САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал (старшая группа) на тему

Аненкова Татьяна Анатольевна

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будующей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №22 «Тополёк»

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

воспитателя 1 квалификационной категории

Аненковой Татьяны Анатольевны

на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего

дошкольного возраста»

г. Бердск 2016 год

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Согласно ФГОС, игра остается ведущим видом деятельности детей. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции общения, познания и труда, а также средство развития других видов деятельности. Игру от других видов деятельности отличает непродуктивный характер: направленность на игровой процесс и переживания играющего, наличие воображаемой ситуации. Значение игры для формирования личности невозможно переоценить.

В системе дошкольного воспитания присутствуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию коммуникативной и эмоциональной сферы, и как следствие этого – возникновение конфликтных ситуаций между дошкольниками. Проблема межличностных конфликтов и их позитивное разрешение приобретает сегодня особую значимость.

Отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, являются основой его духовно-нравственного становления. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания, определяют главные человеческие поступки. На мой взгляд, возможным выходом из этой ситуации, является воспитание у дошкольников положительных качеств личности через сюжетно-ролевую игру.

       Этапы сюжетно-ролевой игры должны постепенно ввести ребенка в роль, помочь ему скоординировать свои действия, осуществить игровое общение с другими детьми и привести к разрешению игровой ситуации. Полученный опыт в ходе взаимодействия и является главной целью сюжетно-ролевой игры.

        Наблюдая за детьми во время их общения, мною было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договорится, отстоять свою точку зрения без обид, драк. В совместной деятельности, возникали трудности, когда надо уступить, или просто подойти и предложить помощь, видя затруднения другого ребенка. Причиной этому явилось преобладание в группе детей – лидеров. Опираясь на свои наблюдения, я сделала вывод, что последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью, неумением сочувствовать, уступать, радоваться успехам сверстников. И поскольку именно в возрасте 5 – 7 лет оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.

Эти наблюдения натолкнули меня на более углубленное изучение темы «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».

Учитывая значимость выбранной темы, была определена цель:

формирование положительные взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи своей деятельности:

- сформировать положительные взаимоотношения между детьми

    группы;

          -  создать предметно-игровую среду, отвечающую современным

            требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой

            деятельности.

- разработать и внедрить программу «Поиграй - ка»

Ознакомившись, с литературой по данной теме я создала свою систему работы по данному направлению и разделила ее на три этапа.

На первом этапе с целью определения основных направлений работы, я изучила психолого-педагогическую литературу по формированию взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх между детьми, подобрала диагностический материал.

С целью выявления уровня сформированости положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх было проведено обследование.

        Выявление уровня развития конфликтного поведения старших дошкольников осуществлялось с помощью  проективной методики «Картинки» (Калинина Р.Р.).

        Анализ высказываний детей показал следующие результаты: 2-е детей (17%) имеют статус «отверженного»; 2-е детей (17%) – «изолированных». Характеристика непопулярных детей раскрылась сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не дает игрушки» и т.д. В группу «изолированных» попали часто болеющие дети.

        В группе преобладают дети с социометрическим статусом «предпочитаемые» - 7 детей (58%, которые проявляли активность. могли играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников). Среди  популярных детей  в группе  выявлен 1(8%) ребенок, которого сверстники охарактеризовали следующим образом: «добрый», «мой друг», «самый умный», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает».

        Результаты социометрического обследования показали, что дети, которые имели неблагоприятный статус среди сверстников, конфликтные ситуации предпочитают разрешать путем агрессивных действий или жалоб.

Наблюдая за детьми я поняла, что конфликтные ситуации в процессе игры возникают довольно часто, но конфликты не являлись острыми и длительными.

        Анализ результатов выполнения методики показал , что детям было легче уйти от конфликтных ситуаций, жалоб взрослому. Агрессивные решения существенно преобладали в детских ответах, нежели самостоятельные действия.

На основе этих данных я выделила следующие направления своей работы:

- развитие эмоциональной и социальной адаптации детей;

- обогащение представлений об окружающем;

- создание условий, обеспечивающих игру «здесь» и «сейчас»;

- определение своей позиции и обогащение игрового опыта детей.

В развитии эмоциональных и социальных навыков отношений детей очень эффективными были дидактические игры: «Угадайте,  какой я?»

 - по узнаванию и умению изображать основные эмоции.

- психотренинги Чистяковой (этюды всех чувств и эмоций) игры «Горячо - холодно», «Кого не стало?», «Ручеёк» в которых у детей зарождалось чувство коллективизма, появлялись положительные эмоции от общения друг с другом.

