Мастерская педагога – профессионала. Музыкально-дидактические игры для детского сада
статья на тему

Рябцева Людмила Владимировна

Мастерская педагога – профессионала.

 

Музыкально-дидактические игры для детского сада

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

L:\люда документы  портфолио\НА ПАРТФОЛИО В ИВАНОВО\сканироданные страницы\img260.jpg

Мастерская педагога – профессионала.

Музыкально-дидактические игры для детского сада

В своей работе я использую музыкально дидактические игры.

Музыкально-дидактические игры развивают музыкальное восприятие ребенка, позволяют ему научиться слышать ритм музыки, ее характер, а также различать музыкальные инструменты на слух.

Игра «Волшебная котомка»

Цель: выявить умение детей сравнивать музыкальные звуки по высоте и тембру звучания и сопоставлять их со звуками окружающей среды.

Оборудование: небольшая цветная сумка, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, колокольчик, погремушка).

Методика проведения игры. Музыкальный руководитель из волшебной сумки достает какой-нибудь музыкальный инструмент, играет на нем и спрашивает ребенка: «Что напоминает этот музыкальный звук?»

Например:

     Барабан - Гром или пение птиц?

     Бубен - Шорох листьев или гром?

     Металлофон - Дождик или ветер?

     Колокольчик – Песня ручейка или стук молотка?

     Погремушка -  Скребется мышка или стучит дятел?

Игра «Что звучит?»

Цель: выявить умение детей различать музыкальные игрушки и инструменты на слух по тембру звучания, знание их названий (погремушки, бубен, барабан, металлофон, свирель, колокольчик).

Оборудование: музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, свирель, колокольчик, погремушка), ширма.

Методика проведения игры. Музыкальный руководитель за ширмой играет на музыкальном инструменте и спрашивает у ребенка: «Какой музыкальный инструмент звучит?»

Если ребенок не может ответить, музыкальный руководитель еще раз предлагает послушать. Если и на этот раз ребенок не может назвать инструмент, то музыкальный руководитель предлагает найти среди музыкальных инструментов, которые разложены за ширмой, тот, который звучал.

Игра «Солнышко и дождик»

Цель: проявлять умение детей воспринимать и различать разный характер музыки (веселая, грустная).

Оборудование: картинки с изображением веселого солнышка - «веселая» музыка и облака - «печальная» музыка.

Музыкальный репертуар: «Солнышко», муз. М. Раухверга; «Прогулка и дождик», муз. А. Филипенко.

 

Методика проведения игры. Детям раздают по две картинки с изображением «печального» облака и «веселого» солнышка. Дети слушают музыкальное произведение, признают характер музыки (веселый или грустный), поднимают картинку, соответствующую характеру музыки.

Игра «Кукла танцует и отдыхает».

Цель: выявить умение детей различать музыку по темпу (быстрая или медленная), динамикой (громкая или тихая).

Оборудование: кукла - игрушка.

Музыкальный материал: «Колыбельная», муз. Я. Степного; «Гопак», муз. Я. Степного.

Методика проведения игры. Детям раздают игрушки - куклы. Звучит музыка. Если она тихая, медленная, спокойная, ласковая - дети колышут куклу, а если быстрая, громкая, веселая, бодрая - дети танцуют с ней.

Игра «Кто в гости пришел?»

Цель: выявить умение детей петь естественным голосом доступные по содержанию песни разного характера в диапазоне «ре - ля», четко произносить слова.

Оборудование: игрушки «котик» и «петушок».

Музыкальный репертуар: Украинская народная песня «Котик серенький», песня «Петушок», муз. В. Витлина, сл. . А. Ременной.

Методика проведения игры. Педагог приглашает детей посмотреть, кто к ним в гости пришел. Когда здороваются с котиком - звучит мелодия песенки «Котик серенький», когда с петушком - мелодия песни «Петушок». Педагог рассказывает детям, что животные пришли послушать о себе песенки. К кому прикоснется животное, тот должен спеть песенку об этом животном.

Игра «Узнай и спой песенку»

Цель: проверить умение детей узнавать знакомые песенки и передавать в пении мелодию.

Методика проведения игры.

1 этап. Педагог предлагает ребенку прослушать поочередно несколько знакомых мелодий песен. Ребенку необходимо вспомнить название музыкального произведения или какую-то фразу из песни.

2 этап. Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песню за музыкальными фразами, проявляя особенности вокальных навыков. Петь без напряжения, протяжно, не спеша, отчетливо произнося слова.

Игра «Веселый концерт»

Цель: определить навыки детей петь в ансамбле, не отставая и не опережая друг друга.

Методика проведения игры. Педагог разделяет детей на небольшие группы и предлагает провести концерт. Каждая группа детей выполняет знакомую песню с музыкальным сопровождением.

Упражнение «Дятел»

(Сл. А. Фаткин, муз. Н. Леви)

Цель: определить навыки детей различать и воспроизводить ритм музыкальной мелодии.

Методика проведения упражнения. Педагог поет песню «Дятел», дети внимательно слушают. Потом еще раз пропевает, как «стучал» дятел, а дети индивидуально за ним повторяют аплодисментами или постукиванием, передавая ритмичный рисунок мелодии.

Игра «Бегаем - шагаем - прыгаем»

Музыкальный руководитель выбирает для обследования одну из предложенных игр.

Цель: выявить умение детей двигаться в соответствии с контрастными изменениями в музыкальном сопровождении, ритмично маршировать (спокойно, весело, бодро), бегать (весело, легко, мелко), подпрыгивать (как мячик).

Методика проведения игры. Педагог предлагает детям внимательно слушать музыку и в соответствии с ее характером выполнять движения. Под музыкальный фрагмент марша детям надо энергично шагать в свободном направлении, не толкая друг друга. Под веселую музыку - легко и мелко бегать на носочках, под веселый, игривый музыкальный фрагмент - подпрыгивать как мячик.

Задачу повторяют несколько раз.

Игра «Двигаться - отдыхать»

Цель: выявить умение детей двигаться в соответствии с контрастными изменениями в музыкальном сопровождении (марширование, бег, подпрыгивание).

Методика проведения игры. Педагог предлагает детям внимательно слушать музыку и в соответствии с ее характером выполнять движения. Звучит музыкальный фрагмент марша - дети энергично шагают, на спокойную музыку - дети приседают на корточки и подкладывают ладони под щеку, отдыхают. Когда звучит веселая, легкая музыка - дети весело, легко бегут на носочках друг за другом, вновь звучит спокойная музыка - дети отдыхают. Затем раздается игривая музыка - дети подпрыгивают на месте. Игру повторяют несколько р

Игра «Птички летают»

(Муз. Г. Фрида)

Цель: выявить умение детей чувствовать начало и конец музыки, отражать это в движениях; бегать небольшими группами в разных направлениях и указанном направлении под легкую, живую музыку.

Оборудование: два обруча - «домики», эмблемы или шапочки птиц.

Методика проведения игры. Дети - «птички» размещаются в двух «домиках». Педагог напоминает детям о том, что птицы летают легко, бесшумно, поэтому надо бегать на цыпочках, легко поднимая и опуская руки - «птички смахивают крыльями». Как только зазвучала музыка, дети выбегают из своей избушки и свободно двигаются по залу. Когда музыка перестает звучать – дети приседают. Опять звучит музыка – дети свободно двигаются по залу. Музыка заканчивается – дети бегут к своим «избушкам».

Игра с цветными платочками

(Украинская народная мелодия в обработке Я. Степного)

Цель: проверить умение детей передавать характер танца движениями (танцевальный бег, разведение рук, смахивания платочком, вместе со взрослыми кружение в круге и т.д.).

Оборудование: разноцветные платочки (по количеству детей).

Методика проведения игры. Педагог предлагает детям (игру проводят с небольшим количеством детей) взять в руки платочки. Затем педагог смахивает платком и пением зовет детей встать в круг:

Все в круг скорее бегите,

Платочки вы покажите.

Платочками помашем,

Потанцуем, споем.

Воспитатель под музыку показывает танцевальные движения, а дети повторяют.

Игра «Сколько нас поет?»

Цель: развития у детей звуковысотного слуха, различать сколько звуков звучит.

Оборудование:  три матрешки.

Методика проведения игры. 

