Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».
материал на тему

Рябцева Людмила Владимировна

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

L:\люда документы  портфолио\НА ПАРТФОЛИО В ИВАНОВО\сканироданные страницы\img258.jpg

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».

Подготовила и провела Рябцева Л. В.

Музыкальный руководитель

МКДОУ д.с. с. Тимирязево

Цель: Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить участников с основными музыкальными способностями, составляющими ядро музыкальности: ладовым чувством, музыкально-слуховыми представлениями и чувством ритма.
  2. Совершенствовать приемы проведения музыкально-дидактических игр и последующего применения в практической деятельности.
  3. Развивать коммуникативные качества, навыки сотрудничества в коллективной деятельности.

Оборудование:

  • магнитофон;
  • аудиозаписи подвижных игр: «Сороконожка», «У оленя дом большой»;
  • музыкально-дидактическое пособие «Телевизор»;
  • 3 куклы - матрешки;
  • 2 куклы - марионетки (курица, цыпленок);
  • музыкально-дидактическое пособие «Ромашка»;
  • кукла «с живой рукой» Гном;
  • плоскостные ромашки с серединами трех цветов (красный, желтый, синий);
  • три коробки разных цветов (красный, желтый, синий);
  • нетрадиционные музыкальные инструменты (колпачки, погремушки, карандаши);
  • ободок для музыкально-дидактической игры «Сороконожка»;
  • мягкая игрушка «Заяц»;
  • плоскостная ромашка для проведения рефлексии.

Этапы работы, методы и приемы.

Содержание

Организационный момент

Приветствие

Сообщение темы

Основная часть

Изложение тезисов по теме

Демонстрация приема Игра «Сломанный телевизор»

Демонстрация приема Игра «Сколько нас поет?»

Демонстрация приема Игра «Курица и цыпленок»

Демонстрация приема Игра «Ромашка»

Сюрпризный момент

Вопросы к участникам

Деление на подгруппы

Демонстрация приема Игра «Музыканты»

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Подвижная игра «Сороконожка»

Заключительная часть

Рефлексия

Художественное слово

Ход мероприятия.

Педагог приглашает участников мастер – класса.

-Добрый день, уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».

Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Можно выделить три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр.

Овладение игровыми приемами работы значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных музыкальных способностей. Именно поэтому, сегодня мне бы хотелось посвятить свой мастер-класс этой проблеме.

Игровые приемы могут использоваться во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве и творчестве.

В процессе восприятия музыкальных произведений можно предложить детям узнать знакомую музыкальную пьесу, охарактеризовать её, назвать композитора. А можно и по-другому: педагог внесет на музыкальное занятие макет телевизора и скажет: «Мой волшебный телевизор сломался. В нем на экране появляется не то, что звучит. Вот посмотрите: Звучит пьеса «Лошадка», а на экране – изображение петуха. Помогите мне наладить телевизор!»

Дети с удовольствием прослушают предложенные произведения и подберут к ним картинки, соответствующие содержанию. А, если работа проводится со старшими дошкольниками, то они смогут подобрать и портреты композиторов. Подобные игры способствуют развитию у детей ладового чувства.

Для развития у детей звуковысотного слуха в процессе слушания можно использовать игру «Сколько нас поет?». Педагог вносит на занятие трех матрешек, ставит их на стол и говорит:

Вот матрешки непростые,

Вот матрешки озорные,

Не хотят в шкафу сидеть,

А хотят они вам спеть.

(напевает)

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки,

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

Отставляет одну матрешку в сторону и говорит от её имени.

А теперь я одна спою! (напевает) Одна пою.

А теперь мы вдвоем споем! (Подставляет вторую матрешку, напевает, проигрывает два звука) Вдвоем поем.

Подставляет третью матрешку. Действует аналогично.

Втроем поем.

А теперь отгадайте,

Сколько нас поет, узнайте!»

Проигрывает поочередно в разной последовательности один, два и три звука в аккорде или арпеджио.

Для проведения подобной игры вместо фортепиано можно использовать детские музыкальные инструменты: аккордеон, триолу, синтезатор.

Для развития навыка различения высоких и низких звуков можно провести с детьми игру «Курица и цыплята». Педагог вносит на занятие кукол-марионеток (курицу и цыпленка), говорит от имени персонажей:

Курица: Я пою всегда низко «ко-ко-ко» (проигрывает «до» первой октавы).

Цыпленок: Я пою высоко «пи-пи-пи» (проигрывает «до» второй октавы).

А давайте поиграем, кто сейчас поет, узнаем!

Проигрывает высокий или низкий звук. При правильном ответе персонажи машут крыльями и хвалят участников.

В этой игре тоже можно прибегнуть к помощи детских музыкальных инструментов: аккордеона, триолы, синтезатора.

Даже при исполнении песен можно использовать различные музыкально-дидактические игры, например, такую, как «Ромашка». Педагог вносит цветок, сообщает о том, что эта ромашка – волшебная, она загадала песни, которые нужно исполнить. Дети, вызванные по желанию, отрывают лепестки, на изнаночной стороне рассматривают картинки, узнают знакомую песню и исполняют её коллективно. Можно исполнить песни под фортепианное сопровождение, а можно под фонограмму. Давайте побудем в роли детей, выберите понравившийся лепесток.

