МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. «ИГРАЯ, УЧИМСЯ СТАТЬ АРТИСТАМИ»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В РАЗВИТИИ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2015.docx38.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад   « Пчелка»   п. Товарково

МАСТЕР- КЛАСС  ДЛЯ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  РУКОВОДИТЕЛЕЙ.

«ИГРАЯ, УЧИМСЯ СТАТЬ АРТИСТАМИ»

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В РАЗВИТИИ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Автор-составитель:

Музыкальный руководитель

Аникеева Т.А.

Высшая квалификационная категория

Цель: Ознакомление педагогов  с игровыми  методами и приёмами  работы по развитию творческих способностей детей.

Задачи:

1. Дать практические и теоретические рекомендации по использованию методов и приемов музыкально – игровой  деятельности в работе с дошкольниками на музыкальном занятии.

Ход:

Вводная часть:

Объявляю тему, цель и задачи мастер-класса.

Основная часть:

1часть Показ НОД  с детьми «Играя, учимся стать артистами»

2часть Теоретическая

3 часть Практическая

1 часть

Конспект НОД

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Музыка»

«Учимся стать артистами»

Подготовительная группа

Цель: Ознакомление детей с некоторыми  театральными профессиями, способствование  объединению детей к совместной деятельности, развитие творческих способностей детей средствами   музыкально - игровой деятельности.

Задачи:  

Предоставить возможность попробовать себя в роли  режиссёра, дирижёра, актёра, конферансье, хореографа; почувствовать значимость каждой профессии.

Развитие речевого аппарата, песенного, танцевального, музыкально-игрового.

Воспитание устойчивого интереса и любви к театральному искусству, коммуникативных качеств.

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук.

Пособия:

 Детские музыкальные инструменты - ложки, колокольчики, бубны, кастаньеты, треугольники)

Шапочки: кота, мышек, волка; шляпа и борода для Карабаса

Презентация «Мой театр».

Видео-клип  Музыкальная ритмическа игра И. Бариновой по сказке «Колобок».

Картинки к распевкам А. Евтодьевой «Красная шапочка»; «Карабас-Барабас».

  Интеграция областей: 

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

ОО «Речевое развитие»

ОО «Физическое развитие»

ОО  «Познавательное развитие»

                              Ход занятия.

Муз. рук. ( встречает детей) Здравствуйте, ребята. Почти каждое утро мы встречаемся  с вами в музыкальном зале, но не всегда нас ждет так много гостей. Давайте поприветствуем гостей, друг друга  и подарим всем хорошее настроение

Коммуникативная игра-приветствие «Здравствуй, друг».

Муз. рук. Сегодня в страну театра я открываю дверь.

И папы побывали в ней, и мамы все, поверь.

И взрослые, и дети дадут тебе ответ

Что лучше, чем театр, страны на свете нет.

Посмотрите на экран.

Слайд№1  – Изображение Драматического  театра г. Калуги

Ребята!  А что такое театр? Зачем люди ходят в театр? (дети отвечают)

Театр – это праздник. Большинство людей приходят в театр, чтобы отдохнуть, развлечься, посмотреть спектакль. Но для некоторых людей - это работа.

Муз. рук.

Во всех театрах всей  страны

Работы разные важны.

Но всё ж, как тут ни крутись,

А главный человек – артист.

А вы хотите сегодня побывать артистами? (ответ детей)

Тогда мы с вами отправимся в волшебную страну театра - Вообразилию,
Нужно только повторить волшебные слова:

 1,2,3,- повернись, покружись и в Вообразилии очутись (дети повторяют).

Слайд № 2

Ну вот мы и в Вообразилии, посмотрите, двери театра открылись и мы с вами в театре очутились. Давайте представим, что мы с вами – актёры.

А знаете, с чего начинается профессия актёра?

Дети: С  дыхания.

Муз. рук. Правильно. С правильного дыхания. Ведь без него невозможно красиво и громко говорить со сцены.

Давайте попробуем подышать, как это делают настоящие актёры. Актёру приходится говорить длинные фразы. Давайте встанем и «покатаемся на лифте» - кладём левую руку на животик, делаем вдох и считаем, не дыша, например до 4-х, раз,два, три,четыре-приехали (на выдохе).

Теперь на 5-й. И.т.д.

И ещё одно упражнение «Потягушеньки».

Потягушеньки моей душеньке, - тянемся на носочки

Тянем ноженьки, тянем рученьки.

Сон, сон - уходи – руки сжаты в кулачок на уровне плеч

Сила, сила - приходи.

 Муз. рук: Чтобы речь была понятной, нужна зарядка для язычка.

«Артикуляционная гимнастика»

  1. Покатай конфетку;
  2. Лягушечка;
  3. Рыбки;
  4. Лопаются пузырики;
  5. Цоканье язычком.

Муз. рук: А сейчас – скороговорки. Говорить сначала будем шепотком, а потом всё громче-громче.

1  Из-под топота копыт пыль по полю летит.

2. Шел Егорка по пригорку бормотал скороговорку,

    Бормотал скороговорку, а во рту была еда.

    Вместо слов скороговорки, вместо слов скороговорки,

    Вместо слов скороговорки бормоталась ерунда.

Муз. Рук. Входя в образ актёр перед спектаклем разыгрывает небольшие сценки, распевается. Актёр обязательно должен хорошо петь. И в театре работает вокалист, который  работает с одним певцом и хормейстер, который руководит хором. Слайд №3

  Я сейчас ваш хормейстер. Перед спектаклем актёру   нужно голосочек разогреть. А помогут в этом наши  игровые  распевочки по сказкам.  На экран  вы посмотрите и сказку назовите. Слайд №4  (дети называют сказку «Красная шапочка») Но у нас ведь есть  три условия красивого  пения.  Посмотрите на экран, какие? Слайд №5 (ответ детей). А если мы уберём один  знак, что будет с песней? (ответ детей - песня заболеет).  Но мы не только будем петь, но и будем изображать наших персонажей скази. . Скажите, как мы с вами покажем разные настроения наших персонажей? (ответ детей - мимикой и жестами).  Изобразите волка (дети мимикой  и жестами показывают), а  Красную шапочку (дети показывают). Красная  шапочка  каким голосом будет петь (ответ детей –высоким), а  волк (ответ детей-средним). В сказку мы отправимся и обыграть её постараемся.

Распевка «Волк и Красная шапочка» А. Евтодьевой – группой, затем по ролям.

Муз. Рук. Отгадайте - ка загадку и сей же час картинка из сказки откроется для вас:

« Он жаден и сердит, с большой и длинной бородой. В театре кукол дрессирует -  вы узнали  кто такой? (Ответ детей). 

Слайд №6

На экране картинка Карабаса –Барабаса и кукол.

Определяем настроение героев по характеру звуков: высокие и средние.

Муз. рук:  Мимикой и жестами покажите, как куклы крадутся к Карабасу-Барабасу, когда он спит.  (Дети выполняют задание)

А как Карабас-Барабас сердится на них. (Показывают)

Давайте мы с вами сыграем маленькую инсценировку. Вы все куклы, а роль Карабаса-Барабаса сыграет  Галина Юльевна.  Но похожа она в своей одежде на Карабаса? (Ответ детей)  Отправимся в костюмерную и здесь нам поможет человек, который подбирает костюм для артиста - это костюмер, посмотрите.  Слайд № 7

Муз. рук. А мы заглянем в свою костюмерную. Полина, ты сегодня костюмер,  выбери пожалуйста элементы костюма для роли Карабаса. (Полина выбирает шляпу и бороду, воспитатель одевает элементы костюма)

Муз. рук: А сейчас похожа Галина Юльевна на Карабаса? (Ответ детей).

Карабас -  Барабас  уснул, а куклы крадутся к нему. И здесь нам помогут мимика и жесты. (Дети выполняют задание)

 Но вот Карабас-Барабас проснулся и командует  куклами

- Инсценирование распевки  А.А. Евтодьевой  «Карабас- Барабас и куклы».

Муз. Рук. Мы говорим – мимика, жесты, движения… А что же  такое мимика? (ответ детей).

Игра «Эти разные эмоции»

Слайд №8

По картинкам на экране дети определяют, какое настроение у Буратино.

