Развитие артистических умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Елена Лисовская

Статья  о работе с детьми над развитие артистических умений в театрализованной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_artisticheskih_umeniy.docx210.9 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 № 17 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Музыкальный  руководитель:

Елена

Юрьевна

Лисовская

Медвежьегорск, 2015г.

Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности у детей. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость; способствует освоению элементов речевого общения. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу и перевоплощаясь в него, развивает личность ребенка. А так же  прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Основное преимущество театрализованной деятельности в том, что она позволяет достичь положительного результата с наименьшими усилиями, благодаря своей привлекательной форме, а так же помогает

установить партнёрские отношения с детьми. Кроме того, в процессе театрализованной деятельности раскрывается артистический и актёрский потенциал каждого ребёнка,  что, в свою очередь, способствует развитию чувств, глубоких переживаний ребенка, развивает эмоциональную сферу, заставляя сочувствовать персонажам.  Но самое главное – театрализованная деятельность  близка и понятна ребенку, т.к. глубоко лежит в его природе.

Наблюдая  за детьми, обратила внимание, что не все дети способны к полному перевоплощению, не используют все возможные средства выразительности для передачи образа литературного героя, не умеют находить связи между словом и действием, жестом и интонацией,  испытывают трудности при исполнении роли, не готовы к импровизации, не включаются в игровую деятельность, соответственно своим способностям и возможностям. А так же есть дети, которые не имеют опыта взаимодействия с театральным искусством.

 С целью выявления у детей актёрских умений, я провела диагностическое обследование своих воспитанников, в ходе которого предлагала им следующее:

1. Передать содержание текста, считывая интонацию, с которой звучит текст.

2. Произнести фразу с разными интонациями (удивлённо, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно).

3. Изобразить пантомимические этюды

- передать различные действия, например, котят:

- сладко спят;

- просыпаются, лапкой умываются,

- зовут маму,

- пытаются утащить сосиску,

- боятся собаки,

- охотятся.

- передать действия сказочных персонажей:

- как танцует добрая фея на балу у Золушки;

- как злится страшная ведьма на балу у Золушки;

- как здоровается Снежная Королева;

- как обижается Винни-Пух.

4. Этюды на изменение тембра голоса (нежно, удивлённо, с большим удовлетворением, трусливо).

5. Проговаривание с детьми скороговорок.

6. Простучать,  прохлопать,  протопать своё имя.

7. Образные упражнения под музыку: «Пляшущий зайчик», «Поезд», «Самолёт», «Марш деревянных солдатиков», «Заводная лошадка».

После проведения диагностических этюдов и упражнений я проанализировала умения детей в соответствии с критериями и сделала следующие выводы:

- многие дети не эмоциональны, не могут голосом, мимикой и пантомимикой передать образ персонажа,

-  в пантомимике отдельных детей наблюдается скованность, медлительность, порывистость движений,

-  в мимике – прослеживается бедность, вялость проявлений,

-  в речи – не меняется интонация, тон и темп речи,

- задания некоторые дети выполняют не самостоятельно, отсутствуют  стереотипные действия,

- не все дети проявляют интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников,

- практически все дети не используют для импровизации доступные им средства выразительности, такие, как жесты, мимику, движения.

В результате проведенной работы я определила для себя цель:  развитие артистических умений у детей старшего дошкольного возраста.

Наметила задачи:

- Познакомить детей с искусством драматического театра.

- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

- Поощрять исполнительское творчество, развитие способности свободно  держаться при выступлении, побуждать к импровизации с использованием доступных средств выразительности  жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа.

        - Развивать интерес к театральным играм, способствующим  раскрепощению детей.

- Развивать двигательные навыки.

- Развивать умение изменять тембр и силу голоса.

- Работать над активизацией мышц губ.

- Работать над развитием выразительной речи детей и речевого дыхания.

- Совершенствовать диалогическую речь.

- Развивать воображение; умение самостоятельно проигрывать сначала в       уме, а затем в действии цепочку заданных движений.

- Развивать умение передавать чувства и эмоции, умение владеть ими.

- Развивать слух и чувства ритма.

       - Вызывать интерес к театральной деятельности желание выступать вместе с коллективом сверстников.

- Воспитывать любовь к театру и культуру общения.

Основной формой работы по данному направлению я выбрала театрализованную деятельность.

Выбор именно данной формы работы обусловлен, прежде всего тем, что в условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте – это «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».  А театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Кроме того, в ходе использования в работе с детьми театрализованной деятельности решается целый комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях:

Социально-коммуникативное развитие

  • формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

  • воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
  • воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
  • развитие эмоций;
  • воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

• развитие монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.), и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Художественно-эстетическое развитие

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Для решения поставленных задач мной составлены  картотеки упражнений на развитие:

  1. Певческих умений.
  2. Звукообразования.
  3. Чистоты интонирования.
  4. Речевой выразительности.