Кроме этого разработала перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр. Изменила форму проведения занятий, строю их в виде игр, путешествий, занятий-прогулок, занятий-сказок

Мною оформлены центры для игр «Диагностический центр», «Супермаркет», «Салон красоты», «Библиотека», « Банк». «Туристическое агентство», «Пиццерия», «Спасатели», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.

 Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью использую костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка  для спасателя и т.д.), в изготовлении которых оказывают помощь родители.

 Развитию игровой деятельности способствует использование «Игротеки», регулярное пополнение игрового материала, изготовление атрибутов для игр, выставки книг, изготовление и рассматривание тематических альбомов, чтение художественных произведений.

 Играя с детьми, создаю проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности.

Также на этом этапе работы был разработан проект «Семья» ознакомиться с которым можно на сайте http://www.proshkolu.ru/user/anenkova45/

Цель проекта:

Формирование у детей понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи
  • Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи
  • Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений
  • Способствовать активному привлечению родителей к жизни ребенка в детском саду
  •  Познакомить с понятием “генеалогическое древо семьи”

На втором этапе моей работы с  целью формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста была разработана программа  «Поиграй-ка», которая позволила удовлетворить запросы родителей и в большей степени учесть индивидуальные особенности детей.

Ознакомиться с программой можно на сайте http://www.proshkolu.ru/user/anenkova45/

В программе «Поиграй-ка» содержание, и тематика различных игр представлены как целостные и взаимосвязанные компоненты образовательного процесса.

Содержательная часть программы состоит из трёх частей:

  • «Бытовые игры»;
  • «Производственные игры»;
  • «Общественные игры»

         Сначала был подобран игровой материал. Были проведены подготовительные к играм – занятия. Проводились беседы. Между детьми были распределены роли: мама, папа, сестры, врач, продавец, учитель, таксист. После чего совместно с детьми разыгрывались игровые ситуации.

Были проведены игры на нравственные темы по содержанию литературных произведений, несущих в себе эталоны нравственного, доброжелательного поведения.

Обогащение представлений детей об окружающем происходило так же в дидактических играх: «Кому что нужно», «Город мастеров», «Мы не скажем, а покажем», «Если бы я был …» - в которых дети учились определять основные ролевые действия, личностные качества и особенности отношений между людьми разных профессий. С этой целью были проведены ряд экскурсий, при этом я большое внимание уделяла особенностям общения взрослых людей (например: как вежливо ведут себя продавец и покупатель).

В создании условий, обеспечивающих игру детей, я осуществляла оснащение игровых уголков атрибутами игр (их изготовила совместно с детьми), продолжала обогащать группу полифункциональными предметами, которые дети потом применяли как предметы заместители.

Я постоянно поощряла спонтанные игры детей, что развивало их активность, инициативность, что способствовало появлению новых моделей общения между ними; обращала внимание детей на доброе, вежливое  поведение их товарищей, на такое поведение героев и в играх детей.

Свою работу я выстраивала таким образом, чтобы дети ежедневно могли обогащать свои навыки общения: чаще играли (т.е. соблюдение режима дня), умели находить решения в различных проблемных ситуациях общения (образец их разрешения).

Я постоянно вовлекала в игры детей, не  пользующихся популярностью в группе, подбирала подходящего партнера, роль для ребенка (игнорируемого), помогала успешно ее осуществить, что влекло за собой признание ребенка товарищами, принятие его в игру на равных.  

Дети в своих играх часто отстраняли от игры того, кто хвастался, командовал, зазнавался, был несправедлив. Если я видела, что «наказуемый» осознавал своё поведение, то предлагала им поиграть снова с ним, так как я не ставила задачи лишить ребёнка авторитета или потерять веру в себя, а прощение плохого поступка является образцом доброжелательного отношения друг к другу.

Я строила свою работу таким образом, чтобы у детей возникали лишь добрые отношения к игре (не возникало ощущения, что нужно играть каким – то определенным образом, а не как хочешь).

В ходе бесед и непосредственного участия в играх (на вторых ролях) я давала образцы поведения, как можно пригласить товарищей в игру, как отказаться или «войти» в неё, как справедливо разделить роли, атрибуты игры. Я специально создавала такие ситуации, в которых детям нужно было общаться друг с другом, проявлять свои положительные качества (например: я брала на себя роль старушки в автобусе, дети при этом резко меняли свое ролевое поведение, становились более мягкими, стремились помочь, вежливо разговаривали).

Так же я обращала внимание на то, что моей задачей было организовать, спровоцировать детей лишь на положительное общение, поэтому взаимоотношения детей были в центре моего внимания всегда, а не только в конфликтных ситуациях.

Очень эффективным методом решения спорных ситуаций в играх были нахождение компромиссов и беседы-обыгрывания после игры (имена детей не назывались) иногда использовались игрушки «плохой», «добрый» заяц. Дети с удовольствием обсуждали такие проблемные ситуации.