Участники по желанию отрывают по одному лепестку, исполняют знакомые песни.

Молодцы! Замечательно пели! Все заслужили в награду по вот такой замечательной ромашке!

Педагог проносит поднос, на котором лежат плоскостные цветы с серединой разного цвета, участники выбирают понравившуюся ромашку.

Если поставить перед собой задачу по развитию у детей чувства ритма, то можно предложить детям повторить за педагогом ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов, а можно все обыграть:

К детям в гости приходит Гном.

Надевает куклу «с живой рукой».

Гном: «Тили-тили-тили бом!

К вам пришел веселый Гном.

Будем весело играть,

Будем ножками стучать.

Раз, два, три!(топает)

А ну-ка, повтори!(участники повторяют)

А если так?

А вот так?

День какой у нас хороший,

Будем хлопать мы в ладоши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три!(хлопает)

А ну-ка, повтори! (участники повторяют)

А если так?

А вот так?

Молодцы!

Для развития чувства ритма можно использовать музыкально-дидактические игры с детскими музыкальными инструментами. А сейчас посмотрите на свои ромашки, вы обратили внимание на то, что у них разные середины? Тех, у кого красные середины, попрошу взять два карандаша из красной коробки. Тех, у кого – желтые, попрошу взять по два колпачка из желтой коробки. А тех, у кого – синие, соответственно возьмут по одной погремушки из синейкоробки.

Гном: Нам всем некогда скучать,

Будем с инструментами играть.

Показывает барабан.

Гном: Бум-бум, барабан.

Что за шум и тара-рам?

Бум-бум, барабан.

Просыпайтесь по утрам!

А теперь вместе со мной отбивайте ритм этой песенки.

Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Педагоги первой группы с помощью карандашей отбивают ритмический рисунок.

Гном: Погремушки у ребят

Очень весело гремят. (2 раза)

А теперь вторая группа вместе со мной отбивайте ритм этой песенки.

Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Педагоги второй группы с помощью погремушек отмечают ритмический рисунок.

Гном: Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок…

Тук, тук, тук, туки,

Застучали каблуки…

А теперь вместе со мной поиграет третья группа!

Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Педагоги третьей группы с помощью колпачков отмечают ритмический рисунок.

Очень много подвижных игр предложено авторами Екатериной и Сергеем Железновыми. Все эти игры направлены на координацию движений со словами, что тоже способствует развитию чувства ритма. Вашему вниманию предлагаю игру «Сороконожка».

Позабавимся немножко

Станем все сороконожкой.

Предлагает желающим присоединиться к игре. Надевает ободок с усиками, включает аудиозапись С. и Е. Железновых «Сороконожка». Участники мастер-класса выполняют движения в соответствии с текстом игры.

Очень нравится детям игра «Дом оленя».

Предлагаю вам встать в круг. Педагог вносит зайца.

Заяц: Ой, беда, беда, за мною гонится охотник! Спасите, помогите!

Педагог, а в дальнейшем, и сами дети, предлагают спрятаться в доме у оленя.

Включает фонограмму. Участники выполняют движения в соответствии с текстом песни.

Эта игра способствует развитию умения детей слышать изменения в темпе музыки, умения соотносить движения со словами.

Сегодня вы познакомились с игровыми приемами в работе с детьми. Мне бы хотелось узнать ваше мнение об эффективности использования музыкально- дидактических игр в практической деятельности.

Педагог раскладывает внутри круга лепестки ромашки и предлагает участникам встать напротив того лепестка, высказывание которого соответствует их мнению

В конце нашей встречи мне бы хотелось прочитать стихотворение:

Играют дети во врачей,

В учителей и циркачей.

Играть они весь день готовы,

И будет так до самой школы.

Хотите к детству прикоснуться

И в мир чудесный окунуться?

Хотите детям ближе стать,

Хотите лучше их понять?

Тогда, детей не наставляйте,

А просто с ними поиграйте!

Спасибо за внимание!

http://www.playing-field.ru/img/2015/051800/0853840

http://www.playing-field.ru/img/2015/051800/0853840http://www.playing-field.ru/img/2015/051800/0853840

http://www.playing-field.ru/img/2015/051800/0853840

http://www.playing-field.ru/img/2015/051800/0853840

http://www.dobrieskazki.ru/skazki/raskraski-online_clip_gnom.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».

«Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр». мастер-класс....

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр»....

Развитие музыкальности дошкольника посредством музыкально-дидактической игры.

Музыкально-дидактическая игра – является эффективным  средством развития музыкально-сенсорных способностей у детей (формированию звуковысотного, тембрового, динамического, ритмического...

Развитие общих способностей посредством музыкально-дидактических игр

Развитие способностей всегда было одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений. С давних пор они стоят в ряду актуальных вопросов развития личности ребёнка с п...

Консультация для музыкальных руководителей " Развитие музыкальности дошкольника посредством музыкально-дидактической игры"

Музыкально-дидактическая игра – является эффективным  средством развития музыкально-сенсорных способностей у детей (формированию звуковысотного, тембрового, динамического, ритмического слух...