Конспект совместной деятельности «Загадочный камень из Солнечного города».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Филина Елена Германовна

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности ОО "Познавательное развитие". К конспекту прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_magnity.doc48.5 КБ
Файл opyty.pptx2.78 МБ
Файл magnyty_dlya_detey.pptx2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

«Загадочный камень из Солнечного города».

Составила:

воспитатель старшей  группы ГБДОУ № 5:

Филина Елена ГЕрмановна

Цель:

 Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах  магнита

Задачи:

Образовательные:

1. Расширить, дополнить  представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», "намагничивать".

2. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

2. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

1.Воспитывать доброжелательные отношения, Умение работать в паре, в команде.

2. Воспитывать аккуратность в работе.

Интеграция:

  1. ОО «Познавательное развитие»:  Обобщить представления детей о магните. Закреплять навыки исследовать предмет, находить ему применение, находить его в окружающем; делать логические выводы.
  2. ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Закреплять представления детей профессиях, об истории возникновения различных предметов. Умение договариваться, работать в паре, в коллективе, уметь обращаться к взрослому, к сверстнику. Вызывать желание удивить, порадовать другого человека.
  3. ОО «Речевое развитие»: Обогащение словарного запаса, рассказы из собственного опыта, умение делать выводы, доказывать свою точку зрения и т.п. Составление  синквейна.
  4. ОО «Физическая культура»: Формировать потребность в здоровом образе жизни, к двигательной активности Закрепить представление о правилах проведения эксперимента, при работе с ножницами.

Материалы к совместной  деятельности. железные, пластмассовые,  деревянные, резиновые предметы, кусок ткани,  бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой, рыбки, подносы  для раздаточного материала, картонные «трассы» машинки и др. материалы для фокусов; тазики с водой, кораблики из пенопласта с  портновской иглой для мачты и парусом из клеенки;  магнитная доска  для занесения результатов  эксперимента, ноутбук, экран, мультимедиа

Предварительная работа.

- игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Конструктор»; исследовательская деятельность в детском саду и дома «Что притягивает магнит?».

создание коллекции магнитных предметов. Игра - путешествие по детскому саду "В поисках магнита"

Примерный ход совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей (предполагаемые ответы, действия).

Ребята, нам в детский сад пришла посылка и письмо от Незнайки (читает письмо: здравствуйте, дорогие мои друзья-исследователи! Как-то раз, гуляя по Солнечному городу, я набрел на необычный камень. Знайка сказал, что это очень полезная вещица, но не успел рассказать об этом, т.к. его позвала мама. Может быть вы расскажете мне о камне, а главное, для чего он нужен?)

Ну что, ребята, поможем Незнайке?

Дети принимют задачу, исследуют сначала на ощупь предмет, лежащий в закрытой коробке, описывают то, что чувствуют, делают предположения

Воспитатель достает предмет: Что же это?

А что вы знаете о магните?

Хотите, я расскажу вам одну интересную легенду?

(показ презентации и легенда о Магнусе, о природном камене магнетите, скоро люди научились сами делать магниты и используют его во многих вещах)

Магнит

(ответы детей)

Дети рассказывают, где встречаются магниты

У магнита много полезных свойств, давайте попрробуем их определить:

Опыт №1 (определить среди различных материалов те предметы, которые притягивает магнит)

Опыт №2 А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

Опыт №3 Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло?

Опыт №4  Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?

Опыт №5  Верите ли вы, что можно  на рыбалке ловить рыбу, не намочив руки? Нужно достать рыбок из воды не замочив рук и магнита. В стакан с водой кладут 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком- кнопкой, загнутой с обратной стороны. Магнитом ведут по стенке банки. Магнит поднимает рыбку.

Опыт №8. А сейчас подойдем к тазикам с водой и представим что это море и мы можем без помощи рук двигать кораблики. Как это сожно сделать?

Какое самое главное свойство магнита?

Сейчас я покажу вам один фокус:

Демонстрирет св-во магнита примагничивать разное количество предметов с помощью разных предметов

С помощью магнита делает цепочку из скрепок

Дети: Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).

Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу

Магнит действует через ткань.( Железные предметы примагнитились через ткань).

 Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый  поднос.

