Тема по самообразованию «Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников»
материал на тему

Орлова Валентина Владимировна

«Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

«Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников»

«Сказка - это зернышко, из которого

 прорастает эмоциональная оценка

 ребенком жизненных явлений». 

(В. А. Сухомлинский)

    Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

   Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

    Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Дошкольник в 4-6 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.

    Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.

    Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

   Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

   Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

   Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.

    Ребенок, слушая сказку, повторяет на реальном (бытовом) материале тот фантастический путь, который проходит сказочный персонаж в течение сказочного сюжета. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

 Новизна данной темы заключается в том, что драматизация сказок, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек кукол-марионеток, сочинение сказок, историй, разные формы художественной экспрессии.

    Цель: Создать оптимальные условия для формирования духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через сказку.

   Задачи: 1. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по

данной теме.

2. Выявить уровень развития нравственных качеств личности

детей.

3. Обновить центр театрального развития.

4. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах

социальных отношений и моделях поведения.

5. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие,

навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения

6. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в

жизни, умение делать нравственный выбор.

7. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию

стремления подражать положительным героям сказок.

8. Выявить динамику развития познавательной активности путем

проведения итогового диагностирования. Ожидаемые результаты:

1. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных

норм поведения в социуме.

2. Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый»

- «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло» и т. д. в сказке и в

жизни.

3. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.

4. Дети распознают настроение по мимике: радость, гнев, удивление,

печаль.

5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников"

Консультация на тему :"Игра -  как средсво нравственного воспитания дошкольников"...

Методическая разработка на тему: «Игра, как средство нравственного воспитания дошкольника»

laquo;Без игры нет и не может бытьполноценного развития.Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенкавливается живительный потокпредставлений, понятий.Игра – это и...

Статья на тему: «Сказка, как средство нравственного воспитания дошкольника».

Русская педагогика уже сто лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал д...

Проект на тему: «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников».

Проект на тему: «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников»

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в  сложившейся ситуации в современном обществе. Возникши...

Отчёт по теме самообразования в старшей группе: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...