Дополнительная общеобразовательная программа "Народные умельцы"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Сердюк Оксана Евгеньевна

Цель программы: формирование творчески активного ребёнка через приобщение к декоративно-прикладному искусству.

Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества, приобщает к разнообразному миру народного искусства, удовлетворяет потребности детей в общении со сверстниками, в желании реализовывать свои лидерские и организаторские качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_obrazovatelnaya_programma.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 6 комбинированного вида

Выборгского района  Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол № ___________

от  _____  _____________

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

___________ Е.П. Михайлова

Приказ № ____ от __________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«НАРОДНЫЕ УМЕЛЬЦЫ»

Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет;

Срок реализации программы: 2 года;

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования Сердюк Оксана Евгеньевна

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании РФ» №273-ф3 от 29.12.2012, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федеральных государственных стандартов дополнительного образования», Санитарно-эпидемологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей, рассчитана на 2 года обучения.

I год обучения:

Цель:

Формировать и развивать основы художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Воспитывать уважение к Родине, к культуре русского народа средствами декоративно-прикладного искусства;
  • Воспитывать трудолюбие, бережливость, усидчивость, аккуратность при работе  с материалами и инструментами;
  • Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т.д.);
  • Научить технологическому процессу изготовления изделий и декорирования их различными способами и приспособлениями;
  • Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
  • Выявление и развитие индивидуального почерка при выполнении изделий, творческого подхода к работе.

II год обучения:

Цель:

Приобщение детей к национальной культуре, традициям и промыслу народов России средствами декоративно-прикладного искусства.  

Задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам родной страны;
  • Приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству в условиях  собственной практической творческой деятельности;
  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
  • Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками; ощущение чувства удовлетворения при участии в коллективной деятельности.

Содержание работы:

Учебно-методический комплекс подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

В работе используются различные методы и приемы:

  • метод одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
  • метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  • словесный прием (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
  • сотворчество;
  • мотивационный (убеждение, поощрение);
  • жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Ожидаемый результат:

I год обучения:

  • Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
  • Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
  • Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
  • Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;
  • Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
  • Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

II год обучения:

  • Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
  • Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;
  • Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
  • Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
  • Лепят из глины изделия, используя разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
  • Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
  • Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в различных видах праздников, развлечениях, досугах, посвящённым народным промыслам, на  выставках в детском саду, создание Большой книги «Ярмарка народных промыслов».

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

1 год обучения

(5-6 лет)

2 год обучения

(6-7 лет)

1.

Народные промыслы России.

2

-

2.

«Дымковская сказочная страна»

5

4

3.

«Золотая хохлома»

4

3

4.

«Чудо филимоновских свистулек»

3

3

5.

«Жостовский букет»

1

1

6.

«Сине-голубое чудо Гжели»

4

4

7.

«Ярмарка игрушек»

6

6

8.

«Весёлый городец»

2

2

9.

«Краса кружевная»

3

5

10.

Русские народные промыслы

3

5

Итого в год

33

33

Полный курс обучения

66

Длительность одного занятия для детей 5-6 лет 20-25 минут,

                                                       для детей 6-7 лет -  25-30 минут


Календарно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Тема

Часы

Программное содержание

Оборудование

1

Знакомство с народным творчеством.

1

Познакомить детей с народным декоративно-прикладным творчеством. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.

Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.

2

Путешествие по народным промыслам.

Экскурсия в «Русскую избу» детского сада.

1

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Изделия декоративно-прикладного искусства. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами. Аудиозапись  русских народных мелодий.

3

«Дымковская сказочная страна» Рассказ об истории промысла.

1

Познакомить детей с историей создания дымковской игрушки, с её особенностями. Рассказать детям о многообразии игрушек и специфики декора.

Выставка дымковских игрушек, иллюстрации, стихи, загадки, презентация. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки.

4

«Дымковская сказочная страна» Дымковская игрушка.

1

Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы. Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, «тычки».

5

«Дымковская сказочная страна»

 «Барышни-франтихи».

1

Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором. Формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус.

Дымковские барышни и выкройки игрушки – двойная верхняя часть и круг с надрезом по радиусу. Таблицы с элементами дымковской росписи, краска гуашь, мягкие кисточки, «тычки», клей ПВА, простой карандаш.

6

«Дымковская сказочная страна»

Рисование + конструировании.