А так же  картотеки:

 7. Артикуляционной  гимнастики.

 8. Этюдов на выразительность жестов.

 9.  Этюдов на выражение основных эмоций.

10.  Этюдов на изображение отдельных черт характера.

11. Логоритмических  упражнений.

12. Ритмических  игр с музыкальными инструментами.

 Для развития четкой дикции я использую дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения (сначала под ритмическую музыку или под счет  гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко). Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаю в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением.

На занятиях по театрализованной деятельности и музыкальных занятиях провожу артикуляционную гимнастику.

Для развития тембра голоса провожу игры, например, «Успокой куклу» (кукла плачет).

Для развития выразительности речи и умения изменять тембр голоса, совершенствования диалогической речи провожу игры («Медведь и ёлка», «Лиса и волк»),  в которых ведется диалог. Так дети учатся подражать голосам зверей.

Для развития силы голоса и речевого дыхания провожу игры  «Эхо» и «Гудок».  

Научить  наш язычок правильно, чисто и ясно произносить все звуки речи нам помогают скороговорки. Говорим радостно, возбуждённо, нежно, вопросительно, с осуждением: «Шла Саша по шоссе

и сосала сушку». Учим произносить скороговорки с изменением высоты голоса: как медведь, как заяц, как лиса, как птичка, птенчик.

Говорим с изменением тембра голоса: молодой, старческий, как разбойник, как принцесса, как кот Леопольд.

Знакомлю детей с понятием «мимика» и «жест». Игры на развитие мимики: съели кислый лимон, рассердились на драчуна, встретили знакомого, удивились, обиделись.  Этюд «Это удивительно!», «Я устал», «Сон», «Прекрасный цветок» (Цветок нежится на солнышке, поворачивая свою головку вслед за солнцем.)

На занятиях по театрализованной деятельности развиваем слух и чувство ритма. Все дети повторяют:  

Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.

Тра-та, та-та-та, тра-та.

Затем каждый отбивает ритм кулачком о ладонь. В заключение все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст и в нужный момент (никто знаков не подаёт) должны воскликнуть хором последнее «тра-та».  

Игра «Узнай по ритму». Дети отгадывают по ритму знакомое стихотворение из двух предложенных.

Проводим пантомимические упражнения и игры, такие как «Зоопарк». Дети изображают и узнают  тех, кто живёт в Зоопарке.

Упражнения на расслабление мышц «Штанга», «Отряхнём руки».

Работаем над сценической пластикой (Как ведёт себя лев на охоте или медведь ловит рыбу).

 Много неожиданного и интересного можно услышать, проводя упражнения на развитие чувств и эмоций. Дети учатся определять,  какого цвета удивление или на что похоже удивление по вкусу? Определяют, какой вкус у удовольствия и чем оно пахнет?

Те же задания дети выполняют с понятиями «терпение», «упрямство», «злость», «ликование», «испуг», «веселье», «обида», «счастье»,  «печаль». Этюд «Кривое зеркало» - дети должны передать чувства и эмоции, которые вызвало изображение.

Отгадываем загадки, проводим упражнения, которые тренируют память.

Используя пальчиковые игры, я добиваюсь у детей  выразительного речевого интонирования.

Дети с особым удовольствием выполняет движения и действия, связанные с творческими заданиями – воплощением различных образов.

Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.

Театрализованная деятельность всегда наполнена благоприятной атмосферой, способствующей установлению дружеских взаимодействий детей друг с другом.

На занятиях дети учатся лучше понимать друг друга. Для этого мы проводим игры: «Назови ласково соседа», «Дружилка», «Волшебный стул» (Приглашается один ребёнок, садится на  «Волшебный стул». Дети рассказывают о том, что видят они в ребёнке, его достоинства).

В нашем детском саду реализуется парциальная программа для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Театральная гостиная».  

Цель программы: Целостное развитие личности ребенка, его индивидуальности.                

Задачи программы:                                                                                - Приобщение детей к театральной культуре.                                        - Использование театрализованной деятельности в целях социально-эмоционального развития ребенка.        

- Формирование выразительности речи.                                                

- Обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.                 

- Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.                                                                        

- Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Системность и последовательность работы по данной программе представлена следующими этапами:                                                                 - Первый этап. Углубление художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст, образность) с целью обогащения познавательного, эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации.        

- Второй этап. Развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.         

- Третий этап. Творчество ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности (коллективное рисование афиш,

изготовление приглашений). Углубленная работа по развитию речевого творчества.        

- Четвертый этап. Разыгрывание спектаклей детьми.

Реализация программы предполагает осуществление в организованной  образовательной деятельности, а так же интегрированный подход – включение содержания программы в различные виды детской деятельности: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, музыкально-художественную, чтение художественной литературы.  В совместной деятельности проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры), совместное изготовление элементов костюмов, декораций и пр. Творчество в самостоятельной игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, продуктивной деятельности стимулируется предметно-развивающей средой. В каждой группе организованы уголки для театрализованной деятельности, оборудованные соответствующими атрибутами.