Муз. рук. А теперь покажите мимикой и жестами:

  1. Кислый лимон.
  2. Сладкая конфетка
  3. Уходи
  4. Не буду
  5. Злость
  6. Мама не дала в детский сад любимую игрушку
  7. Хорошее настроение
  8. Удивление

Муз рук. Эти разные настроения можно показать и в игре. Например в игре «Кот и мыши». В театре работает человек - режиссёр, который распределяет роли. А режиссёр у нас Ваня .  Он сейчас выберет актёра на роль кота.

Ваня: Роль кота нам сыграет Артём.  Слайд №7

Музыкальная игра «Кот и мыши».

Муз. Рук. Артист должен уметь всё - и петь, и танцевать и на  музыкальных инструментах играть… Я предлагаю вам  в оркестре сыграть и таланты свои показать. А кто руководит оркестром? (ответ детей – Дирижёр). Данила у нас будет дирижёр, а мы с вами –музыкантами.  Я предлагаю вам  озвучить  сказку с помощью  музыкальных инструментов

Слайд №8 - Ритмическая сказка «Колобок» И. Бариновой

Муз. рук. Как вы думаете, а танец может быть заключительной сценкой в спектакле (ответ детей).  И для этого в театре  с актёрами работает хореограф, а в балете-балетмейстер. Посмотрите на экран. Слайд №9

Хореограф у нас сегодня будет Наташа.

 Наташа: Актёры, прошу вас занять свои  места  для финальной сцены. (Берут атрибуты – конфеты, Наташа встаёт перед детьми-актёрами).

 Муз. рук: У нас есть зритель, который оценит ваше выступление аплодисментами. Приготовились. Не забывайте, что танец - это мини -сценка, поэтому здесь и выразительность, и мимика, и жесты-всё соединяется воедино. В театре есть человек, который объявляет выступление артистов.  Слайд №10 

 Эвелина, выходи и номер объяви. (Эвелина объявляет выступление детей)

 Конферансье (Эвелина): Выступает хореографический коллектив «Смешарики». Руководитель Наталья Иванова. Танец «Сладкоежки».

Слайд№11

Звучат аплодисменты. А артисты благодарят зрителей поклоном. Беритесь за руки. Актёры, на поклон, эти аплодисменты для вас. И для тех, кто помогает актёру.  

Давайте вспомним, с какими театральными профессия мы сегодня познакомились?

(Дети вспоминают  и называют театральные профессии).

Все профессии в театре важны и необходимы и только тогда, когда все работают дружно получается хороший спектакль, доставляющий удовольствие и радость зрителям.

А я сегодня получила огромное удовольствие от ваших перевоплощений.

Ну а нам пора возвращаться из волшебной страны «Вообразилии» в свой садик, в свою группу. Говорим волшебные слова: 1,2,3, покружись, покружись и в свой садик возвратись. (Дети выполняют)

Слайд №12 –Фото детского сада

Ну вот мы и дома. Пришло время нам пора прощаться.

Дети прощаются, пропевают  по трезвучию вниз  «До свидания» и покидают музыкальный зал.

2часть

Теоретическая

Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие способности.

В условиях реализации ФГОС современные дошкольные учреждения активно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

        В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.

    Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, творят. Жизнь ставит перед человеком новые по сложности задачи. Ему нужно уметь самостоятельно поразмыслить, сделать вывод, то есть использовать такие качества ума, как наблюдательность, умения сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости и т.д.  Все эти качества в совокупности, с одной стороны, составляют творческие способности, а с другой – необходимы для развития интерактивного качества «способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту».

Отсюда следует логический вывод: становление и активизация творческих способностей находятся в тесной взаимосвязи с развитием названного интегративного качества.

Научно-практические исследования показывают, что музыка – благодатная почва для становления и  активизации творческих способностей детей.    Музыкальная  деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является музыкальная деятельность, которая объединяет в себе интеграцию  всех областей: Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативно, физическое, речевое, познавательное. С помощью интеграции областей и игровых  методов и приёмов  в процессе музыкальной деятельности решаются многие педагогические задачи: формирование выразительности речи детей, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания,  прививается  детям  интерес к родной культуре,  литературе, театру, дети учатся  фантазировать, сочинять, учатся преодолевать застенчивость, замкнутость, робость,  отстаивать свою точку зрения, самостоятельно и осмысленно находить оригинальные решения в любой ситуации, развивают словесное творчество, творческие способности.  Использование в работе  игровых методов и приёмов делает каждое занятие   не только увлекательным, занимательным,  но и повышают интерес детей к музыке, к искусству,   побуждает детей играть, петь, импровизировать, танцевать. И здесь огромная роль таких педагогик, как « Музыкальные шедевры»  О.П.Радыновой, «Элементарное музицирование дошкольников» Т.Э.Тютюнниковой, «Ритмическая мозаика»  А.И.Бурениной,  программа «Ладушки» И.А.Новоскольцевой,   И.М.Каплуновой.,   Методическое пособие А. А. Евтодьевой «Учимся петь и танцевать, играя». 

