Отчёт по теме самообразования в старшей группе: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Груздева Татьяна Николаевна
В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyuv_starshey_gruppe.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное                          учреждение
 «Детский сад № 11»

Отчёт по теме самообразования в старшей группе  " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы". 

Воспитатель старшей группы : Груздева Т.Н.

                                                        2020 год

Актуальность выбранной темы:
 В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.  Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

В начале своей работы я провела диагностику . Результаты диагностики показали, что у большинства детей не сформированы положительные нравственные качества. (19% - положительный результат,81% - отрицательный).

   Исходя из этого, я поставила цель :

- Воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Для достижения цели я определила следующие задачи:

 - побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их      необходимость в жизни людей.

 - развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

 Приоритетами моей  работы по формированию нравственной личности дошкольников стало:

1.Создание художественно-речевой среды для приобщения детей к художественной литературе: книжный уголок, наличие места для чтения и литературного творчества, разнообразная литература

2.Использование разных видов театральной деятельности

Для  решения задач  я использовала разные формы работы:

1Дидактические игры

 2.Настольные театры.

 3.Игры-инсценировки.

 4.Игры-драматизации.

 5.Театральные игры.

 6.Подвижные игры.

 7.Сказочные загадки.

 8.  Сделала подборку  пословиц и поговорок и крылатых выражений о книге.

 9. Организовывала  выставки,  по теме:«Моя любимая сказка» ,

«По дорогам сказки»

10. Для решения поставленных задач использовала и непосредственно образовательную деятельность. Прошли занятия по теме «Сказочное путешествие», «Сказка в гости к нам пришла»

6. Разработала и провела проект «Посадили дети репку».

Цель проекта: создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей.

1 этап.

Вводный

Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, сбор информации, литературы, дополнительного материала.

 

Дидактические игры: «Что, где растет?», «Найди такое же», «Вершки и корешки», «Назови растение», «Что лишнее?».

Подвижные игры: «Овощи в корзинку», «Догони!».

2 этап. Подготовительный

- беседа с детьми по теме проекта (выявление уровня знаний об овощных культурах)

- организация предметно-развивающей среды по теме проекта;

- подборка и изучение необходимой литературы;

- разработка конспектов занятий, презентаций по теме;

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам

3 этап.

основной

Реализация плана проекта с детьми, родителями.

- беседы с детьми познавательного характера

- организация предметно-развивающей среды по теме

- заготовка семян

- подготовка почвы

- высадка семян репы в открытый грунт

- наблюдение за ростом репки, полив растений, рыхление почвы

- выставка детских работ (рисунки, )

- инсценировка сказки «Репка»

- театрализованная игра «Репка» (с использованием музыкальных инструментов)

4 этап.

Результаты

- итоговая беседа

- оформление выставки поделок на тему «Сказочные герои из овощей»

- Показ сказки «Репка» малышам

По реализации проекта «Посадили дети репку…» были получены следующие

результаты:

-Дети познакомились с огородом;

- Сформированы знания о пользе репы;

-У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской

деятельности по выращиванию овощей;

- В результате практической и опытнической деятельности дети получили

необходимые условия для роста растений;

- Дети стали бережнее относиться к растительному миру;

- Дети стали более уважительно относиться к труду.

Литература:

1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой

/СА. Веретеникова. -М.:Просвещение, 1973г.

2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментирования в детском саду /А. И. Иванова. -М.:2007

3. Масленникова,О. Н. Экологические проекты в детском саду /О Н.

Масленникова. А. А. Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2009

4. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и

родителей. - Москва. ГНОМи Д, 2008. Заключительный (диагностический) этап: подведение итогов реализации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в средней группе по теме "Социально- нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ря...

Отчёт по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно   происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литер...

Презентация отчёт в средней группе по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...

Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...

Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...

План работы по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребёнка – детский сад № 5 г. РоссошиРоссошанского муниципального района Воронежской области...

Презентация на тему: "Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы".

Проблема социально-нравственного воспитания дошкольников находится в центре внимания отечественной педагогики и всегда была одной из самых актуальных и в современных  условиях она приобретает ...