно сформированным звукопроизношением требует особого внимания к своей речи и достойного примера для подражания.
Кроме того, дети быстро привыкают к определенному стилю педагогического руководства и речевого поведения воспитателя. Четкая, эмоциональная, грамотная, выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников, а крикливый, визгливый голос создает неблагоприятный эмоциональный климат в группе детского сада и снижает эффективность образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
optimizatsiya_goloso-rechevoy_nagruzki_vospitatelya.docx | 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя
в процессе образовательной деятельности».
Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и голос, именно с их помощью происходит коммуникативное взаимодействие между педагогом и другими участниками образовательного процесса.
В дошкольном возрасте ребенок только начинает овладевать произносительными, лексическими и грамматическими нормами родного языка, его голосо-речевой аппарат находится на стадии развития. При этом, обладая большой способностью к подражанию, он легко перенимает как правильную, так и нарушенную речь окружающих взрослых. Таким образом, дошкольник с его недостаточно сформированным звукопроизношением требует особого внимания к своей речи и достойного примера для подражания.
Кроме того, дети быстро привыкают к определенному стилю педагогического руководства и речевого поведения воспитателя. Четкая, эмоциональная, грамотная, выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников, а крикливый, визгливый голос создает неблагоприятный эмоциональный климат в группе детского сада и снижает эффективность образовательного процесса.
Организация процесса воспитания и его содержание в ДОО требуют от педагога большого диапазона вариативных коммуникативных умений:
- подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;
- изменять силу и интенсивность голоса;
- использовать эмоционально-выразительные средства речи для создания благоприятной обстановки в группе;
- стимулировать ситуации коммуникативного взаимодействия между детьми;
- строить индивидуальное общение с ребенком с учетом его речевых возможностей и личностных особенностей;
- выбирать речевой материал, соответствующий теме НОД, возрасту и познавательным возможностям детей и др.
Голосо-речевая нагрузка воспитателя меняется в течение рабочего дня, причем в разные режимные моменты она неоднородна и зависит от ряда факторов: самого режимного момента, способов и средств его организации, стиля профессионального руководства воспитателя, его педагогического мастерства и организаторских умений, степени самостоятельности детей, а также от программы, по которой работает конкретная ДОО.
Рассмотрим подробнее общепедагогические методы и приемы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателя в разные режимные моменты.
Прием детей в группу
Рабочий день воспитателя начинается в 7 часов с приема детей в группу. В это время он реализует одновременно разноплановые задачи: встречает воспитанников, организует с ними утреннюю гимнастику, подвижные игры, общается с их родителями.
В качестве дополнительных нагрузок на голосо-речевую функцию в ходе данного режимного момента нужно отметить необходимость общаться сразу с несколькими людьми разных возрастов и переключаться с одной деятельности на другую.
Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей:
- размещайте на стендах группы памятки для родителей о том, как нужно готовить детей к детскому саду после выходных или болезни, как успокоить плачущего ребенка;
- используйте отвлекающие игры типа «Зайка, зайка убегает, маму на работу провожает»;
- разговаривайте с родителями негромко, используя тембр и силу голоса и создавая положительный эмоциональный фон для общения.
Первая половина дня
В первую половину дня в группах ДОО организуются утренняя гимнастика, завтрак, занятия, прогулка и т. д. Практически в каждый из этих режимных моментов (особенно при проведении гимнастики, подвижных игр, физкультминуток) воспитатель вынужден сочетать речь и движение, что усиливает нагрузку на голос.
Занятия с детьми носят преимущественно игровой характер, однако, воспитателю приходится менять силу и интенсивность голоса, то поясняя выполнение той или иной операции всем детям, то комментируя деятельность отдельного ребенка. Форсирование, повышение воспитателем голоса, приводит к его перенапряжению и срыву, а следовательно, к риску возникновения профессиональных заболеваний голосового аппарата.
Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях:
- создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте совместно с ними сигналы (например: если зазвенит колокольчик — садимся за столики; если воспитатель взял фонарик — бежим на ковер, начинается физкультминутка и др.);
- используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует их деятельность;
- постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей, привлеките их внимание каким-либо способом, тогда воспитанники начнут успокаиваться, и в группе установится тишина);
- назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками, дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить группу к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения;
- включайте на занятиях фрагменты мультфильмов, видеоролики с компьютерными героями, произносящими определенные инструкции, фонограммы голосов дикторов.
Фонограммы, записанные голосами профессионалов, станут для дошкольников образцом грамотной, красивой речи. Но не увлекайтесь использованием технических средств на занятиях. Помните, что только живое слово педагога может передать детям все краски, яркость и выразительность русского литературного языка.
Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце занятия, когда нужно подвести итоги, активизируйте речевую деятельность детей.
В ходе самостоятельной деятельности детей важно, чтобы все они были заняты. В этот режимный момент, не нарушая детских замыслов, воспитатель осуществляет индивидуальную работу: советует, объясняет, обсуждает ход действий, стимулирует активность и самостоятельность каждого ребенка. Грамотный педагог проявляет интерес к детской деятельности, стремится к расширению ее содержания, получению результатов в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей. Он учит дошкольников организовывать свою деятельность, учитывая интересы сверстников, разъясняет правила, нормы поведения, уделяет особое внимание организации коллективных игр, формирует корректные взаимоотношения между детьми. Поэтому свободная игра детей таит для воспитателя такие «опасности», как быстрая смена высоты и силы голоса, необходимость говорить на несвойственной высоте и с непривычной силой, подражая различным персонажам.
Для снижения голосо-речевой нагрузки в ходе самостоятельной деятельности детей:
- не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность воспитанников;
- делите их на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой из них;
- привлекайте внимание детей с помощью красивой мелодии, сигнальных карточек, красочных игрушек, а не повышением голоса;
- напоминайте воспитанникам по окончании самостоятельной деятельности с помощью разных педагогических приемов. Например, предложите собраться всем вместе и послушать сказку о том, что, если игрушки не будут расставлены по местам, придет Пылесос Пылесосыч и засосет все, что разбросано, в свое брюхо, и потом не во что будет играть. Импровизированная сказка должна быть интересной и содержательной, чтобы дети в нее поверили.
Сбор детей на прогулку и сама прогулка — важные режимные моменты. Как правило, данный режимный момент проходит достаточно шумно и требует от педагога не только сильного, устойчивого голоса, но и хорошего распределения и переключения внимания, умения организовать детский коллектив, что создает дополнительное психофизиологическое напряжение.
На прогулке во время наблюдений воспитатель поясняет детям те или иные природные явления, загадывает загадки, проводит викторины, беседы, подвижные игры. Ему приходится постоянно координировать движение и фонацию, а, организовывая самостоятельную деятельность детей, повышать силу и интенсивность голоса. Воспитанники часто находят занятия в разных местах площадки и всех их нужно охватить вниманием.
Кроме того, дополнительную нагрузку на голос создает необходимость работать в холодную и ветреную погоду, а также высокий уровень психоэмоционального напряжения.
В качестве способов снижения голосо-речевого напряжения на прогулках можно использовать специальную подготовку детей к прогулкам - выработку системы жестов и знаков. Например, предложите воспитанникам представить, что воспитатель — это регулировщик. Когда он поднимает правую руку вверх — надо подойти к нему; когда поднимает обе руки вверх — построиться парами и идти в группу; когда разводит прямые руки в стороны — можно самостоятельно поиграть на площадке и т. д. Для быстрого построения воспитанников парами используйте игры «Ручеек» или «Золотые ворота».
Вернувшись с прогулки в группу, педагог помогает воспитанникам раздеться, напоминает, как надо убирать одежду, вести себя в туалете, пользоваться необходимыми принадлежностями, где чье место за столом, как правильно держать ложку и т. д.
Во время обеда и слова, и тон, и улыбка воспитателя должны способствовать созданию комфортного психологического климата в группе. В то же время дети осваивают элементарные этические нормы, а произнесенные педагогом названия ингредиентов блюд развивают их словарный запас.
Подготовка ко сну также предусматривает речевое взаимодействие с детьми. Как правило, они засыпают не сразу: приходится прочитать им сказку, с мягкой настойчивостью попросить тишины, спеть колыбельную песенку. Здесь большое значение имеет мелодичность и суггестивность речи воспитателя.
Детский сон — время отдыха для голоса воспитателя. Но не все педагоги рационально используют его, не давая своему главному «инструменту труда» отдохнуть. Часто воспитатели общаются с коллегами. В некоторых ДОО во время сна детей проводятся методические совещания, что не дает педагогам снять голосовое и общее утомление. Дать своему голосо-речевому аппарату необходимый отдых и при этом рационально использовать рабочее время воспитатели могут, заполняя во время тихого часа документы, изготавливая дидактические пособия или подготавливая группу к занятиям.
