Основы грамоты в дошкольном возрасте
материал (старшая группа) на тему

Лебедевич Ольга Анатольевна

Родители спешат научить ребёнка чтению, при этом пропускают такой важный момент как обучение грамоте.Эта статья расскажет, для чего нужно научить ребёнка слушать и слышать звуки, как  занятия обучение для успешного в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_gramoty_v_doshkolnom_vozraste.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Основы грамоты в  дошкольном возрасте

Сколько разных звуков вокруг мы слышим – звук мотора, шелест листвы, журчанье воды и человеческая речь. В младшем дошкольном возрасте вы можете начать объяснять ребёнку, что речь человека состоит из разных звуков. И он это поймёт, особенно если ваши занятия будут носить системный и постоянный характер. Давайте разберёмся, что ребёнок должен усвоить прежде, чем мама начнёт учить его чтению. Самое главное и необходимое условие для освоения навыков чтения – это умение различать звуки на слух, интонационно выделять заданный звук в слове, определять его местоположение, твёрдость или мягкость. Начать можно с очень простых упражнений, в которых ребёнок должен повторять за вами разные звуки. Объясните, что при произнесении разных звуков губки складываются по - разному, язычок работает или «спит на подушечке» (как, например, при произнесении гласных звуков). Сядьте с ребёнком так, чтобы он мог видеть ваши губы и проговаривайте звуки чётко, медленно и громко. Ваш сын или дочь должны повторить звук за вами, стараясь выделить его артикуляционно. Можно выполнять эти упражнения перед зеркалом, тогда ребёнок сможет видеть и свои губы при произнесении разных звуков. Начните работу с гласных звуков А, О, У. Это наиболее простые для восприятия на слух звуки. После работы над артикуляцией, переходите к поиску нужного звука в словах. Предложите малышу произнести несколько раз звук  А  и послушать, как он звучит. Затем скажите, что звук  А  любит прятаться в разных словах, например: МАК. При произнесении слова интонационно выделяйте звук (более громко и длиннее) и постарайтесь, чтобы ребёнок смотрел на ваши губы. Попросите его повторить слово со звуком А, и закрепите: «В слове МАК мы слышим звук   А». Придумайте и запишите себе на листочке сразу несколько слов, в которых есть звук   А.  Подберите слова, где нужный звук находится в разных частях слова: в начале, в середине и в конце (но пока не заостряйте внимание ребёнка на этом факте). Чтобы ребёнку было интереснее, используйте картинки или развивающие карточки на вычленение определённых звуков.
Помните, у многих детей на первых порах возникают трудности. Решить их помогут только многократные повторения и доброжелательное отношение взрослого. Наберитесь терпения, ваши труды обязательно дадут положительный результат.

После того, как ребёнок поймет, как выделить нужный гласный звук в слове, переходите к интонированию согласных. Для того, чтобы ваши упражнения приносили удовольствие, давались ребёнку легче, можно оживлять звуки. Например: «Ж-Ж-Ж» – песенка жука, «Ш-Ш-Ш» – песенка ветра и т.д. Методика работы такая же, как и с гласными звуками:
– отдельное чёткое проговаривание звука;
– интонационное выделение звука по примеру взрослого;
– работа с карточками и словами;
– самостоятельное проговаривание слов и выделение звука.

Параллельно с выделение согласных звуков происходит формирование умения различать твёрдые и мягкие звуки. Для этого тоже используются игровые приёмы и одушевление. Ребёнку предлагают попеременно называть то твёрдый, то мягкий звуки, искать подобные звуки в окружающем мире. У звуков появляются младшие братцы (мягкие). Перебрасывая друг другу мячик, можно называть то старшего братца (твердый звук), то младшего. Можно надувать шарик большим насосом «С-С-С», а можно маленьким «СЬ-СЬ-СЬ», большой колокольчик звенит так «З-З-З», а маленький «ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ» и т.д. Можно подобрать карточки с изображением предметов и делить их на группы, выделяя мягкость или твёрдость нужного звука или играть в развивающие игры, направленные на формирование звуковой культуры речи.

Через некоторое время, когда ребёнок сможет без труда выделять звук, переходите к определению его местоположения в слове. Если ребёнок открывает рот и сразу слышит нужный звук, значит, он стоит в начале слова. Если после заданного звука других звуков нет, то звук находится в конце. Звук так же может прятаться и в середине слова.
Закрепить умение выделять и чётко произносить звуки в игровой форме,  помогут 
стихи на формирование звуковой культуры речи и  артикуляционные упражнения. К концу года ребёнок сможет правильно определять и называть первый звук в слове, называть слова, в которых нет или есть нужный звук, составлять слова на определённый звук, различать и называть мягкие и твёрдые звуки. Всё это поможет ребёнку с лёгкостью освоить принцип слияния звуков в слоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Опыт применения компьютерных технологий при реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в дошкольных образовательных учреждениях

В статье описываются некоторые возможности использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях при изучении детей старшего возраста курса программы "Основы безопасности дете...

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)

Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...

Годовое перспективное планирование. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Старший возраст. 5-6 лет

Перспективный план по ОБЖ  (по Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной) для детей старшего дошкольного возраста...

Годовое перспективное планирование. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Средний возраст. 4-5 лет

Годовое перспективное планирование. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Средний  возраст. 4-5 лет...

Фонематическое восприятие, как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие, как основа в подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста...