Главные вкладки

    Презентация "Коммуникативная деятельность - как форма активности ребенка во взаимодействии со взрослыми и сверстниками"
    презентация по теме

    Калинина Екатерина Валерьевна

    Презентация "Коммуникативная деятельность - как форма активности ребенка во взаимодействии со взрослыми и сверстниками"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Ручеек» Презентация «Коммуникативная деятельность – как форма активности ребенка во взаимодействии со взрослыми и сверстниками » Педагог-психолог МБДОУ детского сада №15 «Ручеек» Калинина Е.В. 2016г.

    Слайд 2

    Содержание параметров форм общения (по М.И.Лисиной ) Форма общения Время появления Потребность Общение мотивы средства Ситуативно-личностная 1 – 6 мес. Внимание и доброжелательность взрослого Личностные Экспрессивно-мимические Ситуативно-деловая 6 мес. – 3 года Сотрудничество со взрослым Деловые Предметно-действенные Внеситуативно-познавательная 3 года – 5 лет Уважение взрослого Познавательные Речевые Внеситуативно-личностная 5 – 7 лет Сопереживание и взаимопонимание взрослого Личностные Речевые

    Слайд 3

    Установки человека на общение ( по С.Л.Братченко ) Диалогическая направленность Авторитарная направленность Манипулятивная направленность Индифферентная направленность.

    Слайд 4

    Структура речевого общения. Значение и смысл слов, фраз; Речевые звуковые явления – темп речи, модуляция высоты голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция; Выразительные качества голоса.

    Слайд 5

    Вербальные формы взаимодействия взрослого и ребенка Характеристики общения Действия / примеры коммуникативных форм Ограничивающие (запрещающие) Побуждающие Вербальные (речь) Интонация громкая или раздраженная, эмоционально окрашенная. Негативная реакция. Резкая, озлобленная речь. Импульсивность в речи. Командный, угрожающий, повышенный тон. Мягкая, доброжелательная интонация. Спокойный тон, приятный, нежный голос. Четко, понятно сформулированное сообщение ребенку. Эмоциональная отзывчивость.

    Слайд 6

    Невербальные формы взаимодействия взрослого и ребенка Характеристики общения Действия / примеры коммуникативных форм Ограничивающие (запрещающие) Побуждающие Невербальные (мимика, жесты и др.) Запрещающие действия. Строгий, злой взгляд. Сердитое выражение лица. Губы плотно сжаты, скрежет зубами. Жесты идут сверху вниз, рубящие. Взгляд изподлобья , жесткий, брови опущены вниз, глаза прищурены. Руки и плечи напряжены. Взгляд сверху вниз, взрослый «стоит над ребенком». Угрожающие позы. Открытая поза: руки открыты ладонями вверх, взрослый наравне с ребенком, присел, контакт «глаза в глаза». Глаза спокойные. Уголки губ приподняты вверх, улыбка. Мягкое, радостное, приветливое выражение лица. Мягкая, спокойная, доброжелательная интонация. Взрослый наравне с ребенком, присел, контакт «глаза в глаза». Мягкие, спокойные искренние жесты. Поглаживание по голове, спине, рукам.

    Слайд 7

    «Открытые» типы реакции ребенка, направленные на взаимодействие: Физические : смотрит на человека, использует поддерживающие жесты, подает руку или предмет, приближается, обменивается игрушками, приглашает, уступает место и пр .; Вербальные : использует речевые выражения, обозначающие просьбы, приглашения, предложения, вопросы, направленные на выявление сути, причины или объяснения; Эмоциональные : реагирует, демонстрируя симпатию, проявляет эмпатию.

    Слайд 8

    «Закрытые» типы реакции ребенка, направленные на взаимодействие: Физические : не смотрит в сторону другого человека, в ответ на его действия отходит в сторону, отгораживает свое пространство игры, делает жесты, означающие ограничение, использует жесты, демонстрирующие нежелание взаимодействовать, убирает свои вещи, прячет их, отодвигает; Вербальные : речь отсутствует, либо использует речевые выражения, обозначающие угрозу, требование; Эмоциональные : реагирует , демонстрируя антипатию или индифферентное отношение.

    Слайд 9

    Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников Формы организации деятельности детей Образовательная деятельность в режиме дня Самостоятельная деятельность детей - интегрированные занятия; - игровые ситуации, игры с правилами , дидактические, подвижные, народные, творческие игры; - беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др. - индивидуальные и совместные творческие игры ; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения , театральном уголке, автогородке ; - самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры; простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории

    Слайд 10

    Деятельность педагога по организации социально-коммуникативного развития дошкольников. Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает: организацию предметно-пространственной среды; создание для детей ситуаций коммуникативной успешности; стимулирование коммуникативной деятельности детей; устранение у детей коммуникативных трудностей; мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций; о беспечение баланса между образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей; моделирование игровых ситуаций.

