картотека игр
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Людмила Дмитриевна Панова

картотека игр на развитие мышелния, памяти, внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МЫШЛЕНИЕ

 3-4 года

«Помоги

художнику»

Материал: рисунки, на которых не дорисован какой-либо элемент (ручка у чайника, ножка у стула)

Ход игры: ребенку показывают рисунок. Он должен сказать чего не хватает.

«Один - много»

Психолог предлагает сыграть в игру . Он говорит :  «Один котенок, а много?». Дети продолжают.

« Для чего служат вещи»

Психолог показывает изображение предмета и спрашивает, что им делают. Предметы должны быть знакомыми и узнаваемыми : вилка, веник, расческа, ножницы, молоток, карандаш, ключ, иголка и др.

«Цвета и оттенки»

Взрослый показывает детям изображения фруктов, овощей, деревьев, животных , птиц. Объясняет, кто(что?) какого цвета. Пальчиковыми красками проводит полоску этого цвета на листе бумаги.

«Наблюдаем»

Дети рассматривают сюжетную картинку в течение 3 минут. Потом закрывают глаза и рассказывают что запомнили.

«Демонстрируем картинки»

взрослый показывает картинки- самолет, яблоко, машина и др. Следует задать вопросы:»Что это? Кто это? Для чего это? Какое это?)

«Времена года»

Сначала взрослый рассказывает о времени года, которое стоит сейчас, объясняя его признаки, потом просит детей рассказать, что они знают о других временах года. Загадывает загадки.

Листья желтые летят,

Дождик льет на всех подряд,

Птицы на юг собираются

Время года как называется?...(осень)

Лыжи, санки и коньки

И на елке огоньки.

Снежинки кружатся, летают

Когда это бывает? (зимой)

Природа просыпается,

Птицы возвращаются,

Почки набухают,

Когда это бывает?  (весной)

Можно плавать, загорать,

В лес пойти грибов набрать,

Много солнца, много света

Что за время года? (лето)

«Ищем различия»

Взрослый показывает детям несколько пар картинок и спрашивает, чем отличается одно от другого: сапоги и тапки, тарелка и чашка, автобус и троллейбус. Если ребенок затрудняется с ответом , взрослый задает наводящие вопросы.

«Ищем сходства»

Взрослый показывает несколько пар картинок и просит рассказать. Чем похожи изображения :кошка и собака, заяц и белка, груша и яблоко, зонтик и гриб.

«Рассказ по картинке»

детям предлагают рассмотреть сюжетные картинки: дети играют, обедают. Гуляют. Взрослый просит рассказать, что ребенок видит на картинке. Помогает рассмотреть детали.

«Последовательность действий»

Взрослый задает детям вопросы « Что делают сначала, обедают или моют руки? Сначала надевают ботинки или носки? И др.»

«Собери картинку»

Ребенку предлагается собрать картинку из частей (2-4 части).

«Кто больше?»

Детям предлагают какой-нибудь глагол (шипеть, свистеть, убежать и т.д.), а они должны назвать как можно больше предметов. способных выполнять это действие

4-5 лет

«Выбираем букву»

Взрослый предлагает детям выбрать букву и называть по очереди слова, которые с этой буквы начинаются.

«Отгадай по признаку»

Взрослый называет 304 признака, дети должны отгадать, кто это или что это. Например: холодное, сладкое, может растаять -мороженное, белый с длинными ушами, живет в лесу -заяц и т.д.

«Назови, одним словом»

Взрослый предлагает детям карточки с изображением яблока, груши, апельсина. Банана и просит назвать одним словом. И т.д.

«Абстрактные понятия»

Взрослый спрашивает у детей, что такое «давным-давно», «не далеко, не близко», «чудо-юдо», «тридевятое царство», «то не знаю что».

«Отгадываем загадки»

В норке живет,

Корку жует

Любит сыра крошки,

И боится кошки.(мышь)

Он живет в лесу под елкой,

Из него торчат иголки,

На клубочек он похож.
Кто это ребята?  (еж)

Живет на опушке

В старой избушке,

В ступе летает,

Детишек пугает.(Баба Яга)

«Противоположности»

Взрослый называет детям слово и предлагает ответить противоположным по значению. Примеры слов: большой, старый, мокрый, тяжелый, грустный, умный, сложный, сильный ,злой, внутри, над, сверху, открытый, длинный, чистый, тихий, богатый, быстро, начало и т.д.

«На что похоже?»

Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую фигуру и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг – пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч; прямоугольник – чемодан, кирпич. Телевизор и т.д.

«Смысловые ряды»

Взрослый предлагает детям закончить смысловой ряд. Догадавшись каким, будет последнее слово

-волк-заяц. Кошка-…

-лиса-лисенок, волк-…

-пальто-зима. шорты-..(лето)

-море-вода, суша-..(земля)

-белка - орешки, медведь - ..(мед)

5-7 лет.