«Изготовим дымковских артистов для настольного театра»

(коллективная работа)

2

Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей.

Шаблоны из плотной бумаги или тонкого картона; плотная белая бумага, таблицы с элементами дымковской росписи, простые карандаши, ножницы, краска гуашь, фломастеры, клей ПВА; мягкие кисти, печатки «тычки»; дымковские игрушки и иллюстрации.

7

«Золотая Хохлома»

Рассказ об истории промысла.

1

Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства.

8

«Золотая хохлома. Шарфики для козлят»

1

Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи.

Хохломские изделия. иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства, бумажные полоски 20*30 см желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки», игрушка (или иллюстрация) козы и козлят.

9

«Золотая хохлома. Украсим теремок для зверей»

(коллективная работа).

1

Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи; закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; закрепить технические умения.

Хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Большой теремок на стене из бумаги, игрушки животных – мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя. Бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки»

10

«Золотая хохлома. Посуда для трёх медведей»

1

Учить самостоятельно составлять композицию на объемных формах посуды; развивать самостоятельность в выборе посуды и цветовой гаммы; воспитывать интерес к русским народным художественным промыслам.

Предметы художественных промыслов «Хохлома»; схема – подсказка, посуда на выбор из папье-маше: тарелки, ложки, стаканчики. Гуашь, кисти № 1, 2, тычки, палитры, салфетки, баночки с водой.

11

«Чудо филимоновских свистулек»

Филимоновские свистульки.

1

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Познакомить с элементами росписи. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Выставка филимоновских игрушек, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Силуэтное моделирование «Филимоновские свистульки» Презентация. Таблицы с элементами филимоновской росписи.

Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки.

 

12

«Чудо филимоновских свистулек. Филимоновские олени и коровки»

1

Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

Филимоновские барашки – игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

13

«Чудо филимоновских свистулек. Филимоновский табунок».

1

Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.

Филимоновские олени и коровки – игрушки, иллюстрации, окрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами филимоновской росписи, краска темперная, мягкие кисти, перышко, баночки с водой, салфетки.

14

«Жостовский букет»

Искусство Жостова.

1

Познакомить детей с народным промыслом Жостова. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Выставка изделий жостова. Презентация «Жостовская красота». Бумажные трафареты разной формы черного, красного, желтого, синего цветов; краска гуашь, мягкие кисти.

15

«Сине-голубое чудо Гжели»

Рассказ о промысле.

1

Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства. Презентация. Трафареты посуды, таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.

16

«Сине-голубое чудо Гжели. Гжельские фигурки»

1

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из глины, используя конструктивный способ.

Гжельские изделия и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

17

«Сине-голубое чудо Гжели. Роспись фигурок»

1

Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи.

Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства и сувениры. Таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

18

«Сине-голубое чудо Гжели. Ваза»

1

Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов, учить детей различать изделия, знать характерные особенности разных промыслов. Учить смешивать краски для получения нового цвета.

Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства. Трафареты посуды, схемы-подсказки с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.

19

Ярмарка игрушек.

«Каргопольские игрушки»

Каргопольские легенды.

1

Познакомить с каргопольской игрушкой.

Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.

Выставка каргопольских игрушек, иллюстрации с изображением каргопольских игрушек. Силуэтное моделирование «Каргопольские игрушки» Презентация. Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки.

20

Ярмарка игрушек

«Каргопольские игрушки. Волшебная Птица-Сирин».

1

Развивать у детей замысел. Учить лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Каргопольские  игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

21

Ярмарка игрушек.

«Каргопольские игрушки. Сказочная птица».

1

Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Каргопольские игрушки иллюстрации; покрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами росписи, краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки.

22

Ярмарка игрушек.

«Знакомьтесь, русская матрёшка!»

1

Познакомить детей с самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Силуэтное моделирование «Матрешки»

23

Ярмарка игрушек.

«Знакомьтесь, русская матрёшка! Матрёшеньки-милашеньки»

1

Продолжать знакомство с матрешкой. Учить лепить фигурку из целого куска глины.

Игрушки матрешки и иллюстрации с изображением матрешек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

24

Ярмарка игрушек.

«Знакомьтесь, русская матрёшка!

Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки».

1

Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров.

Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Окрашенные детские изделия. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Краска темперная, кисти, ватные палочки, «тычки».

25

«Веселый Городец»

1

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками.

Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. Презентация. Бумажные полоски 20*30 см., таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

26

«Весёлый Городец. Сарафан для Матрешки»

1

Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета.

Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства, трафареты матрешек, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон.

27

Краса кружевная. «Плат узорный»

Павлово-Посадские платки и шали.

Рассказ о промысле.

1

Познакомить детей с новым промыслом – Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

Выставка Павлово-Посадских платков и шалей. Презентация «Плат узорный». Бумага зеленого, черного, вишневого цветов размером 50*50 см, краска гуашь, мягкие кисти, салфетки.

28

Краса кружевная.

«Плат узорный»

Рисование «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа)

2

Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. Познакомить с техникой холодного батика.

Павлово-Посадские платки и шали (иллюстрации). Ткань размером 100*100 см., краска гуашь, кольца для закрепки ткани, «тычки», кисти.

29

Русские народные промыслы.

1

Расширять представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус.

Выставка народного декоративно-прикладного искусства, украшения, одежды.

30

Русские народные промыслы.

 «Украшение одежды»

1

Расширять знания детей о народных промыслах. Развивать умение строить художественный замысел. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.

Иллюстрации народной одежды, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом. Трафареты одежды, штампы и печатки из картофеля, пробок, ластика.

31

Русские народные промыслы.

 «Ярмарка»

1

Итоговое занятие-выставка. Закрепить знания о декоративно-прикладном искусстве.

Изделия народных промыслов. Рисунки, работы детей.

Календарно-тематический план

2 год обучения

№ п/п

Тема

Часы

Программное содержание

Оборудование

1

«Дымковская сказочная страна. Дымковский индюк».

1

Обобщить и расширить знания детей о дымковской игрушке. Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; учить для декоративного украшения использовать стеку.

Дымковские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

2

«Дымковская сказочная страна. Как у

 чудо – индюка

 все расписаны бока».

1

Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку индюка узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам.

Таблицы с элементами дымковской росписи, игрушки побеленные, краски, кисти, «тычки», ватные палочки.

3

«Дымковская сказочная страна. Дымковская сказка»

1

Закреплять у детей умение составлять узоры по мотивам дымковской росписи, используя её элементы; развивать чувство цвета, умение расположить узор на силуэте; вызвать чувство сопереживания и желание помочь персонажам сказки.

Дымковские игрушки, иллюстративный материал по теме «Дымково», бумажные силуэты коня (по количеству детей),

гуашь, кисти № 2-3, фонограммы народных мелодий.

4

«Дымковская сказочная страна»

Дымковская игрушка, она такая разная!

1

Закрепить знания детей о дымковской игрушке, умение создавать узоры из круга, овала и точки. Развивать эстетическое восприятие, умение передавать узор на объемной форме. Продолжать учить видеть прекрасное в окружающей нас обстановке.

Дымковские игрушки, иллюстративный материал по теме «Дымково», глиняные формы птиц, гуашь, кисти, салфетки

5

«Золотая хохлома. День рождения Ушастика» (роспись посуды).

2

Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить подбирать цвета красок к фону чаш и ваз. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из более сложных элементов хохломской росписи.

Глина для лепки посуды, стеки, салфетки, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки», цветной клей.

6

«Золотая хохлома. Золотые травы Хохломы» (коллективное панно)

1

На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность.

Бумажные силуэты лепестков цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки», цветной клей.

7

«Чудо филимоновских свистулек»

Лепка «Филимоновские красавицы».

1

Обобщить знакомство детей о филимоновских игрушках; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству.

Филимоновские игрушки или иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

8

«Чудо филимоновских свистулек» Рисование «Филимоновский хоровод».

1

Закрепить знания детей о цветовой гамме филимоновской росписи, особенности узора. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.

Таблицы с элементами филимонвской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, перышко.

9

«Чудо филимоновских свистулек. Филимоновский лес»

Коллективная работа

1

Закрепить знания детей о филимоновской игрушке, её характере, особенностях, находить отличия филимоновской игрушки от дымковской.  Развивать фантазию, творчество, композиционные навыки.  Воспитывать интерес к филимоновской игрушке.

Альбомный лист, гуашь (желтая, красная, розовая, изумрудная), образец рисования,  дед Филимон (игрушка), кисть № 2-3, филимоновские игрушки, игровое упражнение «Найди филимоновскую лошадку»

10

«Сине-голубое чудо гжели.Гжельские мастера»

1

Продолжать знакомить детей с гжельской  росписью,  ее историей. Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи.

Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи.

Гжельские изделия, иллюстрации гжельских изделий, слайд – шоу «Сказочная Гжель», аудиозапись русской народной  мелодии, изделия для росписи, гуашь белого и синего цвета, палитра, баночки с водой, кисти, салфетки матерчатые и влажные.

11

«Сине-голубое чудо гжели. Чайный сервиз для кукол» (коллективная работа).

1

Обобщить и расширить знания детей о гжельском промысле. Формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий.

Гжельская посуда, иллюстрации. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

12

«Сине-голубое чудо гжели» Рисование «Расцветай Гжель васильковая»

2

Учить рисованию гжельской розы, использованию двойного мазка. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего.

Детские изделия, таблицы с элементами гжельской росписи, краска темперная, кисти, ватные палочки, «тычки».

13

Ярмарка игрушек.

«Каргопольские игрушки. Могучий

Полкан-богатырь».

1

Закрепить знания детей о каргопольской игрушке и обобщить их. Закрепить умение самостоятельно выбирать элементы росписи и самостоятельно расписывать свою игрушку.

Таблицы с элементами филимонвской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, ватные палочки, кисти, «тычок».

14

Ярмарка игрушек.

«Знакомьтесь, русская матрёшка! Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки»

1

Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи.

Матрешки-игрушки. Иллюстрации с изображением матрешек. Таблицы с элементами и цветовым решением матрешек (полхов-майданских, загорских и семеновских), трафареты и силуэтное моделирование «Русские матрешки», краска гуашь, кисти, печатки, «тычки».

15

Ярмарка игрушек.

«Знакомьтесь, русская матрёшка! Русские красавицы всем нам очень нравятся»

1

Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления. Украшать матрёшку по своему замыслу, использовать нетрадиционную технику. Развивать творчество и фантазию.

Таблицы с элементами росписей матрешек (семеновской, полхов-майданской, загорской), модели двусторонних матрешек, краска гуашь, ватные палочки, кисти, «тычок», трафареты.

16

Ярмарка игрушек.

«Богородская игрушка»

Знакомство с Богородской резной деревянной игрушкой.

1

Познакомить детей с новым промыслом – богородскими резными игрушками. Познакомить с особенностями их изготовления, своеобразием композиции.

Альбомы с иллюстрациями Богородских игрушек. Презентация.

17

Ярмарка игрушек.

«Богородская игрушка. Богородский медведь».

1

Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия.

Иллюстрации Богородских игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

18

Ярмарка игрушек.

«Богородская игрушка»

(графика)

1

Продолжать знакомить детей с Богородской резной деревянной игрушкой. Учить рисовать Богородскую игрушку графическим способом, стараясь передать движение и строение персонажей. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

Иллюстрации Богородских  игрушек. Бумага, простые карандаши.

19

«Весёлый Городец. Украсим кукольную мебель городецким узором» (коллективная работа).

1

Закрепить умение детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях по знакомству с Городецкой росписью, для украшения Городецким узором новых изделий. Согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей мебели, пользуясь схемами узора.

Таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, фломастеры, кисти, ватные палочки, «тычки», трафареты, воздушные фломастеры, зубные щетки, стеки.

20

«Весёлый городец»

Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз»

1

Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства, трафареты разделочных кухонных досок, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон.

21

«Жостовский букет. Жостовские подносы»

1

Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях Жостовской росписи. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме.

Подносы из папье-маше черного, красного, желтого, синего цветов. Таблицы с элементами росписи, раски, кисти, вода.

22

Краса кружевная. «Красота вологодских кружев» Знакомство с вологодскими кружевами.

1

Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Воспитывать уважение к мастерам. Дать представление о содержании и особенностях узора (симметрии, ритме). Воспитывать интерес к искусству кружевоплетения, вызвать эмоциональный отклик, желание самому творить, учиться составлять узор на полосе.

Иллюстрации кружевных изделий вологодских мастериц; репродукция картины В. Тропинина «Кружевница». Презентация «Вологодские кружева», Сказка «Семь Катерин». Таблица с элементами кружев. Бумага черного цвета размером 20*30 см., краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

23

Краса кружевная

«Красота вологодских кружев. Кружева, как белые ромашки распустили лепестки»

1

Продолжать знакомить детей с народным промыслом «кружевоплетение»; показать красоту кружевных изделий вологодских мастериц. Использовать в работе нетрадиционную технику рисования – черно-белый граттаж.