    Слайд 11

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №15 «Ручеек»

    Презентация

    «Коммуникативная деятельность – как форма активности ребенка во взаимодействии со взрослыми и сверстниками»

    D:\РУЧЕЕК\ФОТО, ВИДЕО\2016 год\РМО 29.04.16\DSC01837.JPG

    Подготовила

    педагог-психолог МБДОУ

    детского сада №15 «Ручеек»

    Калинина Е.В.

    апрель, 2016г.

    г.Сергач

    Слайд 1. Тема презентации

            Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.

    К элементам эффективного общения относят следующие:

    - желание вступать в контакт с окружающими;

    -умение организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

    -знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

    Слайд 2. Содержание параметров форм общения (по М.И.Лисиной)

            Что касается социально-коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста, то в  результате исследований были выделены четыре основные формы общения, сменяющие друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребенка.

    Форма общения

    Время появления

    Потребность

    Общение

    мотивы

    средства

    Ситуативно-личностная

    1 – 6  мес.

    Внимание и доброжелательность взрослого

    Личностные

    Экспрессивно-мимические

    Ситуативно-деловая

    6 мес. – 3 года

    Сотрудничество со взрослым

    Деловые

    Предметно-действенные

    Внеситуативно-познавательная

    3 года – 5 лет

    Уважение взрослого

    Познавательные

    Речевые

    Внеситуативно-личностная

    5 – 7 лет

    Сопереживание и взаимопонимание взрослого

    Личностные

    Речевые

    Слайд 3. Установки человека на общение (по С.Л.Братченко)

            Психолог С.Л.Братченко выделил ряд установок человека на общение, некоторые из них можно обнаружить и при общении взрослого и ребенка.

    • Диалогическая направленность – ориентация на равноправное общение, сотрудничество педагога с детьми, совместное творчество, взаимопонимание и взаимосодействие;
    • Авторитарная направленность – проявление эгоцентризма в общении, стремление педагога быть понятым ребенком, при полном игнорировании проблем;
    • Манипулятивная направленность – утонченная форма эгоцентризма с ориентацией на собственную выгоду за счет интересов партнера общения, стремление понять партнера с тем, чтобы использовать его в личных целях, в то же время не желая раскрываться самому;
    • Индифферентная направленность – отсутствие выраженной ориентации педагога в сфере общения, безразличие к проблеме ребенка и к своему общению, установка на сугубо деловые отношения.

    Наиболее эффективная форма педагогического общения – диалогическая направленность. Для детей раннего и дошкольного возраста большое значение имеют применяемые взрослым речевые и неречевые формы общения. Среди речевых форм выделяют монолог и диалог. Направленный диалог называется беседой. Именно эта форма наиболее продуктивна во взаимодействии взрослого и ребенка.

    Слайд 4. Структура речевого общения.

            В структуру речевого общения входят:

    • Значение и смысл слов, фраз; важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонаций;
    • Речевые звуковые явления – темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция; наиболее привлекательная в общении – плавная, спокойная, размеренная манера речи;
    • Выразительные качества голоса (характерные спецефические звуки, возникающие при общении – смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель, нулевые звуки – паузы; а также звуки вокализации – «хм-хм», «э-э-э» и др.)

    Слайд 5. Вербальные формы взаимодействия взрослого и ребенка

            Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность и качество совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в общении между детьми, служит коммуникация. По своей форме и содержанию общение бывает вербальным и невербальным.

    Характеристики общения

    Действия/ примеры коммуникативных форм

    Ограничивающие (запрещающие)

    Побуждающие

    Вербальные

    (речь)

    • Интонация громкая или раздраженная, эмоционально окрашенная.
    • Негативная реакция.
    • Резкая, озлобленная речь.
    • Импульсивность в речи.
    • Командный, угрожающий, повышенный тон: «Ты не видишь, куда идешь?», «не трогай, только что все убрали!», «Нельзя!», «Хватит плакать!»

    • Мягкая, доброжелательная интонация.
    • Спокойный тон, приятный, нежный голос.
    • Четко, понятно сформулированное сообщение ребенку.
    • Эмоциональная отзывчивость: «Помоги мне, пожалуйста», «Давай поиграем вместе», «Как ты думаешь?», «Давайте посмотрим, что у нас лежит на полу? Где они должны лежать? Давайте уберем на место», «Что бы ты выбрал?»

    Слайд 6. Невербальные формы взаимодействия взрослого и ребенка

    Характеристики общения

    Действия/ примеры коммуникативных форм

    Ограничивающие (запрещающие)

    Побуждающие

    Невербальные

    (мимика, жесты и др.)