Педагог вносит на занятие трех матрешек, ставит их на стол и говорит:

Вот матрешки непростые, вот матрешки озорные,

Не хотят в шкафу сидеть, а хотят они вам спеть.

(напевает)

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки,

На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.

Отставляет одну матрешку в сторону и говорит от её имени.

А теперь я одна спою! (напевает) Одна пою.

А теперь мы вдвоем споем! (Подставляет вторую матрешку, напевает, проигрывает два звука) Вдвоем поем.

Подставляет третью матрешку. Действует аналогично.

Втроем поем.

А теперь отгадайте,

Сколько нас поет, узнайте!»

Проигрывает поочередно в разной последовательности один, два и три звука в аккорде или арпеджио.

Игра «Весёлый гном».

Цель: развитие у детей чувства ритма.

Оборудование: игрушка гном.

Методика проведения игры: предложить детям повторить за педагогом ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов, а можно все обыграть:

К детям в гости приходит Гном.

Надевает куклу «с живой рукой».

Гном: «Тили-тили-тили бом! К вам пришел веселый Гном.

Будем весело играть, будем ножками стучать.

Раз, два, три!(топает)

А ну-ка, повтори!(дети повторяют)

А если так?

А вот так?

День какой у нас хороший,

Будем хлопать мы в ладоши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три!(хлопает)

А ну-ка, повтори! (дети повторяют)

А если так?

А вот так?

Молодцы!

Дидактическая игра с детскими музыкальными инструментами:

«Гном»

Цель: развитие чувства ритма .

Оборудование: Гном, карандаш, погремушка, колпачки.

Гном: Нам всем некогда скучать,

Будем с инструментами играть.

Показывает барабан.

Гном: Бум-бум, барабан.

Что за шум и тара-рам?

Бум-бум, барабан.

Просыпайтесь по утрам!

А теперь вместе со мной отбивайте ритм этой песенки.

Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Дети первой группы с помощью карандашей отбивают ритмический рисунок.

Гном: Погремушки у ребят

Очень весело гремят. (2 раза)

А теперь вторая группа, отбивайте ритм этой песенки.

Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Дети  второй группы с помощью погремушек отмечают ритмический рисунок.

Гном: Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок…

Тук, тук, тук, туки,

Застучали каблуки…

А теперь вместе со мной поиграет третья группа!

Для проведения подобной игры вместо фортепиано можно использовать детские музыкальные инструменты: аккордеон, триолу, синтезатор.

Игра:"Тихие и громкие звоночки"

Цель: развитие динамического слуха.

Оборудование: погремушки.

Методика проведения игры.  Педагог исполняет песню, дети подыгрывают погремушками тихо и громко.

Ты звени, звонче тише, пусть тебя никто не слышит...
Ты сильней звени звонок, чтобы каждый слышать мог.
Или же:
Погремушечка звени. Тихо тихо не шали.
Погремушка громко бей, чтобы стало веселей.


   Таким образом, интересно организованные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальный слух, развивают познавательные интересы, влияют на сенсорное развитие, способствуют интеллектуальному развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастерская педагога- профессионала

разработка дидактического материала...

Мастерская педагога – профессионала.

Мастерская педагога – профессионала.(дидактический и раздаточный материал)       Дидактическая игра «Пазлы настроения»Цель: развитие способности понимать эмо...

Мастерская педагога – профессионала.

Развивающий коврикРазвивающий коврик представляет собой полотно, которое выполняется из ткани или связано с использованием пряжи. Дополняется яркими аппликациями и различными подвижными элементами, с ...

Мастерская педагога-профессионала «Дидактические игры по цветоведению»

Мастерская педагога-профессионала«Дидактические игры по цветоведению»...

Мастерская педагога – профессионала Дидактическое пособие лэпбук «Основы безопасности и жизнедеятельности»

Мастерская педагога – профессионалаДидактическое пособие лэпбук «Основы безопасности и жизнедеятельности»       Важно не только оберегать ребенка о...

Круглый стол для педагогов ""Условия успешного развития игры в детском саду"

Детство - это не только беззаботная пора в жизни человека, но и период интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детстве, уже не восполнить взрослому человеку. Надо помнить: отнимая у...