Кроме того, в нашем детском саду функционирует Театральная студия и Уголок краеведения (Горница).  

В каждой возрастной группе разыгрывается по 5 спектаклей в год.

В логопедических группах проводится логоритмика. На логоритмических занятиях вместе логопедом и воспитателем используем  двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи,  ритм дыхания,  развиваются речевой слух и речевая память.

Использование элементов психогимнастики позволяет снять  эмоциональное напряжение, способствует развитию умения изображать эмоции, выразительности движения. (Упражнения для снятия мышечного напряжения: «Солнышко и тучка», «Свечка»; представить, что на кончик носа села бабочка).

Ритмопластика на театрализованных  занятиях помогает психологическому раскрепощению ребенка.

Чтобы доставить детям удовольствие, выполняем следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей. Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий.

Чрезвычайно высока воспитательно-образовательная роль театра,  где многогранность человеческой личности, раскрываемая в пьесе, эмоциональная достоверность, убедительность мыслей и поступков является важным компонентом  в формировании духовного мира ребёнка. Мы очень активно сотрудничаем с профессиональными театрами. Это:

- Кукольный театр «Светлячок», г. Пенза.

- Русский драматический театр, г. Петрозаводск.

- Кукольный театр «Терешечка», г. Петрозаводск.

- Театр юного зрителя, г. Саранск.

Дети – благодарные слушатели и зрители.  Они  с большим интересом посещают все представления,  на которых активно сопереживают всему происходящему на сцене.  В самостоятельной деятельности дети разыгрывают понравившиеся сцены из спектаклей, подражая полюбившимся героям.

Театрализованная деятельность детей проявляется на детских утренниках, в выступлениях в кукольном театре, на праздниках и развлечениях. Театрализованные постановки  являются своеобразным отчетом о проделанной работе занятий в  «Театральной гостиной».

В тесном сотрудничестве с воспитателями, логопедом, психологом проводим индивидуальную работу с детьми,  отрабатываем артистические умения.

В подготовке театрализованных праздников и развлечений большое  участие принимают родители, которым приходится учить стихи, повторять слова героев. Также родители помогают в изготовлении   элементов  костюмов.

Так родителям были представлены спектакли и музыкальные сказки: «Рукавичка»,  «Репка»,  «Колобок на новый лад»,  «Ножки не идут».

Наши дети показывали  фрагменты театрализованных постановок на открытом Фестивале детского творчества дошкольных и общеобразовательных учреждений Медвежьегорского района «Волшебный Родничок» и  в Медвежьегорском районном  отделе  ЗАГС на торжественных мероприятиях: поздравление  многодетных семей; чествование юбиляров, на торжественных  вручениях паспортов.

Наши артисты показывают своё мастерство на праздничных концертах, посвященных Дню Победы для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла – бывших работников железнодорожного транспорта, которые ежегодно проводятся в локомотивном депо станции Медвежья Гора.

По итогам проведённой  работы я могу сделать следующие выводы:

- Дети стали более эмоциональны, артистичны,  активны на занятиях.

- Могут тембром голоса, мимикой и пантомимикой передать образ персонажа.  

- Дети стали более раскрепощёнными, не бояться аудитории, больше импровизировать, использовать  знакомые им средства выразительности, такие, как жесты, мимику, движения.

- Дети стали чётко проговаривать слова, самостоятельно выполнять задания, проявлять интерес к театрализованной деятельности, желание выступать на сцене.

Результаты педагогической диагностики детей старшего дошкольного возраста, проведенная в начале и в конце учебного года, так же свидетельствуют о том, уровень артистических умений значительно повысился. Дети стали более осознанно принимать предложенную им роль, передавать смысл образа своего персонажа, импровизировать.

В большей степени, по моему мнению, этому способствовала театрализованная деятельность, а так же элементы театрализованной деятельности, которые я использовала в различных видах детской деятельности.

Использованная литература:

  1. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика в детском саду».

  1.  «Логоритмические занятия в детском саду».

  1. Бабаева Т.И, Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. «Мониторинг в детском саду»

  1. Григорьева Т. С. Программа  «Маленький актёр для детей 5-7 лет».

  1. Дубровская Е.А., Казакова Т.Г. «Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста».

  1.   Каплунова И.,  Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм».

  1. Картушина «М.Ю. Конспекты логоритмических занятий  с детьми 6 - 7 лет».

  1. Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей».

  1. Маханёва М. Д.  «Театрализованные занятия в детском саду».

  1. Овчинникова Т.С.  «Логопедические распевки».

                                       

       

       

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиАнализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной...

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Проблема коммуникативных качеств дошкольников находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытыв...

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Статья «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В статье рассматриваются игры-ситуации в театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков дошкольников....

Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).

Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...