  Играя, дети учатся слышать и понимать музыку, красиво петь, передавать различные образы с помощью игрового распевания.

В соответствии с требованиями ФГОС мы меняем взаимоотношения родителей с детьми. и стараемся сделать их своими  помощниками,  партнёрами в воспитании детей. В своей работе я активно привлекаю родителей к совместным выступлениям с детьми на праздниках, в помощи и подготовке к праздникам: изготовление атрибутов, пошив костюмов, видео и фото - съёмка на праздниках и т.д. Результаты нашей  совместной работы важны не только нам, педагогам, но и родителям, и конечно прежде всего детям.                                        Дети гордятся своим родителями и это способствует объединению детей и родителей, а также формированию творческих способностей детей.

Подводя итог, могу сказать:  игровая форма  работы строится так, чтобы средствами  детской музыкально-игровой  деятельности сформировать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческую активность; способствовать снижению напряженности, скованности. А полученные ребенком знания, умения и навыки являются не целью, а средством приобщения его к мировой и национальной культуре и собственному художественному творчеству, к возможности  активного творческого самовыражения.

2 часть Практическая.

Теперь, уважаемые коллеги, мы переходим непосредственно к практической части нашего мероприятия «Мастер-классу», в котором вам предстоит принять активное участие. Мы остановимся на некоторых видах музыкальной деятельности, используя различные методы и приёмы их освоения.

  1.  Приветствие «Добрый день» М.Мишиной
  2. Музыкально-ритмическое движение - припадание.
  3.  Игровое распевание  «Колобок», «Стрекоза и рыбка» А.А.Евтодьевой.
  4.  Музыкальная игра с пением «Кот и мыши»
  5. Музыкальная ритмическая игра И. Бариновой «Колобок»
  6. Танц-класс по показу «Кадриль».

Итог:

Сегодня мне хотелось показать, как в доступной игровой форме можно развивать творческие способности детей  в различных видах музыкальной деятельности.

Спасибо за участие!

Литература.

  1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка /Н.А. Ветлугина. _ М., 1968.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. Очерк: кн. Для учителя /Л.С. Выготский.- М., 2007.
  3. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей / О.П.Радынова. – М., 1997.
  4. Евтодьева, А.А  Методическое пособие  «Учимся петь и танцевать, играя»

Интернет – ресурсы:

   http://myzryk.mybb.ru/ Форум музыкальных руководителей

   http://forum.in-ku.com/ Форум ин-ку для музыкальных руководителей.

   http://www.nsportal.ru/  Социальная сеть работников образования «Наша сеть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по театрализованной деятельности «Учимся быть артистами» для детей старшей группы

Данное занятие помогает детям развивать артистические способности,  чувствовать себя раскрепащённым, имитировать движениями, мимикой, жестами и словом....

Сценарий творческой игры "Мы учимся на артистов"

Сценарий творческой игры "Мы учимся на артистов" предназначен для проведения в подготовительной группе детского сада во вторую половину дня. Данный сценарий разработан по технологии ежедневной работы ...

"Педагогическая находка" "Учимся быть артистами"

Театрализованная игра для детей подготовительной к школе группы....

конспект занятия "учимся быть артистами"

занятие "учимся быть артистами" может быть использовано в кружковой работе с детьми старшей группы. В занятие использованновый  новый театр "театр ног".Ззадача  это развитие диалогической ре...

Конспект НОД в подготовительной группе "Учимся быть артистами"

актуализировать и дополнить представление детей о професси актер; продолжать учить детей выражать эмоции разные( радость, огорчение, страх, удивление); развивать связную речь, умение отвечать на вопро...

Учимся быть артистами

                                                      ...