Отчёт по теме самообразования в старшей группе: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyuv_starshey_gruppe.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11»
Отчёт по теме самообразования в старшей группе " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы".
Воспитатель старшей группы : Груздева Т.Н.
2020 год
Актуальность выбранной темы:
В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
В начале своей работы я провела диагностику . Результаты диагностики показали, что у большинства детей не сформированы положительные нравственные качества. (19% - положительный результат,81% - отрицательный).
Исходя из этого, я поставила цель :
- Воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
- побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Приоритетами моей работы по формированию нравственной личности дошкольников стало:
1.Создание художественно-речевой среды для приобщения детей к художественной литературе: книжный уголок, наличие места для чтения и литературного творчества, разнообразная литература
2.Использование разных видов театральной деятельности
Для решения задач я использовала разные формы работы:
1Дидактические игры
2.Настольные театры.
3.Игры-инсценировки.
4.Игры-драматизации.
5.Театральные игры.
6.Подвижные игры.
7.Сказочные загадки.
8. Сделала подборку пословиц и поговорок и крылатых выражений о книге.
9. Организовывала выставки, по теме:«Моя любимая сказка» ,
«По дорогам сказки»
10. Для решения поставленных задач использовала и непосредственно образовательную деятельность. Прошли занятия по теме «Сказочное путешествие», «Сказка в гости к нам пришла»
6. Разработала и провела проект «Посадили дети репку».
Цель проекта: создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.
Этапы проекта | Деятельность педагогов | Деятельность детей. |
1 этап. Вводный | Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, сбор информации, литературы, дополнительного материала.
| Дидактические игры: «Что, где растет?», «Найди такое же», «Вершки и корешки», «Назови растение», «Что лишнее?». Подвижные игры: «Овощи в корзинку», «Догони!». |
2 этап. Подготовительный | - беседа с детьми по теме проекта (выявление уровня знаний об овощных культурах) - организация предметно-развивающей среды по теме проекта; - подборка и изучение необходимой литературы; - разработка конспектов занятий, презентаций по теме; | Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам |
3 этап. основной | Реализация плана проекта с детьми, родителями. - беседы с детьми познавательного характера - организация предметно-развивающей среды по теме - заготовка семян - подготовка почвы | - высадка семян репы в открытый грунт - наблюдение за ростом репки, полив растений, рыхление почвы - выставка детских работ (рисунки, ) - инсценировка сказки «Репка» - театрализованная игра «Репка» (с использованием музыкальных инструментов) |
4 этап. Результаты | - итоговая беседа - оформление выставки поделок на тему «Сказочные герои из овощей» - Показ сказки «Репка» малышам |
По реализации проекта «Посадили дети репку…» были получены следующие
результаты:
-Дети познакомились с огородом;
- Сформированы знания о пользе репы;
-У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской
деятельности по выращиванию овощей;
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили
необходимые условия для роста растений;
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру;
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
Литература:
1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой
/СА. Веретеникова. -М.:Просвещение, 1973г.
2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментирования в детском саду /А. И. Иванова. -М.:2007
3. Масленникова,О. Н. Экологические проекты в детском саду /О Н.
Масленникова. А. А. Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2009
4. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и
родителей. - Москва. ГНОМи Д, 2008. Заключительный (диагностический) этап: подведение итогов реализации проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в средней группе по теме "Социально- нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ря...
Отчёт по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литер...
Презентация отчёт в средней группе по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...
Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...
Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...
План работы по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребёнка – детский сад № 5 г. РоссошиРоссошанского муниципального района Воронежской области...
Презентация на тему: "Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы".
Проблема социально-нравственного воспитания дошкольников находится в центре внимания отечественной педагогики и всегда была одной из самых актуальных и в современных условиях она приобретает ...