Так как дети иногда изображали в играх и негативные поступки (пьяных, ссоры, драки), то я в таких случаях отвлекала детей, вызывала каким – либо вопросом интерес к другому сюжету, теме игры, а главное вызывала негативное отношение к этим играм, чтобы детям больше самим не хотелось изображать такие действия и таких людей в игре.

В своей работе я опиралась на изречение А.С. Макаренко «Я, как педагог, должен с детьми немножко играть, если я буду поучать, требовать, настаивать я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой».

Когда я провела повторное обследование детей по тем же методикам, то обнаружила, что характер взаимоотношений детей в группе несколько изменился.

Количество детей в приближенном кругу увеличилось, отверженных детей в группе нет, нет игнорирования, в возникающих ссорах дети стараются применить свои навыки и знания, умения ладить и договариваться.

Таким образом, на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста оказывает  влияние эмоционально насыщенное общение детей друг с другом,  внимание к товарищам в процессе организации игры и соблюдение нравственных норм между героями.

На третьем  этапе стала традиционной формой работы «Гость в группе». Родители разных профессий приходили в группу, рассказывали о своей профессии, играли с детьми в эти сюжетно-ролевые игры, где были образцом  поведения людей этой профессии.

В самостоятельной деятельности у детей появились игры, возникающие по их инициативе. Действия детей приобретали сюжетный характер и объединялись в цепочку, имеющей жизненный смысл.

Также на третьем этапе был реализован проект «Играем в журналистов» ( на сайте http://www.proshkolu.ru/user/anenkova45/)

Цель проекта:

  формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе  игровой и продуктивной деятельности.

Задачи проекта:

  • формировать начальные представления о профессиональных

           журналистских качеств и навыков

  • создание у дошкольника чувства принадлежности к группе, развитие

           положительных эмоций от общего, творческого дела;

  • развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала

           каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и успешного

            взаимодействия детей друг с другом.

Анализируя свою работу по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста  я пришла к выводу, что именно в игре происходит их наиболее успешное развитие.

По результатам проведенной работы могу сказать, что дети стали принимать участие в совместной игре, организовывать товарище, играть длительно, увлеченно, сосредоточенно; разговаривать спокойно, вежливо просить, предлагать товарищу свою игрушку, уступать роль, оказывать помощь; проявлять сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками.

В результате своей работы я заметила успехи детей – атмосфера в группе стала доброжелательней.

 В соответствии  с этим я буду совершенствовать разработанные мной методы работы, и осуществлять свою педагогическую деятельность по всестороннему, гармоничному развитию детей, а в частности по развитию положительных взаимоотношений в детском коллективе.

Я считаю, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством в формировании положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

В результате нашей совместной с детьми работы созданы необходимые условия для формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх, а значит:

- у детей сформировались положительные взаимоотношения между детьми группы;

- разработала и внедрила программу «Поиграй - ка»;

- создала предметно-развивающую среду;

По результатам педагогических наблюдений у детей повысился уровень сформированности положительных взаимоотношений на 30%

В перспективе планирую формировать у детей положительные взаимоотношения через сказкатерапию.

Воспитатель                                                       Аненкова Т.А.

Пять моделей взаимодействия старших детей дошкольного возраста с младшими. (Выделенные Е.Герасимовой).

- Запретительная: старший ребёнок не позволяет младшему включиться в деятельность, стремиться сделать его только наблюдателем, допускаются ответные реакции в виде реплик, жестов. Динамики взаимодействия нет, т.к. прослеживается явное доминирование инициативы старшего, который достигает результата.

        - Ограничительная: старший включает младшего в свою деятельность, но регламентирует каждый его шаг; инициатива в действиях принадлежит старшему, но походу взаимодействия инициатива младшего растет.

        - Созерцательная: старший наблюдает за действиями младшего не вмешиваясь. Его инициатива заключается лишь в постановке цели. Старший лишь иногда исправляет, оценивает младшего.

        - Направляющая: старший ребенок организует деятельность, пытаясь руководить словесно, однако в ходе её влияние старшего увеличивается. Взаимные влияния нарастают, старший почти всегда исправляет младшего.

        - Сотрудническая: характеризуется балансом инициативы старшего и младшего в вербальном и практическом плане. Результата деятельности достигают оба партнера.

Журнал «Дошкольное воспитание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности....

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Самоанализ педагогической деятельности

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от воспитателя  способно...

Самоанализ педагогической деятельности.

Цель моей педагогической деятельности: создание  благоприятных условий  для всестороннего развития личности дошкольника средствами художественно-эстетического воспитания.Задачи:Сохраня...

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ моей педагогической деятельности (2010 г.)...