    • Запрещающие действия (например, вытянутый указательный палец).
    • Строгий, злой взгляд.
    • Сердитое выражение лица.
    • Губы плотно сжаты, скрежет зубами.
    • Жесту идут сверху вниз, рубящие.
    • Взгляд изподлобья, жесткий, брови опущены вниз, глаза прищурены.
    • Руки и плечи напряжены.
    • Взгляд сверху вниз, взрослый «стоит над ребенком».
    • Угрожающие позы: замахивания рук, резкие жесты, руки на поясе или скрещены на груди.
    • Открытая поза: руки открыты ладонями вверх, взрослый наравне с ребенком, присел, контакт «глаза в глаза».
    • Глаза спокойные.
    • Уголки губ приподняты вверх, улыбка.
    • Мягкое, радостное, приветливое выражение лица.
    • Мягкая, спокойная, доброжелательная интонация.
    • Взрослый наравне с ребенком, присел, контакт «глаза в глаза».
    • Мягкие, спокойные искренние жесты.
    • Поглаживание по голове, спине, рукам.

    Слайд 7. «Открытые» типы реакции ребенка, направленные на взаимодействие:

            В социально-коммуникативной деятельности различают «открытые» и «закрытые» типы реагирования ребенка на взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

            «Открытые» типы реакции ребенка, направленные на взаимодействие можно разделить на:

    • Физические (смотрит на человека, использует поддерживающие жесты (дружественное похлопывание, поглаживание, объятия и др.), подает руку или предмет, приближается, обменивается игрушками, приглашает, уступает место и пр.);
    • Вербальные (использует речевые выражения, обозначающие просьбы, приглашения, предложения («посмотри», «дай, пожалуйста», «помоги», «уступи», возьми), «давай будем делать…») вопросы, направленные на выявление сути, причины («зачем ты это сделал?», «почему ты взял?», «как это произошло?» или объяснения («это случилось потому что…»));
    • Эмоциональные (реагирует, демонстрируя симпатию, проявляет эмпатию (улыбка, смех, выражение заинтересованности, удивления, сопереживания, радости, сочувствия и пр.)).

    Слайд 8. «Закрытые» типы реакции ребенка, направленные на взаимодействие:

    • Физические (не смотрит в сторону другого человека, в ответ на его действия отходит в сторону, отгораживает свое пространство игры, делает жесты, означающие ограничение (закрывает рукой свои предметы, показывает границу, дальше которой нельзя продвигаться), использует жесты, демонстрирующие нежелание взаимодействовать (сжимает кулаки, размахивает руками, закрывает руками уши, глаза), убирает свои вещи, прячет их, отодвигает);
    • Вербальные (речь отсутствует, либо использует речевые выражения, обозначающие угрозу, требование («уйди», «не трогай», «отдай», «я тебя сейчас стукну»));
    • Эмоциональные (реагирует, демонстрируя антипатию или индифферентное отношение (мимика отсутствует, кривит рот, закрывает глаза, всхлипывает, плачет, показывает язык)).

    Слайд 9. Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников

    Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    На экране вы видите формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД) в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

    Формы организации деятельности детей

    Образовательная деятельность в режиме дня

    Самостоятельная деятельность детей

    - интегрированные занятия;

    - игровые ситуации, игры с правилами ,дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные,  творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

    - беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.

    - индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;

    - самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории

    Слайд 10. Деятельность педагога по организации социально-коммуникативного развития дошкольников.

    Опыт работы дошкольных образовательных организаций показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания,  обеспечить  общее психическое развитие, формировать предпосылки  учебной деятельности и качеств,  необходимых для адаптации к школе и успешного  обучения в начальных классах.

    Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:

    • организацию предметно-пространственной среды;
    • создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
    • стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
    • устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
    • мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
    • обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
    • моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

    Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

    Подготовила

    педагог-психолог МБДОУ

    детского сада №15 «Ручеек»

    Калинина Е.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Методы развития интегративного качества ребёнка,овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками"

    Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии....

    «Использование игр для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, активизации их интеллектуальных способностей и выработку навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками»

    В моей работе подробно рассмотрены особенности игр, в том числе и фольклора при развитии детей раннего возраста, составлен их подробный перечень....

    Консультация для родителей «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ», развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.

    Консультация для родителей «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»,развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего р...

    Создание благоприятных условий для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в трудовой и игровой деятельности

    Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросл...

    «Опыт работы по формированию навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе реализации проектной деятельности»

    laquo;Опыт работы по формированию навыков общения и взаимодействия ребенка со  взрослыми и сверстниками  в процессе реализации проектной деятельности»...