«Назови лишнее слово»

Взрослый читает ряд слов. А дети по очереди называют лишнее слово:

-ручка, карандаш. Мелок, фломастер, ластик;

-машина, автобус ,троллейбус, трамвай, самолет;

-зеленый, красный, стеклянный, розовый;

«Чем отличаются?»

Взрослый задает вопросы. А дети отвечают, дополняя друг друга: «Чем отличается лето от осени? Луна от солнца? Море от реки?»

«Объясни не называя»

Взрослый предлагает детям по очереди брать картинку с изображением кого или чего-нибудь. Взяв картинку, ребенок должен сказать другим детям, что на ней нарисовано, не называя само изображение.

«Найди ошибку»

Перед каждым ребенком лежит лист бумаги и красный карандаш. Взрослый читает стихотворение. Потом детей просит нарисовать столько кругов, сколько они вспомнят ошибок.

Валера проснулся,

В перчатки обулся.

Умылся лимонадом,

Взял плитку шоколада.

На синего жирафа

Спрыгнул со шкафа.

Дал жирафу шоколад

И поехал в детский сад.

Нет в саду детишек-

Девчонок и мальчишек,

Мамы с папами сидят,

Кашу манную едят.

«Придумай слово»

Взрослый называет первый слог, а дети должны придумать слово, которое начинается с этого слога. Например, «ма» -малина, машина, магазин, макароны, малыш и т.д.

«Больше - меньше. Выше - ниже»

Задавать детям вопросы по очереди: «Голубь больше воробья, но меньше (вороны, утки, орла)? Лягушка больше жука, но меньше (рыбы, птицы, ежа)? Куст ниже дерева, но выше (травы, цветка)?

«Составление предложений»

Взрослый говорит наугад три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш», «медведь». Детям дается задание составить как можно больше предложений с этими словами

«Способы применения предмета»

Называется какой- нибудь известный предмет, например «книга». Надо назвать как можно больше способов  его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, прикрыть бумаги на столе. Следует вести запрет на называние безнравственных способов применения предмета.

«Отгадай число»

Ведущий загадывает число (от1 до16), дети должны задавая вопросы отгадать его. Ответы односложные –да, нет. Цель – задать как можно меньше вопросов.

«Арифметический мяч»

Дети бросают мяч один другому, при этом называя число и какое-нибудь арифметическое действие ( например: 3 плюс 5). Тот кто ловит мяч, должен сказать ответ, назвать арифметическое действие и бросить следующему игроку.

«Три предмета»

Детям предлагается назвать по три предмета, которые включают два признака: прозрачный, голубой -небо. Вода, хрусталь.

-теплый, пушистый

-сладкий, мягкий

-зеленый, ароматный

-звонкий, веселый

«Четвертый лишний»

Детям называют группу слов, три из которых объединены по какому-либо признаку, а четвертое не подходит.

«Соседи»

Ребенок раскладывает карточки о 1 до 10 в порядке возрастания. Затем взрослый может с ним обсудить, какие цифры лежат рядом, какие далеко друг от друга . После этого ребенок должен назвать «соседей2 каждой цифры. Другой вариант,- какой общий сосед у цифр 3 и 5?

«Я знаю»

Ребенок бьет мяч о землю рукой, на каждый удар произнося : «Я знаю пять ..(цветов, городов, растений и т.д.)Если ребенок ошибается или уронит мяч. Очередь переходит к другому игроку.

«Похоже - непохоже»

Рядом ставят две картины. Дети делятся на две команды, одна из которых должна найти сходства, другая различия.

«Сложи сказку»

1.Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет.

2.Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.

             

   

ВНИМАНИЕ

«Сколько имен?»

Взрослый читает стихотворение 2 раза. Потом дети должны назвать имена, которые они запомнили.

Во дворе играет Света,

Коля кушает конфеты,

Мила слово пишет мелом,

Юра мяч кидает смело.

На качели села Таня,

Карусели занял Ваня,

Люда ловко едет с горки,

 Грузовик везет Егорка.

«Найди 10 отличий»

Взрослый предлагает детям рассмотреть карточки и найти отличия.

«Слушаем звуки».

Взрослый предлагает детям 3 мин посидеть в тишине, а потом назвать звуки, которые они слышали.(или аудиозапись).

«Что появилось?»

Взрослый ставит на стол несколько предметов: кубик, чашку, машинку и др . Дети смотрят на предметы в течении 1-2 мин.Затем взрослый просит отвернуться и добавляет к ряду предметов еще несколько. Просит повернуться и назвать, что появилось.