Магнит может действовать на предметы через стекло, в воде

Ответы детей. С помощью магнита. Вывод: магнит действует на расстоянии

Притягивать, примагничивать

Вывод: сила магнита зависит от размера магнита, его формы

Выводы: магнит намагничивает другие предметы, отдает свои свойства

Физкульт.минутка

А сечас присаживайтесь и посмотрите на экран:

Все замечательные свойства магнита применяют люди в разных областях (на заводах как подъемный кран, сортировка мусора, очистка муки и круп от примесей, для поездов, недавно в Японии  создан сверхскоростной поезд, который двигается с помощью магнитной силы; существуют поисковые магниты, с помощью которых можно найти разные предметы из металла, под водой магнит нужен для удержания инструмента)

А где бы вы могли применит магнит?

Ответы детей

Предлагаю вам немного поработать:

Команда девочек и команда мальчиков получает по подносу с крупой, смешанной со скрепакми, с песком, со спрятанными "сокровищами". Задание: придумать применение магнита и выполнить действия

Рассказы детей о применении магнита

С помощью магнита можно делать настоящие фокусы

(дети получают схемы по изготовлению магнитной игры "гонки", "космический полет", "полет бабочки", "магнитный театр")

Обсуждают как изготовить предметы для фокуса и демонстрируют его друзьям

Что же мы ответим Незнайке?

Давайте придумаем синквейн

Ответы детей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт - Петербурга

Слайд 2

Задачи:

Слайд 3

ЦЕЛЬ Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально – чувственного опыта

Слайд 4

ЗАДАЧИ Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности Развивать целеустремленность, настойчивость, внимание, аккуратность

Слайд 5

ЧТО НЕОБХОДИМО? Развивающая среда Перспективное планирование Поддержка со стороны родителей Приемы педагога (проблемные ситуации, наводящие вопросы, уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям, предоставление свободы выбора, разработка вместе с детьми условных графических обозначений)

Слайд 6

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТОВ О материалах (песок, глина, бумага, ткань, стекло, металл, дерево и т.п.) О природных явлениях (ветер, солнце, вода, звук, вес, магнит, теплота, время, и т.п.) О живом мире (растения, животные, птицы, условия роста, особенности, способы выращивания, размножения и т.п.) О предметном мире (родовые и видовые признаки, классификация, споспобы производства и т.п.) О геометрических эталонах О человеке (оргны, их назначение, уход за ними, как сберечь свое здоровье и т.п.)

Слайд 7

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ Месяц Неделя Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Сентябрь 3 «Веселые человечки играют» «Носарий» «Проверим слух» «Сколько ушей?» 4 «Починим куклу» «Умный нос» «Наши помощники — глаза» «Большой — маленький» Октябрь 1 «Красящие вещества фруктов» «У кого какие детки?» (опыт №1) «Фрукты: как их можно есть?» «Запасливые стебли» 2 «Где прячутся детки?» «У кого какие детки?» (опыт №2) «Овощи и фрукты как косметика» «Нужен ли растениям свет?» 3 «Красящие вещества ягод» «Изменение вкуса ягод при замораживании» «Где растут грибы?» «Заплесневелый хлеб» 4 «Как листики летают по ветру» «У кого какие детки?» (опыт №3) «Где растут грибы?», «Почему осенью листья желтеют?» «Как листья становятся питанием для растений?» Ноябрь 1 «Узнаем, какая вода» «Растворимость веществ в воде», «Окрашивание воды» «Помощница- вода» «Водяная мельница» 2 «У воды нет вкуса и запаха» «Лед — твердая вода» «Пар — тоже вода» «Фильтрование воды» 3 «Песок и глина. Сыпучесть» «Что случилось? Впитываемость песка и глины» «Посадим дерево» «Цветовой спектр?» (изготовление волчков) 4 «Песок и глина. Рыхлость» «Волшебный материал» «Как появляются холмы?» «Как получить оттенки цвета и сколько их»