Вторая половина дня
После тихого часа воспитатель ДОО снова занят детьми: он следит за их опрятностью, формирует гигиенические навыки. Подъем после дневного сна и одевание воспитанников, как правило, сопровождаются индивидуальным общением с каждым. Воспитатель выявляет настроение воспитанников, их готовность к дальнейшей игровой деятельности. Параллельно он ведет мониторинг, осуществляя диагностическую и коррекционную функции, отмечает сформированность навыков опрятности, особенности моторики, динамику развития каждого дошкольника.
После полдника, как правило, проводятся подвижные игры, игры-драматизации или прогулка. Часто воспитатель готовит детей к различным праздникам, разучивает с ними стихи, песни. Здесь он демонстрирует не только речевое, но и вокальное мастерство, умение имитировать голоса разных персонажей и животных, что требует дополнительной голосо-речевой подготовки.
Во второй половине дня детей начинают постепенно забирать родители, и с каждым из них воспитатель проводит беседу, комментирует поведение ребенка, делится своими наблюдениями, дает советы, рекомендации. Общение с родителями требует от педагога безукоризненного владения своим голосом: ничто не должно показать усталость или тревогу, иначе ухудшится коммуникативное взаимодействие между участниками образовательных отношений.
Конец рабочего дня, по мнению некоторых воспитателей, не имеет больших голосовых нагрузок: детей в группе остается мало, они легко находят себе занятие, не надо проводить игры, требующие координации речи и движения, а также часто повышать голос. Однако, когда в группе остаются два-три ребенка, им необходима особая забота, ведь они не могут долго самостоятельно организовывать свою деятельность, постоянно задают вопросы и требуют внимания.
Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце рабочего дня:
- организуйте с детьми тихую игру или почитайте сказку;
- предложите им вспомнить названия овощей, фруктов, предметов мебели или подвести итоги дня;
- выполните упражнения на релаксацию.
Умение проводить тихие игры с дошкольниками и саморелаксацию позволят снизить усталость, следовательно, уменьшить напряжение голосового аппарата.
Таким образом, в течение всего рабочего дня воспитатель испытывает большую голосо-речевую нагрузку.
Важно отметить, что на состоянии голоса также отрицательно сказывается влияние и других факторов: возрастные изменения, происходящие с гортанью, различные патологические процессы, протекающие не только в органах голосообразования, но и во всем организме, внешние факторы макро- и микроклимата (повышенная влажность, сквозняки), курение, злоупотребление слишком острой или горячей пищей и т. д.
Поэтому для полноценной реализации коммуникативной функции в профессиональной деятельности воспитателям нужно запомнить и выполнять несложные правила:
- следить за своим здоровьем;
- соблюдать правила гигиены голоса;
- контролировать голосо-речевую нагрузку в течение дня: использовать «педагогические уловки», давать отдых голосо-речевому аппарату;
- не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;
- проводить релаксационные минутки, в организации которых может помочь педагог-психолог ДОО.
Помимо использования общепедагогических методов и приемов, необходимо знать и использовать специальные дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, приемы для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, выработки рациональных способов голосоподачи и голосоведения.
Таким образом, общение педагога с воспитанниками непрерывно и разнообразно. Оно сопровождает все виды деятельности дошкольников на протяжении всего времени пребывания их в ДОО, и если воспитатель недостаточно владеет своим голосом, то в конце дня его речь становится то хриплой или сиплой, то непомерно тихой, вплоть до шепота, то крикливой, срывающейся, грубой, неприятной для слуха окружающих. Отсутствие в речи воспитателей должной мелодичности и полетности делают ее монотонной и невыразительной.
Говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки, да и окружающим трудно слушать маловыразительную немодулированную речь. Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс. Шептать и кричать - вредно. При шёпоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума. При длительном использовании шёпотной речи формируется неправильный механизм голосообразования.
Располагаться надо по возможности в центре детской аудитории. Не следует говорить на фоне громкой музыки или при работе различной техники. Лучше использовать "систему знаков", понятных детям.
Далее приводим комплекс упражнений, позволяющих развивать силу и выносливость голоса, а также совершенствовать другие голосо-речевые навыки.
1) Дыхание - это энергетическая база речи, поэтому первой "ступенькой" в работе над выразительной речью является развитие физиологического и фонационного дыхания. Для этого выполняем следующее упражнение: Глубокий вдох через нос. Выдыхаем воздух через суженное ротовое отверстие сильной струёй, как будто дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы "пламя заколыхалось" и держим его в таком положении до конца выдоха.
2) Долго произносим звук [м], направляя его как бы в маску, с целью, нахождения для себя наиболее оптимального, удобного звучания. Упражнение должно выполняться свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечевого пояса, живота были расслаблены. Массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных: 1. постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук "мммм"; 2. кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук "мммм"; 3. кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук "ввввв".
Данное упражнение в сочетании с постукивающим движением пальцев называется вибрационным гигиеническим массажем и служит для настройки речевого аппарата на звучание, активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица.
3) Изменение высоты голоса - одно из наиболее значительных орудий его выразительности. Высота голоса создает мелодику тона, которая окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной. Для тренировки умения менять высоту голоса мы предлагаем следующие упражнения:
"Колокол" - "раскачиваем колокол", одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", произнося дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол", произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.
"Инопланетянин" - попеременно произносим звуки [у], [и], при этом звук [у] произносился низким голосом, а [и] - высоким
"Шагаем по ступенькам" - произносим фразы "Первый этаж, второй этаж … седьмой этаж", постепенно повышая свой голос, как бы шагаем по ступенькам.
4) Речь, произносимая громким выразительным голосом, но слишком быстрая или чересчур медленная тяжело воспринимается слушателями. Для тренировки темпа речи мы рекомендуем последующий комплекс:
прочитать скороговорку: "Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ" в том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие:
- вы диктуете нерадивому ученику данное сообщение.
- вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой беседе.
- вы рассказываете данное сообщение большой аудитории.
- вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.
Встать прямо, расслабиться, на медленном выдохе передать стук колес поезда в разном темпе:
- поезд отходит от станции: тук-тук-тук-тук:
- прибавляет ход: туктуктуктуктук:
- мчится быстрее: так-чики,так-чики,так-чики.так-чики:
- замедляет ход: туктуктук-тук-тук-тук:
5) Для того, чтобы речь педагога была благозвучной и выразительной необходимо согласованное взаимодействие всех компонентов речевого анализатора: хорошее речевое дыхание, чёткая артикуляция, богатая интонация. Для развития всей мелодико-интонационной стороны речи выполняются следующие упражнения:
- произнести скороговорку с интонациями радости, удивления, восхищения, порицания, печали, безразличия;
- произнести строчки из различных стихотворений сначала с интонацией вопроса, а затем утверждения, как бы отвечая на вопрос;
- прочитать стихотворения, повышая на пол тона каждую строчку, как бы идя вверх по лестнице, чтобы звук голоса усиливался;
- прочитать заданный текст с интонациями удивления, страха, восхищения.
Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу фониатру. Мы надеемся, что предложенный комплекс упражнений поможет практикующим воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые возможности, что повысит эффективность их работы.
Рекомендуемая и использованная литература:
- Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М., 2005.
- Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург 1992.
- Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса. Методические рекомендации. / сост. О. С. Орлова, Ю. С. Василенко и др. - М., 1990.
- Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии М., 2007.
- Морева Н. А. Тренинг педагогического общения - М., 2003.
- Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. - М., 2005.
- Лихачева В.Б. Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем,инструктором по физической культуре в процессе образовательной деятельности»
В настоящее время, когда одним из требований является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных лично...
Консультация для воспитателей: Формирование звуковой культуры речи в процессе образовательной деятельности.
Консультация для воспитателей: Формирование звуковой культуры речи в процессе образовательной деятельности....
"Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в учебно - образовательной деятельности"
Голос и речь воспитателя - важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, а также средство реализации методических и дидактических задач.В условиях, когда количество детей в группе в некотор...
Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем в процессе образовательной деятельности
Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем...
Действия воспитателя в процессе образовательной деятельности
laquo;Действия воспитателя в процессе образовательной деятельности»...
Консультация для педагогов " Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в учебно-образователной деятелности"
Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и голос, име...
Оценка результатов деятельности дошкольников воспитателем в процессе образовательной деятельности
Главное, что должен помнить воспитатель, что руководство и анализ детских работ проводится в игровой форме, так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И то...