«По порядку»

Перед ребенком в ряд разложены 6-8 карточек с  разными изображениями. Ребенок смотрит на карточки в течение 2 мин. После чего карточки перемешивают и просят ребенка разложить их в том же порядке.

«Белое  - черное»

Положить 10 полосок (длина 10 см), чередуя: две белые, две черные, одна белая, три черные, две белые. Дети смотрят на полоски в течении 1 мин. Взрослый просит детей отвернуться и раскладывает черные полоски к черным, белые к белым. Затем просит детей разложить, как они лежали. У каждого ребенка свой набор полосок.

«Сколько сладостей?»

Взрослый читает стихотворение, потом просит детей назвать сладости, которые они запомнили.

У Иришки конфеты «мишки»,

У Марины апельсины,

У Сережи огурец,

У Никиты леденец,

Ириски у Лариски

Печенье у Бориса.

У Наташи кефир,

У Аркаши зефир,

Яблоки у Коли,

Мармелад у Поли.

Ватрушка у Танюшки,

Варенье у Илюшки.

 Картинки «Что перепутал художник?»

Предоставив детям такую картинку, следует сказать. Что пока пересыпается песок в песочных часах, они должны найти как можно больше неточностей.

«Зачеркни кружок с точкой»

На листе бумаги нарисовать 25 кругов диаметром с пятирублевую монету. Внутри некоторых поставить точку. Пока пересыпается песок в песочных часах. Зачеркнуть точку внутри кругов.

«Вещи вокруг нас»

Взрослый предлагает детям внимательно осмотреть кабинет в течении 3 мин. Потом дети закрывают глаза и отвечают на вопросы: Что лежит на столе? Что стоит в шкафу? Что висит на стене?» и т.д.

«Сосредотачиваемся»

Сидя на подушках , дети под музыку в течении 2 мин. Смотрят на мяч, который лежит в центре комнаты.

«Канон»

Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т.д.

«Наоборот»

Нужно на вопросы отвечать, словом и кивком головы. При этом если согласны говорить «да», одновременно покачиваем  головы выражать несогласие , и наоборот.

«Будь внимателен»

Дети шагают под марш. Затем на слова «зайчики»-прыгают, на слово «лошадки»- как бы ударять «копытом» об пол, «раки»-пятиться, «птицы»-бегать раскинув руки в стороны, «аист «-стоять на одной ноге.

«Слушай хлопки»

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста. Если ведущий хлопает 2 раза, играющие принимают позу «лягушки». На три хлопка возобновляют ходьбу.

«Четыре стихии»

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля» все должны опустить руки, «вода»- вытянуть вперед, «воздух»-поднять руки вверх, слово «огонь»-произвести вращение руками.

«Зеваки»

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.

«Внимательные руки»

Ведущий читает ряд слов, в которых есть звуки «И», «Й» или без них. Дети внимательно слушают и. если в слове есть звук «И», поднимают правую руку, если есть звук «Й»- левую, если нет ни той, ни другой- руки остаются на коленях.

(лифт, игра, йод, воробей, вагон, аллея, байдарка, конница, ладонь, птица, балкон, ученый и т.д.)

«Перекличка - путанка»

Ведущий ,называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то имя, то фамилию. Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы имя и фамилия.

«Не пропусти профессию»

дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгнуть на месте.

(лампа, водитель, ножницы, архитектор, сено, терпение, парикмахер, ложка и т.д.)

«Много- один»

дети сидят в кругу. Ведущий бросает мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок возвращает мяч- в единственном.

«Зверь , птица, небылица»

Дети вместе со взрослым называют слова (зверь, птица, небылица)

Когда ведущий говорит стоп, на каком слове остановился- ребенок

называет или птицу, зверя, небылицу.

«Мальчик (девочка) наоборот».

Круг. Ведущий показывает действия, все повторяют. Мальчик, (девочка) наоборот должен делать не так как все.

       

ПАМЯТЬ

«Повтори за мной»

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному

ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий.

Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если верно, вниз если нет.

«Запомни свое место».

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на места.

«Запомни свою позу»

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен стать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

«Запомни движение»

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

«Вот так позы!»

Играющие принимают различные позы, водящий посмотрев на них должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение.

«Запомни порядок»

4-5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и сказать, кто за кем стоит.

«Художник»

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

«Кто что делал?»

4-ро играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку они по очереди выполняют различные движения и повторяют их 4 раза, 5 й ребенок должен запомнить, что они делали и повторить их движения.

«Тень».

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на 2-3 шага сзади. Второй ребенок –это «тень» первого. Он должен повторять все действия первого ребенка, который то сорвет цветок, то нагнется за камушком, то поскачет на одной ноге, то остановиться и посмотрит из-под рук и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...