Слайд 8

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ Месяц Неделя Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Декабрь 1 «Что в коробке?» «Свет вокруг нас» «Уличные тени» «Световой луч» 2 «Горячо — тепло» «Кто улетит, кто останется?» «Почему все падает на землю?» «Почему лампочка светит?» 3 «Бумага: ее качества и свойства» «Где быстрее?» «Родственники стекла» Воздух вокруг нас 4 «Дерево: его качества и свойства» «Металл: его качества и свойства» «Как измерить тепло?» Мир металлов Январь 1 «Изготовление цветных льдинок» «Взаимодействие воды и снега» «Какие свойства?» Есть ли магниты вокруг нас? 2 «Украсим елочку» «Угадай-ка» (опыты №1, 2) «Волшебный шарик», «Волшебники» Волшебные свойства магнита 3 «Легкий — тяжелый» «Почему птицы могут летать?» «Как легче плавать?» «Магнит рисует.» Отталкивание и притягивание 4 «Горячо — холодно» «Металл: его качества и свойства. Ножи из разных материалов» «Колющие и режущие предметы из разных материалов» «Земля — магнит» Компас Февраль 1 «Наши помощники» «Строим снежный город» «Разноцветные сосульки» «Замерзание жидкостей» 2 «Ткань: ее качества и свойства» «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» «Горнолыжник» «Почему говорят: „Как с гуся вода"?» 3 «Дерево: его качества и свойства» «Мебель для куклы Ани» «Если не видишь» «Проверка зрения» 4 «Нарисуем свой портрет» «Вкусовые зоны языка», «Язычок-помощник» «Большой — маленький» «Проверка зрения»

Слайд 9

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ Месяц Неделя Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Март 1 «Что в пакете?», «Надувание мыльных пузырей» «Поиск воздуха» «Ветер в комнате» «Соломенный буравчик» 2 «Игры с воздушным шариком и соломинкой» «Морской бой» «Упрямый воздух» (опыты №1, 2) «Свечка в банке» 3 «Что звучит?» «Пузырьки-спасатели» «Коробочка с секретом» «Звуки в воде» 4 «Музыка или шум?» «Почему все звучит?» «Где живет эхо?» «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» Апрель 1 «Солнечные зайчики» «Увеличительное стекло, бинокль, очки» «Лупа» «Радуга на стене» 2 « Игры с цветными стеклышками» Знакомство с микроскопом «Много — мало» Мир ткани 3 «Подуй на свечу» «Волшебная рукавичка» «На орбите» Запуск ракеты 4 «Что горит?» «Мы — фокусники» «Темный космос» Вулканы Май 1 «Как очаровать червя?» «Как спрятаться бабочкам?» «Кошмарное поведение за столом» «Чем нюхает червяк?» 2 «Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды» «Растения и свет» «Как растения пьют воду?» Что есть в почве? 3 «Проращивали семян в блюдцах с водой и без воды» «Растения в темной комнате и в светлой» «Холодное и теплое помещение для растений» «Как растет овес?»

Слайд 10

Растениям нужен свет

Слайд 11

Запасливые стебли

Слайд 12

Наблюдение и фиксирование результатов опытов

Слайд 13

Воздух вокруг нас

Слайд 15

Когда железо бывает мягким?

Слайд 18

магниты начало

Слайд 19

Поисковая деятельность

Слайд 22

Радость открытия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волшебный магнит

Слайд 10

компас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие в Солнечный город".

Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятием «правильное» или «здоровое питание»....

Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Наш город - Кемерово»

Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна ВладимировнаВозрастная категория: вторая младшая группа (3-4 года).Время использования: при изучении лексической темы «Наш город».Цель: формирование первичных п...

Конспект НОД по РЭМП "Путешествие в Солнечный город"

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе...

Конспект совместной деятельности "Путешествие по планетам солнечной системы"

Развивать умение решать задачи, на основе слухового восприятия, выделять главные свойства....

Конспект НОД по ПДД "Путешествие в Солнечный город"

Конспект НОД  по ПДД "Путешествие в Солнечный город" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект совместной деятельности по ознакомлению с родным городом в подготовительной группе на тему "Петербургский Эрмитаж"

В данном конспекте освещается знакомство детей с музеем Эрмитаж, одним из залов "Рыцарский зал" и с экспонатом "Часы "Павлин""...

Конспект образовательной деятельности "Загадочные треугольники"

Тема: «Загадочные треугольники»Образовательная область: познавательное развитие (математические представления)....