Таблица с элементами кружевоплетения. Силуэты одежды черного цвета, палочки для техники граттажа, салфетки.

24

Краса кружевная. «Красота вологодских кружев»

Рисование «Праздничная скатерть»

1

Закреплять знания о народном промысле «Кружевоплетение»; учить составлять узор на клейкой бумагу разной формы, передавая элементы узора, особенности рисунка. Развивать творчество, фантазию.

Кружевные изделия вологодских мастериц. Таблица с элементами кружевоплетения, нитки разной фактуры, клейкая бумага, салфетки. Рисование нитками разной фактуры, клейкая бумага.

25

Краса кружевная «Плат узорный»

Рисование «Шаль всем на диво - нарядна, красива» (коллективная работа)

2

Закрепить знание детей о средствах выразительности декоративного украшения Павлово-Посадских шалей. Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов, умение согласовывать свои действия с работой товарищей.

Павлово-Посадские шали и платки. Ткань размером 100*100 см по краю с бахромой, белого и красного цвета, краски для росписи методом батика, кольцо для закрепления ткани, кисти.

26

«Русский народный костюм»

Знакомство с русским народным костюмом.

1

Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

Иллюстрации и фотографии с русским народной одеждой. Презентация.

27

Русские народные промыслы.

«Русский народный костюм» (рисование орнамента)

1

Формирование познавательного интереса к народной культуре, посредством изучения орнаментов. Ознакомление детей с народными традициями с использованием орнамента в различных изделиях; уважение к своему труду и труду своих сверстников.

Иллюстрации с изображением русского костюма; таблицы с элементами и цветовым решением орнаментов; бумажные полоски 10*30 см, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

28

Русские народные промыслы

«Украшение орнаментом одежды».

1

Обобщить знания детей о народных промыслах родного края. Развивать творческие способности детей; развивать умение строить художественный замысел.

Иллюстрации  русской народной одежды, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом. Трафареты одежды, палочки для работы техникой цветного граттажа.

29

Русские народные промыслы. Рисование

«Оденем Ваню и Маню в русский костюм»

1

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма.

Иллюстрации с изображением русского костюма, детали костюмов для росписи, цветной клей.

30

Русские народные промыслы.

 «Ярмарка»

1

Итоговое занятие-выставка. Закрепить знания о декоративно-прикладном искусстве.

Изделия народных промыслов. Рисунки, работы детей.


Методическое обеспечение программы

п\п

Разделы

Форма занятий

Техническое оснащение занятий

Формы подведения

итогов

1.

Ознакомительный раздел

Рассказывание, рассматривание, демонстрация изделий, показ иллюстраций, показ презентаций.

Наглядный материал, иллюстрации, фотографии, дидактические игры, аудиозаписи, презентации.

Игра

2.

Рисование

Беседа, игра, практическая работа

Листы белой бумаги, краски, гуашь, кисти разных размеров, простой карандаш, цветные карандаши, ватные палочки, баночки для воды, шаблоны, трафареты, таблицы-схемы

Выставка работ

3.

Лепка

Беседа, игра, практическая работа

Пластилин, солёное тесто,  глина, стеки, салфетки сухие и влажные, дощечки, демонстрационный материал.

Выставка изделий

4.

Конструирование

Беседа, игра, практическая работа

Картон, бумага цветная, выкройки изделий, ножницы, клей ПВА, скрепки, салфетки сухие и влажные.

Выставка работ


Учебно-методический комплекс.

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Москва. Мозаика-синтез, 2014.
  2. Николкина Т.А. Изобразительная деятельность: конспекты занятий. Волгоград, 2013
  3. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2013.
  4. Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомим детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010
  5. Грибовская А.А. Лепка в детском саду. Москва. Сферы, 2013.
  6. Комарова Т.С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. Москва. Просвещение, 1996.
  7. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Москва. Педагогическое общество России, 2007.
  8. Комарова Т.С. Цвет в изобразительном творчестве дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2007.
  9. Чусовская А. Программа и методические рекомендации по художественному творчеству детей 5-7 лет. Москва. АРКТИ, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Учебная программа по дополнительному образованию "Детсадовские умельцы"

Кружок «Детсадовские умельцы» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаем...